Украинская война поставила Китай в трудное положение. Будучи другом и России, и Украины, Китай не хочет выбирать одну из сторон , сообщает forbes.kz.

Посол Китая намекнул на возможность военного конфликта с США - МК

Напротив, согласно традиционной китайской мудрости, когда два друга дерутся, главной задачей должно быть прекращение конфликта с помощью посредничества. Хотя сбалансированная позиция Китая вызывает немало подозрений, в итоге она может ускорить приближение конца этой войны – и смягчить напряжённость в отношениях с США.

Когда началась война, западные обозреватели подчёркивали, что позиция Китая выглядит прокремлёвской, чем объяснялся, например, отказ китайского руководства использовать слово «вторжение» при упоминании российской агрессии против Украины, или его обвинения в адрес блока НАТО, чьи действия довели российско-украинские противоречия до «переломного момента», или его критика западных санкций. Однако представители Запада уделяют мало внимания неоднократным призывам Китая ко всем странам уважать суверенитет и территориальную целостность друг друга (а это явный, хотя и косвенный, упрёк России) и оказание Китаем гуманитарной помощи Украине.

Более того, Запад явно склонен полагать, что Китай, заключивший с Россией соглашение о сотрудничестве всего за три недели до вторжения, находится на российской стороне. 13 марта, за день до встречи со своим китайским коллегой, советник по национальной безопасности США Джейк Салливан предупреждал, что Китай «несомненно» столкнётся с суровыми последствиями, если окажет военную помощь России или поможет этой стране обходить западные санкции.

Однако семичасовая встреча Салливана с высокопоставленным китайским внешнеполитическим советником Яном Цзечи были совершенно не такой антагонистичной, как можно было ожидать. Ян повторил позицию Китая: содействовать мирным переговорам, чтобы можно было завершить этот конфликт как можно скорее. На следующий день представитель министерства иностранных дел Китая Чжао Лицзянь вторил заявлениям Яна, отметив, что Китай «совершенно объективен, беспристрастен и конструктивен».

Те же идеи доминировали спустя несколько дней на виртуальной встрече председателя КНР Си Цзиньпина с президентом США Джо Байденом. Си заявил, что Китай с сожалением наблюдает, как Россия и Украина прибегли к военной силе для урегулирования своих разногласий, и он выразил надежду, что Китай и США будут работать вместе над восстановлением мира.

Есть основания полагать, что США начинают лучше понимать позицию Китая. После встречи Байдена и Си Цзиньпина Белый дом смягчил свою риторику, отметив, что Байден «описал последствия», с которым столкнётся Китай в случае, если окажет «материальную помощь» России, и «подчеркнул свою поддержку дипломатического урегулирования этого кризиса». Кроме того, оба лидера «согласились, что важно сохранять открытыми линий коммуникаций» для «управления соперничеством» между их странами.

После этой встречи Китай предъявил США новые доказательства своей приверженности нейтралитету, объявив о новом раунде гуманитарной помощи Украине. А посол Китая в США Цинь Ган объяснил, что, хотя Китай остаётся верен своей «безграничной» дружбе с Россией, у неё есть «нижний предел»: уважение к нормам Устава ООН.

С американской стороны, торговый представитель США продлил истёкший срок исключения из режима экспортных пошлин («Раздел 301») для 352 китайских экспортных товаров. Хотя эта цифра меньше, чем ожидалось (можно было продлить исключения для 549 наименований товаров), многие рыночные аналитики интерпретировали данное решение как жест доброй воли. Ещё лучшей новостью для рынков стали намечающиеся позитивные сдвиги на переговорах китайских и американских регуляторов о соглашении по поводу американских аудиторских проверок китайских компаний, имеющих листинг на биржах США.

Китай давно отвергает американские требования проверять бухгалтерскую отчётность китайских компаний, опасаясь, что эти компании будут вынуждены раскрывать конфиденциальную информацию. Однако китайские регуляторы сигнализируют сейчас о готовности пойти на определённые уступки, чтобы не допустить исключения из биржевого листинга китайских компаний; в частности, они поручили крупнейшим фирмам готовиться к более полному раскрытию информации в ходе аудита. Рынок приветствовал этот сдвиг: котировки китайских акций повысились.

Все эти события едва ли предвещают конец американо-китайского соперничества. США по-прежнему убеждены, что Китай обманул Запад (долгое время содействовавший его экономическому подъёму), применяя нечестные методы в торговле, в частности, принуждая компании к трансферу технологий. И поэтому любые попытки Байдена смягчить жёсткую политику в отношении Китая, которую он унаследовал от своего предшественника Дональда Трампа, скорее всего, наткнутся на серьёзные политические ограничения. Со своей стороны, Китай настаивает, что Америка несправедливо проводит политику сдерживания, которая равнозначна предательству давнего экономического партнёрства двух стран.

Из-за подобных взглядов обе стороны заняли оборонительную позицию. Они явно не осознают, что многие из их страхов безосновательны – их усиливают недоверие и раздражение, а не реальные угрозы.

В подобных условиях восстановление мирных и конструктивных китайско-американских отношений должно происходить постепенно и опираться на поэтапное восстановление доверия. Как говорят в Китае, «метровый лёд не образуется за один холодный день».

Впрочем, как мы уже начинаем видеть, украинская война способна помочь формированию и поддержанию условий для сдвига в американо-китайских отношениях, а последние решения могут ознаменовать начало поворотного момента, по крайней мере, в экономической сфере.

Российскую войну в Украине невозможно оправдать – и Китай не пытается это делать. Напротив, гуманитарная помощь Китая Украине, наряду с его настойчивыми требованиями уважать национальный суверенитет и территориальную целостность, означают косвенное согласие с Америкой и её союзниками в том, что эта война должна быть прекращена, а суверенитет и независимость Украины – сохранены. Хотя американо-китайским отношениям предстоит пройти ещё длинный путь, украинская война напомнила обеим сторонам, что у них есть общая заинтересованность в установлении мира и в экономическом взаимодействии.

Автор Ян Яо

Источник forbes.kz