Что происходит на финансовом рынке Казахстана из-за санкций на дочерние банки России , сообщает forbes.kz.

Банки Казахстана: объемы активов на максимуме, обязательства на пике -  365info.kz

Из-за санкций, введенных против российских банков в Казахстане, клиенты столкнулись с массой неприятностей – они не могут осуществлять любые операции в долларах и евро; приостановлена работа карт Visa и MasterCard за пределами собственной сети банкоматов и POS-терминалов; введены лимиты на снятие наличных и приостановлена выдача кредитов. Из-за этого у компаний, которые обслуживаются в «дочках» банков РФ, уже возникают трудности с доступом к финансированию и их бизнес сталкивается с серьезными сложностями.

Как пишет на своей странице в Facebook генеральный директор ТОО «KazBrand» Алмаз Зарипов, Альфа-Банк «поставил многие предприятия в Казахстане на грань банкротства и убытков».

«Риски в работе с этим банком образовались ещё в конце февраля этого года, однако Альфа-Банк ввёл в заблуждение своих клиентов и усиленно распространял информацию о своей неприкосновенности и невозможности наложения санкций. Однако гром грянул, и теперь клиенты банка стали его заложниками, благодаря чему многие попадут под банкротство, а остальные понесут многомиллионные убытки. Как платить зарплату, закупать сырье и оплачивать услуги?» - пишет Зарипов.

И случай этот, разумеется, не единичный. В затруднительном положении оказались и клиенты Сбербанка Казахстан. На 1 марта 2022 года общий ссудный портфель банка составлял 2,4 трлн тенге и банк уверенно входил в топ-3 кредиторов Казахстана. Он кредитовал казахстанские производственные предприятия, финансировал закуп импортного оборудования и техники. Теперь доступ к этим услугам оказался закрыт.

- Альфа-Банк Казахстан хорошо работал с МСБ и особенно в области обслуживания торговли. У него были ведущие позиции в этом плане, он хорошо кооперировал обслуживание бизнеса между двумя странами. Сбербанк Казахстан тоже серьезный большой банк, занимает второе место по величине активов. У него большой кредитный портфель был и есть. Поэтому в целом то, что сейчас происходит, влечет существенные экономические потери, - говорит экономист Алмас Чукин.

По данным Казахстанской ассоциации миноритарных акционеров (QAMS), только за февраль 2022-го казахстанцы вывели из трех российских банков 1,82 трлн тенге. Невольным бенефициаром этого перетока вкладов стал Halyk Bank, который за месяц получил 348 млрд тенге дополнительной депозитной базы только от физических лиц. Еще 135 млрд тенге казахстанцы вложили в Kaspi.kz.

- Банку, у которого нет валюты и карточек международного образца, зато есть не очень хорошая санкционная репутация, люди не доверяют. Даже если он работает и может осуществлять операции в тенге, он все равно становится неполноценным банком и клиенты расходятся, - объясняет Чукин.

Дочки российских банков сталкиваются не только с оттоком депозитов, но и распродают кредиты. Так, по данным Telegram-канала Finance.kz заемщикам Сбербанка Казахстана стали приходить сообщения о предстоящей уступке прав требований по договору займа без изменения условий. В Finance.kz пишут, что ранее по такому же пути пошел ВТБ (Казахстан) и передал свои кредиты в другие банки. Альфа-Банк Казахстан также сообщил о продаже кредитного портфеля другим казахстанским банкам.

- В любом банке около 70% денег вкладчиков находятся в кредитах. И если все, кто положил деньги в банк, одновременно придут и скажут - верните наши деньги, то банк «ляжет» за час. В лучшем случае у банка есть 20-30% «живых» денег, но остальные 70% - у заемщиков, которых банк, само собой, не может заставить вернуть долг в один день. В результате банк оказывается в искусственном дефолте. Вроде ничего плохого не сделали, деньги есть, но не на счету, и обеспечить ликвидность невозможно. Потому происходит продажа кредитного портфеля, который обычно предлагается с большой скидкой. Условно, продавцы говорят другому банку: вот такой-то заемщик должен нам миллион, дай нам хотя бы 700 тысяч, остальное твое. Им нужно, хоть и с потерями, но вытащить деньги назад от заемщиков, - объясняет Алмас Чукин.

Но не будет ли у казахстанских банков перегруза из-за резкого повышения числа клиентов? Эксперты считают, что казахстанские банки в состоянии обслужить этот внезапный наплыв.

- Суммарно российские «дочки» занимали порядка 15% рынка по активам, но при этом надо учитывать, что большинство их клиентов параллельно держали счета в казахстанских банках. Например, только в Kaspi.kz счета имеют порядка 11 млн человек, а это практически всё экономически активное население. На прежних клиентах это тем более никак не отразится, - считает председатель управляющего совета QAMS Ерканат Абени.

А вот у российских дочерних банков есть большие риски обанкротиться и остановить свою деятельность, однако дело до этого может и не дойти, считает Ерканат Абени.

- Риски такие, конечно, существуют, но помимо банкротства и приостановления деятельности могут быть и другие сценарии. Например, если с учетом ситуации российские банки предложат хороший дисконт, то наши игроки охотно выкупят их «дочек» - возможности и аппетиты такие есть, - говорит председатель QAMS.

11 апреля в Альфа-Банке также заявили о планах сменить акционера. Переговоры с инвесторами уже ведутся, а более 10 интересующихся уже конкретно изучают документы и финансовую отчетность банка. В Альфа-Банке надеются провести сделку уже в ближайшие недели. Но Алмас Чукин подвергает сомнению вероятность этой сделки в столь краткие сроки.

- Нацбанк РК требует, чтобы потенциальные покупатели и продавцы получили согласие от управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC). И только с их разрешения эта сделка может состояться. Если они разрешат, что вряд ли произойдет в ближайшее время, и случится смена акционеров, это не означает, что автоматически снимут и санкции. Новый акционер должен будет вновь обратиться в OFAC, к США и ЕС, сказать, что этот банк больше не имеет отношения ни к России, ни к российским инвесторам, и направить запрос на снятие санкций. И только когда выйдет официальное решение, новое руководство сможет восстановить работу. На это могут уйти месяцы, а у них срок до 6 мая 2022 года. Потом вступает в силу полный объем санкций. Это значит, что всем контрагентам Альфа-Банка, включая и Нацбанк РК, нужно будет завершить бизнес-процессы, связанные с Альфа-Банком, и тогда банк, скорее всего, будет вынужден остановить свою деятельность, - объясняет свои сомнения Алмас Чукин.

Если говорить в целом о состоянии финансового сектора Казахстана, то здесь эксперты не видят серьезных рисков, в том числе и санкционных.

- Надо отметить, что в банках Казахстана, благодаря достаточно строгим пруденциальным требованиям, достаточно прочный запас капитала и ликвидности. Нацбанк как регулятор в режиме реального времени мониторит ситуацию с дочками российских банков, также в случае чего готов обеспечить наличность, чтобы они могли обслужить своих клиентов. Но в то же время власти официально заявили, что мы не станем помогать российским структурам избегать санкций. Это означает, что наш финансовый сектор и регулятор сделает всё, чтобы избежать вторичных санкций, - уверен Ерканат Абени.

А вот где действительно сейчас серьезные проблемы, так это во внешней торговле - из-за трудностей с расчетами, особенно в части валютных платежей. Но, по мнению Ерканата Абени, это лишь технические аспекты в сравнении с фундаментальными проблемами, с которыми Казахстан уже столкнулся и будет продолжать сталкиваться вследствие влияния экономической блокады России как основного торгового партнера и участников ЕАЭС и ТС.

Автор Дарья Андреева

Источник forbes.kz