Программа льготного автокредитования на грани срыва — в салонах машин нет, а потенциальных покупателей негласно понуждают платить за постановку в очередь , сообщает 365info.

Казахстанский автопром нащупал выход из кризиса - МК Казахстан

В первые же дни с момента начала приема заявок на приобретение льготных авто под 4% годовых программа показала свою неполноценность. В соцсетях появились видеоролики об ажиотаже в автосалонах и сообщения, что менеджеры вымогают с граждан до 1 млн тенге только за право оказаться в очереди на льготный кредит.

Покупательская неспособность

Политолог, общественный деятель Санжар Бокаев на своей странице в Facebook выложил видеоролик со свежими комментариями работников автосалонов, которые недвусмысленно говорят о том, что машин на продажу нет.

«Прокуратура Алматы выявила, что автодилеры навязывают дополнительные услуги и аксессуары при покупке нового автомобиля», — написал эксперт. — «Хотя год назад я рассказывал, как автодилеры специально создают дефицит автомобилей и накручивают «допуслуги». Агентство по защите реальной конкуренции обещали разобраться, но сдулись, как всегда. Вот видео. Оно все еще актуально спустя почти год. Госорганы медлят.За это время казахстанцы переплатили миллиарды тенге. Я же не просто так выезжал на место и раскладывал по цифрам

Мне жаль, что казахстанцы всегда теряют свои кровные деньги из-за сговора олигархов. Как важно, чтобы каждый госорган выполнял свои функции и не ждал «указки» сверху».

  • А вот цитаты из видеоролика, который Санжар Бокаев разместил под своей текстовой публикацией. Это комментарии сотрудников автосалонов.
  • Ориентировочная дата прибытия автомобиля с производства до салона — 5 месяцев
  • Машин почему нет? Машины собираются в Корее, то есть идет корейская сборка. Далее через Корею она отправляется в Казахстан как запчасть
  • Задержки идут, потому что мелкоузловая сборка автомобиля проходит в Южной Корее
  • Оплату принять мы у вас не можем. В наличии сейчас автомобилей нет
  • Сейчас такая ситуация в принципе в каждом салоне
  • Есть Sonata, 11 590 000 тенге, но там установлено дополнительное оборудование на сумму 2 млн тенге
  • В данный момент у нас все автомобили облагаются дополнительным оборудованием, 800 тысяч. У нас вообще облагаются дополнительным оборудованием
  • Это сейчас политика салона
  • Дополнительное оборудование 600 тысяч на автомобиль — оно обязательно
  • Вы сейчас придете в «Тойоту» — 700 тысяч, 1 млн

Льготному кредитованию быть или нет?

«Если, покупая машину в автосалоне, вы видите, что вам навязывают дополнительные опции, знайте, что это незаконно, — говорит Бокаев, ссылаясь на законодательство о защите прав потребителей. — Включайте камеру и попросите повторить на камеру. Я не могу понять, почему государство позволяет обдирать казахстанцев? Почему среднестатистическая семья, которая на последние деньги или в кредит хочет купить автомобиль за 6 млн тенге, должна оплачивать допопции на 600 тысяч тенге? Где это видано?»

18 мая, спустя двое суток с момента старта программа льготного автокредитования, Ассоциация казахстанского автомобильного бизнеса (АКАБ) разослала журналистам пресс-релиз, в котором утверждает, что автопром наращивает объемы производства.

«По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, в апреле 2022 года в Казахстане было произведено 8 507 единиц техники общей стоимостью 92,5 млрд тенге против 6 194 единицы и 54,9 млрд тенге годом ранее. Объемы выпуска превзошли результаты апреля 2021 года на 37,3%, — говорится в сообщении АКАБ. — В апреле было выпущено 7 804 единицы легковых автомобилей (+46,6% по сравнению с апрелем 2021 года), 432 единицы грузового транспорта (-37,2%), 205 автобусов (+120,4%), 50 единиц прицепов и полуприцепов и 16 единиц прочей специализированной техники. ​​​​​​​Тренд, заданный в прошлые месяцы по увеличению производства автомобилей, продолжается.В этом году АКАБ прогнозирует рост более 20%. В том числе благодаря программе льготного автокредитования»

По факту же автосалоны пусты. Так где же автомобили местного производства, о которых торжественно вещает АКАБ?

Если смотреть на ситуацию в целом, все это очень похоже на большой схематоз, — прокомментировал Санжар Бокаев. — Здесь выгодополучателем остается только лжепроизводитель, который якобы у нас производит эти машины и выдает их за отечественный товар. Все это приходит в Казахстан в готовом виде. Мы не раз выкладывали данные из таможенных органов, чтобы показать, как на самом деле работает автопром Казахстана.

Идет конкретный сговор между основными поставщиками автомобилей. Этот рынок когда-то, до 2015 года, был открытым. Людям поступали свежие автомобили по доступной цене с небольшой маржой. Но потом государство решило поддержать отечественного автопроизводителя, вкачало в него большие миллиарды и ограничило ввоз свежих машин из-за пределов Казахстана.

В итоге создали монополистов, которые сейчас представлены в АКАБ. Маржинальность у них после такой господдержки сразу выросла

Если до этого они были вынуждены ориентироваться на свободный рынок и накидывать только 10-15% на единицу, сейчас из-за отсутствия конкуренции накидывают 35-40% на автомобиль.

Игра в триллион тенге

Я еще ранее выкладывал информацию по нескольким офшорным компаниям за пределами страны, которые наши автопроизводители использовали в качестве прокладок по ввозу автомобилей в Казахстан. Для чего они были нужны? Чтобы уже там накинуть на каждую единицу 20% маржи. То есть казахстанцы уже переплачивали 1/5 часть автомобиля чисто за счет офшорных прокладок. А переплачивали еще за счет маржи внутри страны.

В этом плане наше правительство идет на поводу у лжепроизводителей. Если посчитать все льготы, а они не оплачивают ни НДС, ни КПН, государство уже понесло убытки на сумму свыше триллиона тенге.То есть государство на эту сумму могло просто купить 250 тысяч автомобилей, бесплатно раздать казахстанцам,и эффекта было бы гораздо больше, нежели создавать видимость своего автопрома с нулевой локализацией.

 Чиновники не согласны с вами по поводу нулевой локализации, почему?

— Это вообще отдельная история, которая не поддается никакой логике и пониманию в принципе.

Машина выходит с конвейера в готовом виде. Автопроизводитель Южной Кореи не сможет выдать ее Казахстану по частям. Потому что конвейер в принципе так настроен, а из-за казахов никто его перенастраивать и останавливать не будет. Они выгоняют машину с конвейера, она проходит обязательную процедуру испытаний,а потом «наши» забирают ее с завода, снимают двигатель, сливают жидкости, откручивают колеса, везут в Казахстан и здесь собирают

И эти операции стоят денег. Кто за них платит? Казахстанский покупатель. И все это делается исключительно для того, чтобы автомобиль числился произведенным в Казахстане. И это наши чиновники называют локализацией производства?

А по факту автомобилей в салонах нет. Я еще в 2021 году обращал внимание государства на сговор, дефицит автомобилей и манипуляции с дополнительными опциями. Сами менеджеры салонов зарабатывают на допах, утверждая, что машин нет. По факту на складе они есть, только сначала надо продать машины с допами, которые по цене салонов еще и в пять раз выше, чем если бы их люди купили их за пределами салонов.

И все это размывает попытки государства как-то выдать на автокредитование под 4% средства из бюджета. Смысла в нем нет в принципе, потому что все деньги идут опять же лжепроизводителям, а покупатели получают автомобиль с завышенной ценой, да еще с ненужными допопцями.

За последние семь лет в Казахстане автомобили местного производства подорожали от 350% до 400%

Хотя тренд на удорожание идет во всем мире, там замечен рост на 40%. Зачем нам такой автопром, если легче завозить машины извне, и они будут доступнее по цене?

Богатенькие «буратины»

 Поскольку проблема с дефицитом автомобилей есть, и давно, неужели в правительстве, принимая программу льготного автокредитования, об этом не знали? Сейчас они создали ажиотаж, хаос, а по факту выполнить программу не получится — машин-то нет.

— Более чем уверен, что выдача 100 млрд тенге на автокредитование — это еще один схематоз, так как никто и никогда не проверит, сколько реально выделено денег на физлиц. Автопром размоет 100 миллиардов, как это происходило последние семь лет. А по факту может получиться, что льготные машины получат лишь тысяча казахстанцев вместо 10 тысяч. Потому что, уверен, остальных даже в очередь не поставят под предлогом освоения выделенных денег.

 Думаете, программу льготного автокредитования продвинула АКАБ? И можно ли связать это с тем, что некоторое время назад один известный бизнесмен предлагал правительству включить покупку отечественных авто в список услуг, которые можно получить за счет пенсионных излишков, но ему отказали?

— Я не могу связать между собой эти два события, и это даже не важно.

Куда важнее, что казахстанцы серьезно переплачивают за новые автомобили. Во всех соседних странах как минимум они дешевле на 50-60%

И поскольку у людей покупательская способность из-за ухудшения социально-экономической ситуации упала, они не могут позволить себе новые авто, государство решило хоть как-то стимулировать спрос на товары местного автопрома, а заодно снизить социальную напряженность.Вся бизнес-модель нашего автопрома неправильная, он никогда не будет приносить прибыль

Выход в плюс позволит только завод, производящий не менее 60-70 тысяч автомобилей в год. Я только по этой причине сомневаюсь в том, что 92 тысячи ежегодно производимых Казахстаном автомобилей, фигурирующих в статистике, все-таки реальность, а не фантазии. Ведь это примерно 250 машин в день, но таких мощностей в Казахстане нет. Если бы мы реально производили 92 тысячи автомобилей ежегодно, то давно насытили бы свой рынок. Но все, что мы видим, это сговор автопрома и подмахивание правительства всему, что он говорит.

Автор Александра Алёхова

Источник 365info.kz