26 ноября исполнится ровно год, как Касым-Жомарт Токаев официально вступил в должность Президента после внеочередных выборов. Предвыборная программа «Справедливый Казахстан — для всех и для каждого» стали логическим продолжением его Послания народу от марта прошлого года, в котором было дано видение по полноценному реформированию политической системы. Токаев сделал ставку на принцип «сначала политика, потом экономика». Таким мнением поделился известный казахстанский политолог Данияр Ашимбаев в интервью газете «Время», сообщает inform.kz .

Дефицит людей, способных брать на себя ответственность и принимать  адекватные решения – Данияр Ашимбаев о кадровой политике в Казахстане

Эксперт напомнил, что были внесены поправки в Конституцию по введению одного президентского срока и ограничению права президента выдвигать своих родственников на руководящие посты. Произошла разгрузка президентской вертикали, и идет поэтапный процесс децентрализации власти. Прошли электоральные кампании, были переформированы Сенат, Мажилис и маслихаты. Вновь появились независимые депутаты.

 Сейчас в пилотном режиме прошли первые прямые выборы акимов районов. Этот вопрос, напомню, никак не могли решить последние десятилетия. Конечно, оценивать эффективность этой меры еще рано, нужно хорошенько отработать все нюансы этого проекта, — сказал Данияр Ашимбаев.

В настоящее время также разрабатываются проекты Налогового и Бюджетного кодексов, которые будут способствовать перераспределению полномочий на низовой уровень, сокращению бюджетно-финансовой централизации власти и расширению контроля Парламента по отношению к бюджету.

Что касается системы госпланирования, введенной два с половиной года назад, она оказалась неудобной, а национальные проекты, как признали некоторые министры, оказались неэффективными (хотя это больше вопрос к самим министрам). Сейчас систему перерабатывают и, скорее всего, в декабре примут новую систему планирования, новую стратегию развития Казахстана до 2050 года и план действий до 2029-го, то есть на период полномочий действующего Главы государства, — дал свой прогноз политолог.

По его словам, отечественные экономисты-планировщики традиционно оказываются не на высоте и постоянно корректируют планы и программы. Поэтому нужно привлекать профильных экспертов, имеющих должную квалификацию и опыт работы, а не просто «реформаторов широкого профиля».

Как считает Данияр Ашимбаев, многие реформы, инициированные Президентом в экономической сфере, оказались в довольно сложных условиях, мешающих их скорейшей реализации. При этом Президент, судя по его выступлениям, вполне в курсе ситуации во всех сферах, но головы чиновникам не сносит (за редким исключением), а старается аккуратно методичными указаниями и ироничной критикой направлять чиновничество в нужную сторону.

По его мнению, инерция госаппарата достаточно большая и поэтому многие реформы идут достаточно медленно.

Аппарат не любит критику, аппарат не владеет самокритикой, но Президент и его команда держат ситуацию под контролем и постепенно выколачивают из аппарата увеличение эффективности. Добавим сюда и существенное расширение института диалога министров и акимов с населением, общественностью, экспертами. Усилилась специализация госорганов. Их число, как и регионов, выросло, но обеспечена более комплексная работа по базовым вопросам и проблемам, — поделился он.

Политолог подчеркнул реформы, которые трудно реализовать. Наглядный пример — фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». Все недовольны его работой. Но ФНБ был настолько закредитован в предыдущий период, что его ликвидация приведет к тому, что все эти обязательства перейдут на бюджет. И Правительство вынуждено лавировать, пытаясь что-то решить с «Самруком», который, как показывает практика, уже не поддается реформированию. Поэтому стоит задача — хотя бы снизить кредитную нагрузку.

Одним словом, Президент в своей предвыборной программе, в инаугурационной речи, посланиях народу наметил большой контур преобразований. Но в Правительстве, Парламенте, обществе консенсуса по многим вопросам еще нет. Поэтому доведение каждого решения до логического завершения не только вызывает бурные дискуссии, но и фактически вынуждает Главу государства брать их исполнение под личный контроль.

Вместе с тем он отметил реформы по таким направлениям, как честное правосудие, эффективность полиции, борьба с коррупцией.

Реформы в этом направлении, конечно, идут. Понятно, что все проблемы в первую очередь упираются в кадровый состав. Как мы помним, коррупционные скандалы даже доходили до Верховного суда. А меры по реформированию работы полиции «красиво» подорвал начальник управления полиции Талдыкоргана, подозреваемый в изнасиловании девушки в собственном кабинете. С другой стороны, мы видели жесткую реакцию — моментальное возбуждение уголовного дела, арест и увольнение областного полицейского начальства, — сказал Данияр Ашимбаев.

Запрос на справедливость, как заметил политолог, в обществе имеется, но проблема в том, что понятие «справедливость» стало очень субъективным: для кого-то справедливость — это кредитная амнистия и новые пособия и льготы, а для кого-то — равные условия для всех. Меры по ужесточению борьбы с коррупцией, по усилению эффективности судебной системы и силовых структур принимаются. Были заменены руководители практически всех структур. Активно используется механизм цифровизации, сервисная модель работы. Одним словом, ситуация постепенно продвигается в лучшую сторону.

Он не смог назвать их громкими достижениями, поскольку проблем слишком много, они накапливались годами.

Я бы здесь отметил кампанию по возврату незаконно выведенных активов. Вопрос демонополизации экономики, демонополизации власти очень сложно решить только в судебном порядке. Это комплекс политико-правовых, экономических, даже силовых мер, основанный во многом на моральных ценностях. И мы видим, как он работает, — заключил спикер.

Кроме того, он обратил внимание на работу по борьбе с наркотиками, которой дан максимальный приоритет. Также вносятся изменения в законодательство по семейно-бытовому насилию.

Он назвал дело Бишимбаева своего рода спусковым крючком, как в свое время убийство Дениса Тена привело к резкой перестройке работы полиции. С другой стороны политолог указал на то, что проблемы семейно-бытового насилия — это не только уголовные дела. Большой демографический прирост во многом связан с немалым количеством различных выплат и пособий, которые государство активно инвестирует в рождаемость и детство. Но это в свою очередь приводит к тому, что многие рассматривают детей как источник заработка, пополнения или вообще как главный источник семейного дохода. И понятно, что при таком подходе отношение к детям будет не самое лучшее.

В больших семьях чисто математически снижается внимание к каждому отдельному ребенку и младших спихивают на попечение старших детей. Усугубляет ситуацию и то, что под соусом возрождения национальных традиций у нас развивается нездоровая патриархальность при отсутствии морально-нравственной подготовки. Растет культ и традиция насилия. Необдуманно насаждаемая религиозность ведет к нетерпимости, расшатывает общественную мораль, и без того слабую.

Не стоит также сбрасывать со счетов растущую, причем не только у нас, инфантильность молодежи, которая не знает, как строить семью и воспитывать детей. В школах этому уделяется мало внимания, а обращаться к специалистам у нас никто не хочет. В результате мы наблюдаем рост насилия и ухудшение ситуации в отношении женщин и детей. Необходимо, чтобы государство жестко реагировало на все такие факты. При этом отношение к ним должно быть одинаковое, чтобы не получалось так, что для простого человека будет применяться максимальное наказание, а для человека из верхов — штраф и «общественное порицание». Жесткость наказания и его неотвратимость — один из важнейших факторов внедрения ценностей справедливости в общество. Пропаганда тут не работает, — сделал вывод Данияр Ашимбаев.

Также в программе Главы государства большое внимание уделено развитию социальной инфраструктуры и подготовке специалистов, но, несмотря на принимаемые меры, за демографическим бумом не поспевают детсады, школы и поликлиники, а имеющиеся сталкиваются с дефицитом кад­ров. Но, с другой стороны, приоритетность этих сфер в госполитике достаточно очевидна.

Помимо этого, политолог подчеркнул многовекторную внешнюю политику Казахстана и стратегическое партнерство с крупнейшими мировыми державами — с Россией, США, Китаем. Практически главы всех сверхдержав высказались в поддержку территориальной целостности Казахстана. То есть в этом плане Казахстан защищен — и защищен он во многом благодаря грамотной внешней политике.

КНБ активно борется с экстремистами и радикальным подпольем, которое в условиях очередного кризиса на Ближнем Востоке начинает поднимать голову. Тем не менее вопрос повторения январских событий уже не стоит — спецслужбы контролируют ситуацию. Помимо этого ведется работа и по полному отсечению радикальных религиозных течений. Мы видели резкие, но справедливые высказывания в стенах Парламента и в Правительстве. Одним словом, категоричность государства в этом вопросе более чем очевидна.

По мнению Данияра Ашимбаева предвыборная программа Президента и на сегодняшний день очень актуальна. Что касается пересмотра каких-то аспектов, то он напомнил, нацпроекты утрачивают силу с 1 января будущего года. Следовательно, до этого времени, должны быть приняты новая система планирования и новые программные документы, рассчитанные до 2029 года.

Меняется система мониторинга и контроля. Государство, как видно, передает часть этих функций в «аутсорсинг» Парламенту, обществу, и это вполне справедливо и соответствует общественному запросу.

Резюмируя, отмечу, что Президент поставил большой круг задач как перед собой, так и перед государством. По некоторым из них есть динамика, другие еще находятся в стадии проработки. Но в целом понимание проблем, видение их решений у президента есть. Видно также, что вся необходимая информация к нему стекается, и я бы не сказал, что президента вводят в заблуждение дутыми цифрами. Администрация и спецслужбы жестко контролируют этот процесс.

Есть вопрос с «теоретиками» и «менеджерами», но это уже системная проблема. Тем не менее Президент методично и по пунктам держит исполнение своих поручений на личном контроле и своим примером показывает, как надо работать, — заключил он.

Автор Анеля Касымова

Источник inform.kz