Экономист Олжас Худайбергенов высказал свою позицию касательно декларирования и проверки мобильных переводов. Как известно, граждане потихоньку начали возвращаться к наличке из-за того, что в рамках декларирования начнут проверять мобильные переводы, а бизнес торговал именно через эти переводы. В этой связи экономист выделил несколько нюансов и поделился своим мнением о том, как правильно выстроить эту работу, сообщает inform.kz .
Фото: freepik.com
Основную потребность в наличке демонстрирует розничный сектор, но как раз для них придумали розничный налог, где налоговая нагрузка при правильном налоговом планировании даже меньше, чем на упрощенке. Поэтому вместо ухода в тень, надо перейти на этот режим. Там 200 видов деятельности, почти всё, где услуги и товары продаются населению. Этот режим можно слегка упростить — при выручке до 100 млн тенге в год отчетов поменьше и пореже, разрешить не вести учет расходов по закупу. И тогда магазинчики при домах сразу побегут на этот режим, — считает экономист Олжас Худайбергенов.
По словам эксперта, необходимо убрать верхний предел в 200 человек и 2 млрд тенге, тогда сети ресторанов и других видов услуг сразу начнут оформляться под одним ТОО, что резко упрощает юридическую структуру (можно закрыть все лишние ТОО и ИП), налоговую конструкцию (все отчеты сдает головная структура лишь по одному оставшемуся ТОО).
Спикер считает, что такие сети сразу станут интересными для банков, так как все обороты на одном ТОО, не нужно смотреть управленческую отчетность. А такой формат лишь способствует повышению стоимости бизнеса в глазах инвесторов.
Чем больше розница выйдет из наличных, тем больше она создаст давление на своих поставщиков, которые работают по наличным. Вот здесь проблема будет лишь с поставщиками продуктов питания — там тоже можно продумать аналог розничного налога (единый аграрный налог с 1% от выручки) с разрешением покупателю уплачивать налог за продавца (в связи с тем, чтобы облегчить жизнь сельчанам — им достаточно привезти товар, подписать договор и получить оплату, а налог за него уплатит покупатель). В розничной торговле и сельхозкультуре около 1 млн человек, которые никак не оформлены официально и сейчас считаются безработными. Выход этих двух секторов в свет выведет сотрудников на белую зарплату. Учитывая, что там зарплаты низкие, там будет пониженная налоговая нагрузка пониженная в сравнении с другими секторами (20-25% вместо 37%), — отметил экономист.
Тем временем Олжас Худайбергенов отметил, что выход этих секторов не увеличит существенно налоговые поступления в бюджет, но зато существенно улучшится социальное планирование по населению. Когда видна реальная картина по всем, меры социальной поддержки будут более точными.
Вместе с тем, надо государству изменить отношение к декларированию. Пока же оно выглядит как инструмент недоверия и потенциального наказания. На самом деле это, в первую очередь, должен быть инструмент помощи тому, кто декларирует свое имущество и доходы. Либо через применение вычетов и снижение налоговой нагрузки (надо интегрировать все базы и автоматизировать применение вычетов, не заставляя людей выпрашивать их применение). Либо через выявление нуждающихся и применение точечных мер поддержки. Мотив повысить сбор налогов должен быть вторичен, так как это последствие коснется лишь 3-5% налогоплательщиков, да и то это будет разовый эффект. Основная часть и так живет от зарплаты до зарплаты. Также не стоит пугать тем, что через декларирование можно выявить коррупционеров — да, действительно, при массовом декларировании видны все доходы и расходы каждого. И при расхождениях к обычным гражданам будет вопрос лишь по неуплате налогов, а по законности происхождения доходов будет лишь к чиновникам. Но на самом деле, чиновники давно сдают декларации и даже без них можно определить, кто коррупционер, а кто нет, — пояснил Олжас Худайбергенов.
Экономист отметил, что массовое декларирование рассчитано на основную часть населения, которое должно по итогам декларирования получить более качественную налоговую и социальную политику, так как будут видны все данные для этого.
В последующем можно через интеграцию всех баз сделать так, чтобы декларации по 98% налогоплательщиков формировались автоматически, а значит угроз штрафов за несвоевременную или неправильную декларацию не должно быть. В целом, считаю декларирование правильным явлением, лишь требуется скорректировать отношение государства. А что касается ухода в наличные, культура уже сложилась, она будет давить. Да и есть решение в виде розничного налога. Поэтому массового ухода в наличные не будет. Есть еще маленький нюанс — комиссии банков за эквайринг (2%) и qr-pay (1%). На самом деле можно снизить до 0,0-0,1% через разные механизмы. Но по этим комиссиям логика такая, что все равно бизнес переложит их на цену, клиент оплатит их, а позже банки возвращают клиенту кэшбэком. Фактически комиссии финансируют кэшбэк, — добавил Олжас Худайбергенов.
Автор Арайлым Мұрат
Источник inform.kz