Однако прошлогодний налоговый план выполнен лишь на 91%, свидетельствуют данные обзора консолидированного бюджета страны на 2023 год, считают эксперты АФН , сообщает forbes.kz .

Фото: © Depositphotos.com/salamiss

В 2023 году средняя цена на нефть практически не снизилась (на -17%), а положительное влияние ряда факторов, оказывающих прямое влияние на экономику страны, удалось вывести на тот же уровень, хотя бы частично, считают эксперты Казахстанской ассоциации финансистов. В число этих факторов входят: темпы роста экономики Казахстана (5,1%, 3,2% в 2022 году) и увеличение добычи сырья (+7%). Кроме того, экспертное сообщество заметило, что в некоторых отраслях увеличились налоговые ставки, и это отразилось на спектре налогов, поступающих в бюджет.

По данным АФН, за январь-декабрь 2023 года в целом по стране было собрано 23,5 трлн тенге налогов (+10%), в основном за счет перевыполнения плана по налогу на добавленную стоимость в отдельных сферах, в частности : товары отечественного производства (265 млрд тенге) и ввозная таможенная пошлина (142 млрд тенге) в рамках НДС.

 

Однако налоговый план, установленный на 2023 год (25,8 трлн тг), выполнен лишь на 91%, утверждают отечественные эксперты, ссылаясь на выполнение плана на 2022 год на 117%. По их пояснению, в прошлом году план предусматривал уплату налога на прибыль организаций (1,1 трлн тенге), импортного НДС (415 млрд тенге), НДПИ (209 млрд тенге) и экспортной таможенной пошлины на сырую нефть (118 млрд тенге). ) провалился на своем уровне.

В прошлом году доходная часть бюджета поддерживалась за счет неналоговых доходов (1,9 трлн тенге) – по сравнению с 2022 годом доля доходов в этом контексте выросла в 3,2 раза, в основном за счет увеличения диапазона дивидендных выплат по пакет государственных акций (до 1,1 трлн тенге).

"В целом структура доходов консолидированного бюджета за последние пять лет существенно не изменилась - основную долю составляют налоги из республиканского бюджета: в среднем разброс составляет около 37%", - говорят эксперты АФН. в их обзоре.

По их данным, в 2023 году расходная часть консолидированного бюджета увеличилась на 27%, или 6,1 трлн тенге (до 28,6 трлн тенге), что выше доходной части на 12%, или 3,1 трлн тенге.

Данный рост обусловлен в основном расходами на погашение и обслуживание государственного долга (+1,3 трлн тенге) и образования (+1,3 трлн тенге), социальной помощи (+788 млрд тенге) и жилищно-коммунального хозяйства (+612 млрд тенге), причитающихся к увеличению издержек отраслей.

В период 2019-2023 годов темпы роста доходной части консолидированного бюджета (104%) отставали от роста расходной части (191%), отмечают эксперты Минфина. Уже тогда пришлось увеличить масштабы госдолга (выросшего в 2023 году в 1,7 раза - до 5,5 трлн тенге), а также получить значительный объем средств Национального фонда (20,9 трлн тенге за последние 5 лет). 

Соответственно, за последние 5 лет доля расходов на погашение и обслуживание долга в расходной части консолидированного бюджета увеличилась с 10% до 16%, а доля расходов на социальную помощь (с 23% до 18%) и других расходы (от 26% до 17%).

Согласно действующему плану социально-экономического развития, в 2024 году прогнозируется большой профицит консолидированного бюджета (0,4 трлн тг), несмотря на это - падение цен на нефть, перенос расширения производства на Тенгизском руднике, сбои в работе вдоль Каспийского трубопровода и влияние геополитических факторов – параметры бюджета страны могут способствовать ухудшению. Такое мнение подчеркивает Международный валютный фонд в своем отчете.

В свою очередь, эксперты аналитического центра МВД и коммуникаций утверждают, что дефицит консолидированного бюджета страны в 2023 году составил 0,6 трлн тенге (в 2022 году – 0,8 трлн тенге).

Как обычно, государственные финансы были поддержаны трансфертами из Национального фонда, при этом в прошлом году поступило 4,0 трлн тенге (в 2022 году – 4,6 трлн тенге), а также привлечено 5,5 трлн тенге (в 2022 году – 4,2 трлн тенге). тенге).

По мнению налоговых экспертов, вполне возможно, что высокий потребительский спрос будет способствовать увеличению налоговых поступлений, то есть приведет к увеличению объемов налога на добавленную стоимость (в результате увеличения товарооборота (работы и услуги) и увеличение объёма ввозных пошлин (в результате увеличения объёмов импорта, в том числе в рамках реэкспорта)

Эксперты также отмечают, что в 2023 году в рамках нормализации мирового фондового рынка и рынка золота инвестиционный доход от управления Нацфонда составит 1,8 трлн тенге (прошлый год закончился с убытком в 826,5 млрд тенге) ).

По мнению экспертов Налогового управления, в последние 5 лет доля налогов республиканского бюджета доминирует в доходной части консолидированного бюджета страны. Учитывая, что бюджет страны напрямую зависит от нефтяных доходов, в этот период показатели налогов на сырье были достаточно волатильными (из-за изменения цен на нефть).

"Эта тенденция, скорее всего, будет подкреплена текущими предложениями правительства по ужесточению налогового законодательства, - полагают эксперты АФН, - но, с другой стороны, объявленные правительством меры по укреплению финансового порядка могут иметь положительный эффект". об инфляции и курсе национальной валюты».

Следует отметить, что, по оценкам Нацбанка, увеличение бюджетных расходов в среднем на 1% в феврале приведет к увеличению импорта на 1,42% в ближайшие 5 месяцев, и это, вероятно, связано с мультипликативным эффектом государственные расходы от общих расходов хозяйствующих субъектов.

Что касается расходной части консолидированного бюджета, то, как уже говорилось выше, значительная доля принадлежит социальным расходам, в том числе в сфере образования и социальной защиты. В свою очередь, эксперты Фонда медицинского страхования утверждают, что с 2022 года 85% расходов на здравоохранение будет покрываться Фондом социального медицинского страхования. Они также предупреждают, что в ходе реализации Национального плана развития инфраструктуры может возникнуть возможность увеличения статей расходов бюджета до 2029 года.

Кроме того, отечественные эксперты отмечают, что в этом году могут возникнуть риски, способные повлиять как на доходную, так и на расходную часть бюджета, указывая на зависимость экономики страны от импорта и высокую долю сырья в экспорт товаров. К внешним рискам в этом контексте относятся геополитические условия, возможность снижения цены на нефть или нефтедобычи, замедление торговых показателей стран-партнеров. Среди внутренних рисков можно назвать форс-мажорные ситуации, которые могут возникнуть в социальной или транспортной сфере, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, говорится в обзоре экспертов АФН.

Автор Дарья Кемер

Источник forbes.kz