Почему казахстанцам сложно попасть к узким специалистам в поликлиниках, сообщает informburo.kz.

Фото Informburo.kz

Фото : informburo.kz

С 1 июня 2024 года Министерство здравоохранения начало поэтапное повышение тарифов на медицинские услуги. Эта мера направлена на снижение финансовой задолженности больниц и уменьшение расходов на медицинскую помощь граждан, вынужденных обращаться за помощью в частные учреждения.

Повышены тарифы для организаций, оказывающих экстренную медицинскую помощь беременным, роженицам и детям в стационарных условиях.

Такие меры, как заявило ведомство, должны сделать медицину более доступной и качественной. При помощи оптимизации неэффективных расходов в системе здравоохранения удалось высвободить 20 млрд тенге из страховых активов. Эти средства выделены на повышение тарифов для клиник, оказывающих услуги в рамках обязательной системы медицинского страхования.

Более того, к 1 сентября 2024 года планируется поэтапное повышение тарифов в 10 направлениях: абдоминальная хирургия, инфекционные болезни, неврология, гастроэнтерология, кардиология, травматология и ортопедия, нефрология, эндокринология и онкогематология.

Как тарифы отражаются на качестве медицинских услуг

В феврале 2024 года министр здравоохранения Акмарал Альназарова заявила, что более 400 медицинских организаций имеют хроническую кредиторскую задолженность на сумму 82 млрд тенге. Это означает, что за год задолженность медучреждений увеличилась на 4%. В свою очередь председатель ФСМС Абылкаир Скаков отметил, что в 2024 году в медицинской сфере наблюдается дефицит финансирования в размере 151 млрд тенге, из которых критический дефицит составляет 116 млрд тенге.

Эксперты подчёркивают, что государственные клиники имеют долги из-за низких тарифов. Эти тарифы, не соответствующие рыночным ценам и фактическим затратам, не покрывают настоящие расходы.

К сведению, в 2023 году по причине крупных долгов поликлиники сократили количество приёмов и услуг вопреки утверждённой Минздравом линейной шкале. Это привело к тому, что застрахованные казахстанцы не могли вовремя попасть к узким специалистам и пройти обследование.

Только в I квартале 2024 года жители Астаны подали 1680 обращений в Фонд социального медицинского страхования, из которых 70% приходятся на жалобы.

Чаще всего столичные пациенты жалуются на:

  • дефицит узких специалистов,
  • длительное ожидание консультаций,
  • отказ в направлениях,
  • уровень квалификации медработников,
  • недостоверную информацию в медицинских информационных системах.

Важно отметить, что тарифы на медицинские услуги регулярно пересчитываются по утверждённому министерством плану на год. По результатам этих пересчётов, с учётом приоритетов и возможностей бюджета, принимается решение о повышении стоимости медицинских услуг.

"Поскольку такие расходы, как медикаменты, питание, коммунальные услуги и содержание медицинских зданий и техники, не индексировались с учётом инфляции в течение определённого времени, возникла необходимость пересмотра тарифов. Министерство здравоохранения уже начало эту работу, и по её завершении ожидается снижение кредиторской задолженности медицинских организаций", – говорится в сообщении министерства. 

Почему врачам выгодно работать в частных клиниках

По мнению президента Казахстанской ассоциации репродуктивной медицины доктора медицинских наук Вячеслава Локшина, многие тарифы занижены. Тарифы невыгодны в первую очередь для медицинских работников поликлиник. Это связано с тем, что цены за медуслуги в платных клиниках значительно выше, чем в государственных. К примеру, роды в больницах стоят 120 тысяч тенге, тогда как платные роды в частной клинике – не меньше 800 тысяч тенге, иногда – миллион. 

"Другой пример: консультация специалиста, допустим, стоила 2000 тенге. Это значит, что специалист получит 800-1000 тенге. В частных клиниках стоимость консультации составляет не менее 10 000 тенге и специалист получает примерно половину этой суммы. Например, если врачу-невропатологу скажут: "Работая по ОСМС, за пациента ты будешь получать 1000 тенге", он ответит: "Извините, моя получасовая консультация стоит всего 2 доллара? Я не буду работать за такую зарплату. Я лучше пойду работать в частную клинику". Узкие специалисты не хотят работать на таких условиях", – привёл пример Вячеслав Локшин. 

К тому же из-за нехватки узких специалистов пациент сможет попасть на приём только через месяц. За это время он может обратиться в частную клинику и заплатить деньги, чтобы гарантированно получить консультацию, или может рискнуть и отказаться от медпомощи вовсе.
Значительная разница в стоимости медицинских услуг между государственными и частными клиниками создаёт сложности в том, чтобы привлечь врачей и обеспечить качественное медицинское обслуживание. Так, эксперт уверен, что необходимо установить тарифы, которые позволят найти специалиста и обеспечить развитие медицинских учреждений.

"В зарубежных странах, таких как Израиль, Франция и Германия, тарифы на медицинские услуги для врачей в государственных учреждениях и частных клиниках действительно приближены. Оплата консультаций как в частных, так и в государственных медицинских учреждениях примерно одинакова. Многие врачи открывают собственные кабинеты, где устанавливают частные тарифы, но они не сильно отличаются от тех, что существуют в государственных клиниках", – рассказал собеседник.

Как отметил Локшин, эта практика способствует тому, что врачи не стремятся работать в частных учреждениях из-за значительной финансовой выгоды.

"Важно, чтобы тарифы на медицинские услуги в Казахстане также приближались к уровню платных клиник, чтобы обеспечить адекватную мотивацию для врачей работать в государственных медучреждениях", – считает эксперт. 

Кроме того, из-за заниженных тарифов государственные медучреждения не имеют возможности покупать оборудование и делать ремонт. Вячеслав Локшин утверждает, что любое лечебное учреждение должно тратить деньги и на своё развитие. 

Качество услуг напрямую зависит от уровня тарифов на медицинские услуги. Чем выше тарифы, тем больше возможностей у Фонда социального медицинского страхования требовать от клиник соответствующего уровня оборудования и условий обслуживания. Клиники, предоставляющие высококачественные услуги, часто сотрудничают с ОСМС, так как это выгодно и для них, и для пациентов.

"В некоторых сферах медицины, например в кардиохирургии, тарифы позволяют обеспечить качественное оборудование и условия для проведения операций на сердце. Это способствует тому, что клиники могут оказывать эффективную помощь и получать за это соответствующую оплату", – привёл пример Вячеслав Локшин.

Когда частникам оказывать услуги в рамках ГОБМП и ОСМС выгодно

Согласно данным Минздрава, сегодня более 60% организаций, предоставляющих медицинские услуги по ГОБМП и ОСМС, – частные. Тарифы покрывают все текущие расходы на медицинские услуги, за исключением амортизации оборудования. Важно отметить, что установленные тарифы не предусматривают расходы на получение чистой прибыли для частных поставщиков. Кроме того, не проводится анализ их привлекательности.

По словам Вячеслава Локшина, большинство частных клиник сотрудничают с Фондом социального медицинского страхования, выполняя заказы в рамках как первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), так и специализированной медицинской помощи, включая экстренную и травматологическую. Определённые тарифы, как объяснил эксперт, действительно дают возможность для развития и удовлетворяют исполнителей.

Интерес частных поставщиков, по словам эксперта в сфере финансирования и политики здравоохранения Али Нургожаева, зависит от специфики их медицинской деятельности. 

"Множество частных медицинских учреждений как на стационарном, так и на амбулаторном уровне предоставляют услуги в таких направлениях, как аллергология, кардиохирургия, гемодиализ. Тарифы этих направлений частным клиникам интересны, им рентабельно оказывать услуги", – отметил эксперт. 

Однако есть направления, в которых государственный заказ отсутствует, например в акушерстве. Вячеслав Локшин считает, что повышение тарифов на медицинские услуги для частных клиник могло бы способствовать их большему участию в программе обязательного медицинского страхования.

"Я выступаю за активные инвестиции частного бизнеса в здравоохранение, такие как строительство больниц, закупка оборудования. Всё это могли бы делать частники в большем объёме, если бы тарифы были более привлекательными. Поэтому здесь надо найти золотую середину, и государство, возможно, даже сэкономило бы на капитальном строительстве и закупке серьёзного оборудования", – выразил свою точку зрения Вячеслав Локшин.

Достаточно ли госсредств, выделенных на тарифы

По мнению Али Нургожаева, вопрос недофинансирования здравоохранения в Казахстане имеет простой ответ: денег не хватает. Он добавил, что в Казахстане общие расходы на здравоохранение остаются на уровне замыкающей двадцатки стран мира и что 20 млрд тенге – это менее 1% от общего объёма ГОБМП и ОСМС – средств, управляемых Фондом социального медицинского страхования.

"Предстоит увеличение тарифов в стационаре на 10-40 тысяч тенге за один случай лечения. Но эти изменения несущественны", – заявил спикер. 

Эксперт отметил, что каждое повышение тарифов включает обязательное увеличение ставок в трёх направлениях: родовспоможении, нейрохирургии и кардиохирургии. В других направлениях, по словам Али Нургожаева, тарифы редко повышались за последние 12 лет. 

"Безусловно, такое направление, как материнство и детство, приоритетно, но важно также учитывать другие заболевания, которые оказывают значительное влияние на общее здоровье населения и требуют адекватного финансирования", – полагает эксперт. 

Говоря о реформах в медицинском страховании, Али Нургожаев подчёркивает, что важно сохранять стабильность и эффективность текущей системы. 

"Я считаю, что систему обязательного медицинского страхования необходимо поддерживать и не вносить в неё радикальные изменения. Вместо этого следует сосредоточиться на методологических реформах, особенно в области распределения финансовых ресурсов, что является нашим слабым звеном. Давайте доверим фонду возможность работать и развиваться", – сказал собеседник. 

Автор Айгерим Дуйсембай

Источник informburo.kz