Курс тенге сейчас удерживается ценой истощения золотовалютных резервов Нацбанка и Нацфонда, но все когда-то кончается.
С начала октября 2017 года тенге резко подскочил вверх — после ослабления до 345 тенге за доллар. С тех пор нацвалюта продолжает удерживать свои позиции. Причину такой стабильности многие эксперты связывают с вливаниями долларовой массы Нацбанком. Эти действия постепенно приводят к снижению золото-валютных резервов в стране. Так, в октябре 2017 года они сократились на 1,13%. В сентябре сокращение составляло 1,33% и было максимальным за 2017 год.
Реальный курс — 350 тенге?
Арман Байганов, экономист Astana Best Consulting Group, отмечает, что на фоне текущего удешевления рубля с начала октября 2017 года на 3% по отношению к доллару тенге сегодня хорошо держится. Казалось бы, санкции против России должны негативно влиять и на тенге, но… Растет цена на нефть. Это играет в пользу нашей валюты. Но вот если нефть упадет, Казахстан окажется в тяжелой ситуации.
— Уверен, курс тенге намеренно сдерживают, чтобы народ не возмущался. Реальный курс должен на данный момент быть слабее — примерно 350 тенге за доллар,
а если брать в расчет растущую цену на нефть, то, вероятно, 340. Интервенции позволяют снизить панику на рынке, — считает он.
У нас нет плавающего курса
По словам экономиста Магбата Спанова, объективных макроэкономических процессов, которые бы укрепляли тенге, нет.
— Поэтому и используют, как всегда, проверенный способ валютных вливаний. Та система, от которой мы пытались отказаться в 2015 году, восторжествовала в конце 2017 года, — говорит он.
Между тем, как отмечает Спанов, в 2016 году деньги из Нацфорда уходили по большей части на другие цели. В основном это была поддержка различных структур, так называемого квазигосударственного сектора, в том числе «Казкоммерцбанка». Напомним, что максимальное сокращение валовых золотовалютных резервов произошло в январе 2016 года (на 3,65%) и апреле 2016 года (на 3,54%).
Пополняем, а затем «проедаем»
— К сожалению, сегодня мы деньги не зарабатываем, а проедаем ничего страшного в этом нет, другой вопрос, что в действиях как нашего правительства, так и Нацбанка железной логики пока не видно. В соответствии с планами, курс нацвалюты был запланирован на уровне 340 тенге за доллар, — подмечает Спанов.
Справедливости ради нужно отметить, что золотовалютные резервы в 2017 году не только убывали — они периодически пополнялись. Например, в июле на 9,78% к предыдущему месяцу. Это, по мнению Магбата Спанова, зависит от
- золотодобывающих компаний, золото которых приобретает Нацбанк,
- от увеличения добычи нефти, в частности в «Кашагане».
— Можно сказать, что определенные улучшения были, но они не были принципиальными, — отмечает экономист.
Пробелы в системе
Он убежден, что искусственно долго поддерживать курс тенге Нацбанк не сможет, максимум до нового года.
— У государства собственных денег никогда не было и не будет. Это деньги налогоплательщиков, которые все чаще задаются вопросом, куда они уходят.
Почему банкиры тратят свои деньги на свои нужды, а государство вынуждено поддерживать банковскую систему?
Рано или поздно этот вопрос будут задавать. И правительству, и Нацбанку придется отвечать. Именно в этой связке правительству не удастся уйти в сторону, потому что единая финансово-денежная политика согласовывается между правительством и Нацбанком. Пока действия, которые бы принципиально улучшили ситуацию, отсутствуют. Те реформы системы управления, которые были проведены в рамках реформ 2016 года, не соответствуют сложившейся ситуации и условиям, необходимо более глубокое реформирование, — заключает Магбат Спанов.
Источник: 365info.kz