Некоторые инициативы правительства поражают воображение. Не исключением на этот раз стал новый стратегический план развития Казахстана до 2025 года. Однако большие сомнения вызывает достижимость его цели по валовому внутреннему продукту (ВВП) на душу населения по паритету покупательной способности (ППС).

Мечтать – не вредно

Выступая на заседании правительства 28 ноября этого года, министр национальной экономики Тимур Сулейменов назвал несколько экономических целей, которые должны быть достигнуты правительством по стратегическому плану развития Казахстана до 2025 года.

В качестве центральной из них чиновник обозначил показатель валового внутреннего продукта на душу населения по ППС.

«До 2025 года нам необходимо обеспечить прирост ВВП на душу населения до $46 100 по паритету покупательной способности», — раскрыл планы кабмина министр нацэкономики.

Сразу следует отметить, что в выступлении Т. Сулейменова речь шла именно о показателе валового выпуска на душу населения по паритету покупательной способности, а не об индикаторе валового внутреннего продукта на душу населения по добавленной стоимости, то есть рассчитанного производственным методом.

К слову, последний показатель более удобен для оценки среднего роста благосостояния населения той или иной страны, тогда как первый индикатор более точно отражает его (населения) покупательную способность с таковой в других странах.

Что сразу бросается в глаза – это, во-первых, чрезмерная амбициозность и, во-вторых, недостижимость поставленной правительством цели по этому показателю.

На первое указывают данные Всемирного банка (ВБ). Согласно этим данным, сопоставимое значение ВВП на душу населения по паритету покупательной способности имели Германия, Австралия и Бельгия в 2015 году — $47 999 (17-е место), $46 476 (19-е место) и $45 608 (20-е место), соответственно.

А на недостижимость заявленной цели указывает то, что, согласно тем же данным ВБ, у Казахстана ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в позапрошлом году был меньше более чем в 2 раза по сравнению с указанными странами — на уровне $25 045 (49-е место). То есть, чтобы достичь поставленной цели, министерству национальной экономики (МНЭ) необходимо обеспечить рост этого показателя в 2017 году и в последующие 7 лет более чем на $2,5 тыс. ежегодно.

Но насколько реально это сделать правительственным чиновникам, если, по информации ВБ, за 2016 год ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в Казахстане увеличился всего на $219, до $25264?

Министр министру – рознь

Конечно, можно много и долго рассуждать о том, что 2015-й и 2016-й были кризисными годами и весьма непростыми для казахстанской экономики, и поэтому рост рассматриваемого показателя оказался мизерным.

Однако вызывает большие сомнения то, что предстоящие годы будут настолько удачными, чтобы ожидать увеличения ВВП на душу населения по ППС более чем на $2,5 тыс. в год.

По самым грубым подсчетам, для этого только валовой выпуск экономики Казахстана должен вернуться в «тучные» 2000-е годы и составлять в среднем 10% ежегодно вплоть до 2025 года.

Но вряд ли сегодня найдется хоть один серьезный эксперт, который мог бы высказать столь оптимистичный прогноз. Напротив, в последние годы далеко не детская ситуация в казахстанской экономике напоминала известное высказывание из одной детской сказки: «Нам бы только ночь простоять да день продержаться».

Согласно данным статистического комитета МНЭ, ВВП Казахстана в период с 2013-го по 2016-й буквально таял на глазах. Если в 2013-м и в 2014-м его объем составлял, соответственно, $236,6 млрд и $221,4 млрд, то в 2015-м – уже $184,4 млрд, а год спустя – и вовсе $137,3 млрд.

И, несмотря на то, что в 2017-м дела в экономике пошли в гору, в первую очередь из-за роста нефтяных цен, далеко еще не факт, что последующие годы вплоть до 2025-го будут еще лучше или, как минимум, такими же.

Примечательно, но аппетиты на экономические чудеса предыдущего министра национальной экономики Куандыка Бишимбаева были куда более скромными, а прогнозы — куда более реалистичными.

«Одним из первых достижений до 2025 года мы видим повышение благосостояния граждан. Наша задача – довести ВВП на душу населения по паритету покупательной способности до $35 тыс.», — говорил еще в ноябре 2016 года чиновник на встрече с политологами, обсуждая стратегический план развития Казахстана до 2025 года.

То есть при новом министре нацэкономики целевое значение рассматриваемого показателя выросло сразу на $11 тыс. – на величину существенно большую, чем ВВП на душу населения, рассчитанного по добавочной стоимости по итогам прошлого года. По данным статкома, за 2016 год этот показатель составил $7715, обвалившись на $6176 c 2013-го, когда он достиг максимального значения за все годы независимости Казахстана в размере $13891.

Светлое завтра под вопросом

Причем если по показателю ВВП на душу населения по паритету покупательной способности наша республика в 2015-2016 годах, согласно данным ВБ, входила в первую пятидесятку стран, занимая 49-е место, то с показателем ВВП на душу населения по добавленной стоимости ситуация обстоит значительно хуже.

Согласно рейтингу Международного валютного фонда (МВФ) по этому параметру, Казахстан в 2016 году находился на 83-м месте сразу перед Ливией (84). Причем оценка фондом этого показателя в нашей стране несколько расходится с данными статкома. По информации МВФ, у Казахстана рассматриваемый индикатор в прошлом году оценивался на уровне $6472.

Интересная деталь: если судить по данным фонда, то пик ВВП на душу населения в Ливии — $12 377 — пришелся на 2010-й, то есть до начала внутреннего конфликта в этом государстве и интервенции западных стран в 2011-м. При этом за 5 лет междоусобных войн в Ливии этот показатель, по данным МВФ, снизился на $6219, до $6158 в 2016-м. Повторимся, что в Казахстане падение этого показателя только за 3 года, с 2013-го по 2016-й, составило почти ту же величину — $6176.

Получается, что в частности в Казахстане при внутренней стабильности кризис и многочисленные девальвации нацвалюты обвалили рассматриваемый индикатор аналогично тому, как это сделал затяжной внутренний военный конфликт в Ливии вкупе с низкими ценами на нефть.

Конечно, сравнение весьма условное, но оно дает повод задуматься над тем, способно ли нынешнее казахстанское правительство творить экономические чудеса. Ведь даже в условиях внутренней стабильности оно оказалось не способным в кризисной ситуации не допустить почти двукратного падения ВВП на душу населения, рассчитанного по добавленной стоимости в 2014-2016 годы.

 

Источник: КазТАГ