Ставить на американскую валюту и инвестиции за рубежом вопреки росту нефтяных цен и укреплению обменного курса тенге – такой остается стратегия Нацбанка, управляющего пенсионными накоплениями казахстанцев. Напомним, что центральный банк сам утверждает инвестиционную декларацию ЕНПФ. При этом Нацбанк одновременно не только занимается инвестированием пенсионных активов этого монополиста, но еще и выступает в роли доверительного управляющего его госпакетом акций, принадлежащим правительству в качестве учредителя и единственного акционера. Но первое слово в инвестировании пенсионных накоплений по действующему законодательству принадлежит Совету по управлению Национальным фондом РК. Им были определены несколько ключевых направлений для инвестиций:
- приобретение государственных ценных бумаг РК для финансирования дефицита республиканского бюджета,
- покупка иностранной валюты для инвестирования на зарубежных финансовых рынках,
- инвестирование в обусловленные финансовые инструменты банков второго уровня для финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства,
- инвестирование в обусловленные долговые ценные бумаги субъектов квазигосударственного сектора.
Но в реальности, судя по отчетности ЕНПФ, для Нацбанка приоритетным в 2017 году было форсированное наращивание долларовых инструментов в инвестиционном портфеле пенсионных накоплений. Ведь долларовая часть этого портфеля выросла за 2017 год на 41,4% — до 2 трлн 110,3 млрд тенге, а ее доля в нем поднялась с 22,3% до 27,1%.
Для сравнения: объем инвестиций в тенговые инструменты увеличился на 9,3%, до 5 трлн 619,7 млрд тенге, рублевые – 5,1%, до 36,9 млрд тенге. Вложения в инструменты, номинированные в других валютах, снизились за 2017 год на 22,8%, до 7,9 млрд тенге. Примечательно, что при этом по итогам 2016 года сам Нацбанк признал наиболее доходными инвестиции в рублевые депозиты и российскую наличность, а все последние годы настойчиво проводит политику дедолларизации и снижения ставок по инвалютным депозитам! В этом году новацией стало усилившееся давление Нацбанка на обменные пункты, от которых требуется теперь значительно увеличить уставной капитал,
что в конечном итоге должно выдавить с рынка те из них, которые не контролируются банками.
Структура инвестиционного портфеля пенсионных активов «ЕНПФ», находящихся в управлении Национальным банком РК, в разрезе валют (млрд тенге)
Источник: АО «ЕНПФ»
Что касается инвестиций в отечественные ГЦБ: как известно, помимо финансирования дефицита госбюджета Нацбанк активно использует пенсионные накопления и для покупки собственных краткосрочных нот, размещаемых для вывода с денежного рынка избыточной тенговой ликвидности. И обороты по этим инструментам огромные! Согласно данным ЕНПФ, только в декабре в такие ноты было инвестировано пенсионных накоплений на 1 трлн 178,4 млрд тенге при объеме их погашения 1 трлн 98,6 млрд тенге. Для сравнения: тенговых ГЦБ Минфина было приобретено на 29,9 млрд тенге, долларовых – 53,3 млрд тенге.
Еще одна новация Нацбанка – инвестирование пенсионных активов для финансирования бюджетов иностранных правительств. Объем ГЦБ других государств вырос в портфеле ЕНПФ за 2017 год в 2,6 раза — до 948,8 млрд тенге. К примеру, в декабре в казначейские обязательства правительства США было вложено 102,9 млрд тенге при объеме их продажи в 16,6 млрд тенге. Были приобретены и ГЦБ Бразилии, номинированные в долларах, на сумму в 5,4 млрд тенге.
Также в 2017 году активно наращивались инвестиции пенсионных накоплений в облигации международных финансовых организаций – их объем почти удвоился до 172,5 млрд тенге, акции и депозитарные расписки иностранных компаний (29,2%, до 23,7 млрд тенге). А вот по вкладам ЕНПФ в иностранных банках, объем которых в 2017 году заметно вырос, в декабре Нацбанк сократил их весьма значительно – на 177,6 млрд тенге, до 277,4 млрд тенге.
Таким образом, на случай новой девальвации тенге сейчас закладывается солидный долларовый буфер в портфеле ЕНПФ,
который обеспечит положительную курсовую разницу и соответствующее увеличение инвестиционного дохода по пенсионным накоплениям, который рассчитывается в казахстанской валюте. Кстати, в 2017 году этот буфер не потребовался, поскольку обменный курс доллара фактически оказался в довольно узком коридоре 310,40 — 345,00 тенге, а казахстанская валюта незначительно укрепилась против американской на 0,3%. В Нацбанке, конечно же, по-прежнему говорят о свободно плавающем курсе тенге, но при росте цены на нефть марки Brent в прошлом году более чем на $10 за баррель (с $56,1 на его начало до $66,9 к концу) столь малое укрепление тенге выглядит, конечно же, искусственным
Структура инвестиционного дохода, полученного по пенсионным активам «ЕНПФ», находящимся в доверительном управлении Национальным банком РК, за 2017 год (млрд тенге)