Из трех экономических интеграционных объединений, в которых состоит Казахстан, больше всего в медийном поле обсуждается ЕАЭС, намного менее популярна тема ВТО, и на последнем месте — зона свободной торговли СНГ (ЗСТ СНГ). Таким образом, условия торговли с несколькими ранее очень близкими странами оказались, по сути, вне поля зрения экспертного сообщества и СМИ.
История создания
Создание зоны свободной торговли СНГ заняло 17 лет, которые можно разбить на нескольких этапов:
- 15 апреля 1994 года президенты Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины подписали Соглашение о зоне свободной торговли.
- 2 апреля 1999 года в Москве был подписан протокол об изменениях и дополнениях к соглашению о зоне свободной торговли — рамочный документ, который необходимо было адаптировать к законодательству каждого государства.
- Оба документы так и не были ратифицированы всеми странами, поэтому многосторонняя свободная торговля так и не наладилась. Зато действовали 110 соглашений о свободной двусторонней торговле.
- На протяжении 2009−2011 годов велась работа по разработке Договора о зоне свободной торговли.
- 18 октября 2011 года главами правительств восьми государств — участников СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия Молдавия, Россия, Таджикистан, Украина), на долю которых приходится свыше 90% взаимной торговли стран содружества, был подписан договор о зоне свободной торговли. Решено было также продолжить консультации и переговоры с Азербайджаном, Узбекистаном и Туркменией о присоединении к договору.
Сущность договора
Выделим основные положения договора.
- Сторона не применяет таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, в отношении экспорта товара, предназначенного для таможенной территории другой стороны, и/или импорта товара, происходящего с таможенной территории другой стороны, за исключением случаев, предусмотренных в приложении 1 к настоящему договору, являющемся его неотъемлемой частью.
- Стороны не повышают уровень ставок таможенных пошлин во взаимной торговле в отношении товаров, указанных в приложении 1 к настоящему договору.
- Ни одна из сторон не устанавливает и/или не сохраняет на ввоз любого товара с территории другой стороны или на вывоз любого товара, предназначенного для территории другой стороны, никаких запретов или ограничений, кроме тех, которые разрешаются статьей XI ГАТТ 1994 (Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года, содержащееся в Приложении 1А к Соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 года), в том числе пояснительными замечаниями к этой статье, а также статьями 8 и 9 настоящего договора.
- Стороны во взаимной торговле применяют технические меры, включая технические регламенты, стандарты и процедуры оценки соответствия, руководствуясь правилами и принципами соглашения ВТО о технических барьерах в торговле.
- Стороны осуществляют сотрудничество в области стандартизации, метрологии, оценки (подтверждения) соответствия, аккредитации, государственного контроля (надзора) в рамках Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации на основе соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации от 13 марта 1992 года.
- Любая сторона в случае серьезных нарушений равновесия ее платежного баланса и серьезных затруднений с внешним финансовым положением может устанавливать или сохранять ограничения, не противоречащие нормам статьи XII ГАТТ 1994, и понимания положений о платежном балансе ГАТТ 1994, на торговлю товарами с другими сторонами путем применения мер, предусмотренных ее законодательством, приводящих к ограничению количества или стоимости товара, разрешенного к импорту, в том числе вводить ограничения на платежи и переводы в связи с осуществлением торговли товарами со сторонами.
- Стороны предоставляют друг другу национальный режим в соответствии со статьей III ГАТТ 1994.
Фактически, за исключением некоторых товаров, которые были упомянуты в приложениях к договору, стороны разрешили друг другу осуществлять экспорт товаров беспошлинно и без квот.
Особенно важно, что в отличие от Таможенного союза, основанного в 2010 году, в ЗСТ СНГ не было: повышения импортных пошлин против третьих стран; общего фонда импортных пошлин с последующим разделением по странам; единых требований к продукции; наднационального регулирования и контроля реэкспорта.
По сути, участники ЗСТ СНГ получили все преимущества участников ТС без их обязанностей. Не исключено, что именно поэтому Украина так резко негативно отнеслась к приглашению России вступить в ТС в 2013 году: ведь тогда ей пришлось бы нести дополнительные обязательства.
Торговля внутри ЗСТ СНГ
Теперь посмотрим данные по торговле. Возьмем период с 2012 года и четыре страны, входящие в ЗСТ СНГ: Украину, Молдавию, Таджикистан и Узбекистан.
Начнем с Казахстана — за рассматриваемый период торговый баланс был положительным со всеми тремя странами и два года был отрицательным с Украиной. Интересно, что если сначала товарооборот с Украиной был самым большим, то в 2016 году самым большим товарооборот был уже с Узбекистаном. Самой выгодной при этом оказалась за рассматриваемый период торговля также с Узбекистаном — там торговый баланс составил 2,13 миллиарда долларов, в то время как с Таджикистаном этот показатель составил 1,6 миллиарда долларов.
Торговля Казахстана со странами ЗСТ СНГ, млн долларов США
Страна |
Торговля |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Всего |
Украина | Экспорт |
2 549,0 |
2 041,4 |
1 673,0 |
1 173,7 |
911,2 |
8 348,3 |
Импорт |
2 923,0 |
2 269,6 |
1 208,8 |
827,8 |
435,5 |
7 664,7 |
|
Баланс |
-373,9 |
-228,2 |
464,2 |
345,8 |
475,7 |
683,6 |
|
Молдавия | Экспорт |
48,0 |
44,7 |
47,7 |
28,8 |
18,1 |
187,4 |
Импорт |
40,6 |
3,8 |
45,9 |
60,7 |
13,7 |
164,7 |
|
Баланс |
7,3 |
40,9 |
1,8 |
-31,8 |
4,4 |
22,7 |
|
Таджикистан | Экспорт |
535,3 |
496,8 |
518,9 |
418,5 |
371,9 |
2 341,4 |
Импорт |
68,2 |
72,6 |
180,9 |
164,9 |
218,4 |
705,1 |
|
Баланс |
467,1 |
424,2 |
338,0 |
253,6 |
153,5 |
1 636,3 |
|
Узбекистан | Экспорт |
1 343,7 |
1 145,3 |
1 083,9 |
942,3 |
922,5 |
5 437,8 |
Импорт |
817,2 |
970,1 |
1 017,7 |
725,7 |
587,8 |
3 309,4 |
|
Баланс |
526,5 |
175,2 |
66,3 |
216,6 |
334,7 |
2 128,4 |
|
Всего по стране | Экспорт |
4 476,0 |
3 728,3 |
2 856,5 |
2 563,2 |
2 223,8 |
16 314,9 |
Импорт |
3 849,0 |
3 316,2 |
2 453,3 |
1 779,0 |
1 255,4 |
12 652,9 |
|
Баланс |
627,0 |
412,1 |
403,3 |
784,2 |
968,3 |
3 662,0 |
По данным International Trade Centre, www.intracen.org
Как у Казахстана, у России отрицательное сальдо торгового баланса было только с Украиной и только в 2012—2013 годах. И несмотря на огромные объемы товарооборота с Украиной, самый значительный торговый баланс также был с Узбекистаном — 7,6 миллиарда долларов, что в 10 раз больше сальдо торгового баланса с Украиной. Торговля с Молдавией у России была намного больше, чем у Казахстана, даже если учесть разную величину экономик. Невыгоднее всего складывалась торговля России с Украиной — даже с Молдавией торговый баланс лучше. Если бы не приостановка ЗСТ с Украиной в 2016 году, то торговый баланс мог бы быть близок к нулю.
Торговля России со странами ЗСТ СНГ, млн долларов США
Страна |
Торговля |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Всего |
Украина | Экспорт |
14 815,8 |
15 215,3 |
11 346,1 |
7 163,1 |
6 280,3 |
54 820,5 |
Импорт |
17 955,4 |
15 790,9 |
10 714,4 |
5 642,8 |
3 950,7 |
54 054,2 |
|
Баланс |
-3 139,7 |
-575,6 |
631,7 |
1 520,3 |
2 329,5 |
766,2 |
|
Молдавия | Экспорт |
393,4 |
417,9 |
411,2 |
308,5 |
912,0 |
2 442,9 |
Импорт |
477,0 |
417,4 |
411,2 |
188,5 |
248,7 |
1 643,0 |
|
Баланс |
-83,6 |
0,5 |
311,4 |
120,0 |
663,3 |
800,0 |
|
Таджикистан | Экспорт |
678,8 |
72,4 |
890,9 |
759,1 |
661,5 |
3 062,8 |
Импорт |
67,7 |
37,9 |
37,3 |
45,8 |
26,4 |
215,0 |
|
Баланс |
611,1 |
34,6 |
853,7 |
713,3 |
635,1 |
2 847,7 |
|
Узбекистан | Экспорт |
2 324,7 |
2 803,9 |
3 113,6 |
2 221,2 |
1 965,0 |
12 428,4 |
Импорт |
1 390,8 |
1 256,9 |
869,8 |
575,8 |
761,0 |
4 854,4 |
|
Баланс |
933,9 |
1 547,0 |
2 243,8 |
1 645,4 |
1 203,9 |
7 574,0 |
|
Всего по стране | Экспорт |
18 212,7 |
18 509,5 |
15 761,8 |
10 451,9 |
9 818,7 |
72 754,6 |
Импорт |
19 890,9 |
17 503,1 |
11 652,6 |
6 453,0 |
4 986,9 |
60 766,7 |
|
Баланс |
-1 678,2 |
1 006,4 |
4 109,2 |
3 999,0 |
4 831,8 |
11 987,9 |
По данным International Trade Centre, www.intracen.org
Если говорить о Белоруссии, то тут преобладает торговля с Украиной — фактически 90% товарооборота со странами ЗСТ СНГ. Причем баланс складывается строго в пользу Белоруссии. Объемы товарооборота с Таджикистаном и Узбекистаном в десятки раз меньше, чем у Казахстана и России. Учитывая номенклатуру белорусского экспорта и его потенциальную востребованность в Таджикистане и Узбекистане, налицо большая недоработка, по всей видимости, связанная с культурной дистанцией и незнанием рынка.
Торговля Белоруссии со странами ЗСТ СНГ, млн долларов США
Страна |
Торговля |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Всего |
Украина | Экспорт |
5 554,4 |
4 193,3 |
4 056,8 |
2 512,2 |
2 833,3 |
19 149,9 |
Импорт |
2 305,2 |
2 048,9 |
1 778,8 |
949,0 |
977,3 |
8 059,2 |
|
Баланс |
3 249,2 |
2 144,3 |
2 278,1 |
1 563,2 |
1 856,0 |
11 090,7 |
|
Молдавия | Экспорт |
253,4 |
265,1 |
260,9 |
119,0 |
114,2 |
1 012,6 |
Импорт |
85,1 |
91,8 |
165,9 |
148,9 |
109,0 |
600,7 |
|
Баланс |
168,3 |
173,3 |
95,0 |
-29,8 |
5,2 |
412,0 |
|
Таджикистан | Экспорт |
48,2 |
29,7 |
30,6 |
20,9 |
13,9 |
143,3 |
Импорт |
9,3 |
4,9 |
4,0 |
3,7 |
2,6 |
24,4 |
|
Баланс |
38,9 |
24,9 |
26,7 |
17,2 |
11,3 |
118,9 |
|
Узбекистан | Экспорт |
95,5 |
92,2 |
67,1 |
37,5 |
35,6 |
327,8 |
Импорт |
29,0 |
33,6 |
21,7 |
27,8 |
27,2 |
139,3 |
|
Баланс |
66,5 |
58,6 |
45,4 |
9,7 |
8,4 |
188,6 |
|
Всего по стране | Экспорт |
5 951,4 |
4 580,3 |
4 415,5 |
2 689,6 |
2 996,9 |
20 633,7 |
Импорт |
2 428,5 |
2 179,3 |
1 970,4 |
1 129,3 |
1 116,1 |
8 823,5 |
|
Баланс |
3 522,8 |
2 401,1 |
2 445,1 |
1 560,3 |
1 880,9 |
11 810,2 |
По данным International Trade Centre, www.intracen.org
У Армении в силу относительной слабости экономики и малого экспортного потенциала размеры товарооборота незначительны.
Торговля Армении со странами ЗСТ СНГ, млн долларов США
Страна |
Торговля |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Всего |
Украина | Экспорт |
14,3 |
14,8 |
10,3 |
6,0 |
8,2 |
53,5 |
Импорт |
215,9 |
226,3 |
201,8 |
124,6 |
98,9 |
867,5 |
|
Баланс |
-201,6 |
-211,5 |
-191,5 |
-118,7 |
-90,7 |
-814,0 |
|
Молдавия | Экспорт |
0,7 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
0,4 |
2,6 |
Импорт |
1,4 |
1,3 |
3,6 |
1,1 |
1,0 |
8,4 |
|
Баланс |
-0,7 |
-0,8 |
-3,1 |
-0,5 |
-0,6 |
-5,7 |
|
Таджикистан | Экспорт |
0,5 |
1,3 |
0,6 |
0,4 |
0,8 |
3,6 |
Импорт |
0,1 |
0,8 |
0,3 |
0,0 |
0,0 |
1,2 |
|
Баланс |
0,4 |
0,6 |
0,3 |
0,4 |
0,8 |
2,4 |
|
Узбекистан | Экспорт |
1,7 |
2,2 |
2,5 |
2,5 |
0,2 |
9,1 |
Импорт |
2,8 |
1,6 |
1,2 |
1,6 |
1,6 |
8,8 |
|
Баланс |
-1,0 |
0,6 |
1,3 |
0,9 |
-1,4 |
0,4 |
|
Всего по стране | Экспорт |
17,2 |
18,8 |
14,0 |
9,5 |
9,5 |
68,9 |
Импорт |
220,2 |
229,9 |
206,9 |
127,4 |
101,5 |
885,9 |
|
Баланс |
-202,9 |
-211,2 |
-192,9 |
-117,9 |
-92,0 |
-817,0 |
По данным International Trade Centre, www.intracen.org
У Киргизии ситуация схожа с положением Армении в том, что касается слабой торговли с Молдавией и большого отрицательного сальдо торговли с Украиной. Так же, как и у Казахстана, складывается торговля с Таджикистаном и Узбекистаном — относительно большие обороты и положительное торговое сальдо.
Торговля Киргизии со странами ЗСТ СНГ, млн долларов США
Страна |
Торговля |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Всего |
Украина | Экспорт |
5,2 |
10,3 |
4,6 |
7,9 |
3,2 |
31,2 |
Импорт |
140,0 |
157,4 |
108,9 |
89,3 |
39,8 |
409,4 |
|
Баланс |
-134,8 |
-147,1 |
-104,3 |
-81,4 |
-36,6 |
-378,2 |
|
Молдавия | Экспорт |
0,6 |
0,3 |
0,9 |
0,1 |
0,1 |
2,0 |
Импорт |
3,9 |
6,6 |
3,8 |
0,6 |
1,5 |
16,4 |
|
Баланс |
-3,3 |
-6,3 |
-2,9 |
-0,5 |
-1,4 |
-14,4 |
|
Таджикистан | Экспорт |
39,7 |
50,5 |
75,1 |
24,2 |
21,8 |
211,3 |
Импорт |
4,0 |
0,3 |
0,8 |
8,1 |
6,4 |
19,7 |
|
Баланс |
35,7 |
50,2 |
74,3 |
16,1 |
15,4 |
191,6 |
|
Узбекистан | Экспорт |
190,1 |
159,0 |
163,7 |
95,0 |
125,1 |
732,9 |
Импорт |
63,2 |
97,6 |
102,2 |
59,2 |
69,8 |
392,0 |
|
Баланс |
127,0 |
61,4 |
61,5 |
35,8 |
55,3 |
341,0 |
|
Всего по стране | Экспорт |
235,6 |
220,2 |
244,2 |
127,3 |
150,2 |
977,5 |
Импорт |
211,1 |
261,9 |
215,8 |
157,3 |
117,5 |
963,5 |
|
Баланс |
24,5 |
-41,7 |
28,5 |
-30,0 |
32,7 |
14,0 |
По данным International Trade Centre, www.intracen.org
Если взять страны ЕАЭС в целом и посмотреть, как менялась торговля со странами ЗСТ СНГ в целом, то видно, что экспорт упал почти в два раза, с 29 миллиардов до 15 миллиардов, а импорт в то же время сократился почти в 3,5 раза, с 26 до 7 миллиардов долларов. Но это хорошо сказалось на общем балансе торговли — он вырос в почти три раза: с 2,3 миллиарда до 7,6. И основную роль тут сыграло улучшение торгового баланса России и Казахстана в торговле с Украиной.
Торговля стран ЕАЭС со странами ЗСТ СНГ, млн долларов США
Торговля |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Всего |
Экспорт |
28 892,9 |
27 057,0 |
23 759,0 |
15 841,5 |
15 199,1 |
110 749,5 |
Импорт |
26 599,7 |
23 490,3 |
16 779,1 |
9 646,0 |
7 577,4 |
84 092,5 |
Баланс |
2 293,2 |
3 566,7 |
6 979,9 |
6 195,5 |
7 621,8 |
26 657,0 |
Однако любое экономическое интеграционное объединение имеет под собой политическую основу, и тут не так важны собственно показатели взаимной торговли, сколько стремление сохранить связи. Если убрать из СНГ экономическую составляющую, то остается в основном социально-культурное сотрудничество, а это спустя 27 лет после развала СССР не такая крепкая связь.
И тут встает вопрос — а насколько вообще важно для стран ЕАЭС сохранить СНГ и, более того, обеспечить его дальнейшее существование? Особенно если учесть, что отношения можно строить и на двусторонней основе, и в рамках зон свободной торговли ЕАЭС.
Возьмем для примера Казахстан, Россию и Белоруссию: у них самые развитые связи со странами СНГ, да и политический вес у них больше, чем у Киргизии и Армении. Анализ будет проведен по содержанию основных внешнеполитических документов.
Место ЗСТ СНГ и вообще СНГ в казахстанской политике
Возьмем «Концепцию внешней политики Республики Казахстан на 2014−2020 годы» и найдем там разделы «Приоритеты и задачи внешней политики Республики Казахстан» и «Страновые и региональные приоритеты». Что там написано про СНГ? Там всего один пункт:
«4. Казахстан, являясь ответственным участником деятельности ООН, Содружества независимых государств, Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Организации Договора о коллективной безопасности, Шанхайской организации сотрудничества, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Организации исламского сотрудничества, Совета сотрудничества тюркоязычных государств и других международных организаций и форумов, своими главными задачами в рамках их деятельности рассматривает:
1) обеспечение учета национальных интересов в процессе выработки и принятия решений регионального и глобального характера в различных областях;
2) конструктивное участие и вклад в международные усилия по укреплению региональной и глобальной безопасности;
3) продвижение казахстанских внешнеполитических инициатив;
4) установление оптимальных и взаимоприемлемых форм сотрудничества между региональными и международными организациями и форумами в интересах обеспечения стабильности и безопасности в мире;
5) совершенствование политико-правовых и организационно-административных функций региональных и международных организаций в целях повышения эффективности их работы».
Это все, что сказано про СНГ, то есть СНГ идет в пункте № 4 приоритетов, в одном списке со всеми организациями, в которые входит Казахстан. Первые три пункта приоритетов внешней политики посвящены Центральной Азии, ЕАЭС, странам Каспийской пятерки, соответственно. Надо отметить, что СНГ является неприоритетной для Казахстана организацией.
Место ЗСТ СНГ и вообще СНГ в российской политике
Теперь проанализируем «Концепцию внешней политики Российской Федерации» на предмет наличия там СНГ как приоритета внешней политики. Берем раздел № 4 «Региональные приоритеты внешней политики Российской Федерации». СНГ там упоминается в следующих пунктах (начинаются с 49-го):
«49. Приоритетными направлениями внешней политики Российской Федерации являются развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами — участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) и дальнейшее укрепление действующих на пространстве СНГ интеграционных структур с российским участием.
53. Россия работает над дальнейшей реализацией потенциала СНГ, укреплением Содружества в качестве влиятельной региональной организации, форума для многостороннего политического диалога, а также в качестве механизма многопланового сотрудничества в сфере экономики, гуманитарного взаимодействия, борьбы с традиционными и новыми вызовами и угрозами.
54. Россия, уважая право партнеров по СНГ на выстраивание отношений с другими международными субъектами, выступает за всеобъемлющее выполнение государствами — участниками СНГ обязательств в рамках региональных интеграционных структур с российским участием, а также за обеспечение дальнейшего развития интеграции и взаимовыгодного сотрудничества на пространстве СНГ.
55. Россия выстраивает дружественные отношения с каждым из государств — участников СНГ на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. В этих целях Российская Федерация:
а) активно способствует развитию взаимодействия государств — участников СНГ по вопросам сохранения общего культурно-исторического наследия, расширения сотрудничества в гуманитарной, научно-образовательной и культурной сферах, уделяет особое внимание поддержке соотечественников, проживающих в государствах — участниках СНГ, совершенствованию международно-правовых инструментов защиты их прав и законных интересов в образовательной, языковой, социальной, трудовой, гуманитарной и иных сферах;
б) содействует расширению экономического сотрудничества с государствами — участниками СНГ, в том числе путем совершенствования нормативно-правовой базы в соответствии с Договором о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г.;
в) наращивает сотрудничество с государствами — участниками СНГ в сфере обеспечения безопасности, включая совместное противодействие общим вызовам и угрозам, прежде всего международному терроризму, экстремизму, незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, транснациональной преступности, незаконной миграции».
В этом документе СНГ среди региональных приоритетов России занимает первое место, отдельно уделено внимание именно зоне свободной торговле СНГ и развитию СНГ в целом. Напомним, концепция была принята в 2016 году.
Место ЗСТ СНГ и вообще СНГ в белорусской политике
В Белоруссии основные направления внешней политики изложены в законе «Основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь» 2005 года, в который были внесены изменения в 2013 и 2015 годах. Однако в нем нет упоминаний конкретных интеграционных объединений. Но на сайте белорусского МИДа есть раздел «Приоритетные направления внешней политики Республики Беларусь». Это, конечно, не правовой акт, но СНГ там упомянуто:
«…Последовательно отстаивая идеи интеграции, Беларусь занимает активную и конструктивную позицию в объединительных образованиях на постсоветском пространстве — Содружестве Независимых Государств, Евразийском экономическом союзе, Организации Договора о коллективной безопасности.
…Опираясь на общность истории, сложившиеся экономические и гуманитарные связи, Беларусь стремится развивать многоплановое взаимодействие и с другими государствами на постсоветском пространстве как на двустороннем уровне, так и в рамках интеграционных объединений — Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза, Организации Договора о коллективной безопасности. Усилия официального Минска сфокусированы на поддержании конструктивного политического диалога, наращивании объемов взаимной торговли, налаживании кооперационных связей, расширении научно-технического и культурного сотрудничества со странами СНГ и Грузией.
Беларусь поддерживает процессы развития интеграционного потенциала СНГ, в первую очередь в экономической сфере. Успешность взаимодействия в таких областях, как энергетика, транспорт, промышленность, развитие инновационных технологий, а также реализация положений Договора о зоне свободной торговли, направленных на ликвидацию существующих барьеров, является залогом роста благосостояния и качества жизни народов, входящих в Содружество стран».
Как видно, Белоруссия тоже уделяет особое внимание и СНГ, и зоне свободной торговли. Впрочем, видя, какие объемы торговли складываются у Белоруссии с Украиной, это понятно.
Выводы
Подытоживая все, что было написано выше, можно прийти к следующим выводам:
- В период до 2010 года торговля внутри СНГ регулировалась только двусторонними соглашениями, что создавало проблемы с регулированием.
- Украина не шла на интеграцию с Россией, несмотря на то, что для нее это экономическое сотрудничество было выгодно. Россия и Украина в начале 2000-х были друг для друга крупнейшими рынками в СНГ.
- В 2010 году появился Таможенный союз — конкурирующий проект, который отличался более жесткими обязательствами и наднациональным регулированием. Затем в 2012 году появилось Единое экономическое пространство, а в 2014 году — Евразийский союз, где интеграция и регулирование оказались еще значительнее.
- В 2011 году появилась зона свободной торговли СНГ, которая была и остается конкурирующим проектом Таможенному союзу. Однако ее участники несут гораздо меньше обязательств, при этом там нельзя эффективно разрешать споры между членами, так как по сути отсутствует регулирование.
- Основной политический смысл ЗСТ СНГ был в сохранении экономических связей России и Белоруссии с Украиной, причем экономически от этого выигрывали Украина и Белоруссия, а Россия проигрывала. С 2014 года политический смысл сохранения зоны свободной торговли для Украины у России пропал, и с 2016 года действие договора Россией было приостановлено.
- Снижение экспорта Украины и падение ее экономики в целом улучшило торговый баланс стран ЕАЭС со странами ЗСТ СНГ. При этом надо понимать, что для Таджикистана и Узбекистана торговля с Казахстаном, Россией и Киргизией в силу географии безальтернативна. Объем же торговли с Молдавией велик только у России и Белоруссии. Страны ЗСТ СНГ не обладают какими-либо высокотехнологичными или уникальными товарами, которые не могут быть замещены странами ЕАЭС, собственным производством или другими поставщиками.
- Таким образом, надо понимать, что экономический и политический смысл ЗСТ СНГ сейчас утрачен. Поэтому странам ЕАЭС необходимо выйти из данного договора и перейти к практике заключения отдельного договора о зоне свободной торговли ЕАЭС с каждой страной СНГ. Это будет отличный повод как защитить собственного производителя, так и напомнить о важности сотрудничества.
Источник: ИА REGNUM