И если это продолжится — денег может не хватить. Государству нужно набраться храбрости обанкротить неэффективные банки. Экономисты говорят об этом почти хором.

Финансовой помощи банкам может быть недостаточно для формирования провизий, считают аналитики Fitch Ratings. А аналитики рейтингового агентства S&P Global Ratings и вовсе собираются понизить рейтинги казахстанских банков в 2018 году. И главная тому причина — по-прежнему низкое качество активов. Объем потенциально рискованных кредитов остается высоким.

Банковская «привычка»

Экономист Магбат Спанов заявляет, что вливания государственных средств в банковскую систему РК для ее оздоровления, скорее всего, продолжатся.

— Честно говоря, банки «присосались» к бюджетной кормушке, продолжая надеяться на государственную помощь,

с полной убежденностью, что государство обязано им помогать. И помощь эта не замедлит себя ждать.

Всего на сегодняшний день уже выделили 2,4 трлн «Казкому», плюс 600 млрд было выделено другим банкам.

Но если истощится Нацфонд, эта «лафа» может скоро закончиться — предостерегает экономист.

Что не так с экономикой?

Спанов считает, что экономическая модель, сложившаяся сегодня в Казахстане, зависит от политики и не позволяет банкам развиваться.

— У нас неправильный суд, экономика, в основном финансируются только предприятия госсектора. Частная собственность у нас, несмотря на конституционную защиту, не является основополагающей. И хотя страной нашей сегодня управляют финансисты, нет взвешенной макроэкономической политики. Доля токсичных кредитов в наших банках слишком велика. По стандартам, доля невозвратных кредитов не должна превышать 15% в общем объеме кредитования. А у нас во многих банках она более 50%.

Потому что акционеры в некоторых банках нередко кредитовали «своих» людей

Такая ситуация была в БТА при Аблязове. Увы, с тех пор наша финансовая система так ничему и не научилась — та же политика до сих пор продолжается, — подчеркивает Спанов.

Появится ли конкуренция?

Между тем, по мнению экономиста Рахима Ошакбаева, на сегодняшней день есть альтернатива оздоровлению банковской системы: обанкротить проблемные банки было бы для государства дешевле. Магбат Спанов согласен с необходимостью такой зачистки:

— У нас ведь рыночная экономика, и должна быть конкуренция. Если в рамках ВТО после 2020 года в Казахстан придут зарубежные банки, это сможет изменить ситуацию в банковском секторе, — отмечает он.

Но пока некоторые серьезные зарубежные банки, наоборот, уходят из Казахстана, не сумев выстроить работу в сложившейся экономической системе. Так, например, Корейский Kookmin Bank продал свою долю в Банке ЦентрКредит в 2017 году.

Горький опыт породил страх

— Думаю, помогать государство должно, когда это необходимо, а не просто в надежде благотворно повлиять этим на политическую систему.

Мы же позволяем «банкротиться» тем же кафешкам и ресторанам. А почему мы тогда в отношении банков так не поступаем?

Тем более, что у них на такой случай заложены страховые выплаты, — отмечает он.

По мнению экономиста, власти боятся негативного эффекта, как в свое время случилось после банкротства «Валют-Транзит Банка».

— Это тогда сказалось на руководстве министерства экономики и Нацбанка. Были и внутри региона определенные перемещения. Многих тогда посадили.

Комиссия по этому банку, по-моему, до сих пор работает, не все требования кредиторов удовлетворили. И самое главное, в «Валют-Транзит Банке» были еще размещены деньги пенсионного фонда. А сегодня во многих банках РК размещены средства квазигоссектора, — отмечает Спанов.

Можно сказать, что власти выбирают меньшее из зол, предпочитая не «заваривать кашу», чреватую непредсказуемыми последствиями. Но в итоге ситуация только усугубляется — банки проедают деньги и без того худеющего Нацфонда. На сегодняшний день, как говорит Магбат Спанов, в Казахстане нет людей, способных взять на себя ответственность за серьезную чистку и оздоровление банковского сектора.

 

Источник: 365info.kz