Государство, а вместе с ним и Национальный банк Казахстана продолжают наступать на одни и те же грабли. Советом по управлению Национальным фондом принято решение оказать поддержку банкам пенсионными деньгами. Однако, судя по опыту прошлых лет, возвратность по крайней мере части этих средств вызывает большие сомнения.

Опять ЕНПФ?

О том, что государство вновь решило выделить казахстанским банкам деньги из Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ), сообщил глава Нацбанка Данияр Акишев.

«Второй элемент расширения фондирования - это облигационная программа, которую мы планируем запустить в 2018 году. Она предполагает инвестиции ЕНПФ в финансовые инструменты банков и корпоративных казахстанских эмитентов. Мы ожидаем порядка 200 млрд тенге. Такие решения приняты советом по управлению Национальным фондом, эта сумма заложена», - заявил он, выступая на парламентских слушаниях в сенате еще 4 мая.

Самое время подсчитать, сколько уже вложено и сколько в целом будет вложено пенсионных средств после выделения еще Т200 млрд из ЕНПФ для покупки фининструментов банковского сектора?

На 1 апреля, по данным самого фонда, объем пенсионных средств, вложенных в финансовые инструменты банков, по текущей стоимости достигал Т1552,43 млрд, что составляло почти 20% инвестиционного портфеля пенсионных активов. Из них на депозиты в казахстанских банках второго уровня (БВУ) приходилось Т323,23 млрд и на банковские облигации Т1229,2 млрд - 4,05% и 15,41% инвестиционного портфеля пенсионных активов соответственно.

Тем самым, если в финансовые инструменты банков будет вложено еще Т200 млрд, то судьба почти четверти средств ЕНПФ будет зависеть от ситуации в банковском секторе, которая ввиду последних событий вокруг средних банков, в частности Qazaq banki, «Банка Астаны» и Эксимбанка, мягко говоря, не радужная.

А если учитывать признание главы Нацбанка о том, что в средних БВУ более половины кредитного портфеля составляют проблемные займы, то уже давно пора бить в набат.

«Средние банки проводили достаточно либеральную кредитную политику, активно осуществляя кредитование связанных с акционерами лиц и под нематериальные залоги. В результате такой кредитной политики средние банки столкнулись с большими финансовыми проблемами. Средняя доля плохих кредитов составляет 70%», - сообщил Д.Акишев на тех же парламентских слушаниях в сенате.

На фоне столь откровенных признаний главы финрегулятора становится очевидно, для чего банкам будут выделяться пенсионные деньги: не для наращивания ими кредитования реального сектора экономики, а в первую очередь для латания дыр в капитале отдельных БВУ. А каких именно, догадаться несложно.

И опять на те же грабли?

Весьма интересна и схема, по которой предполагается выделять пенсионные деньги банкам второго уровня. О ней на тех же парламентских слушаниях в сенате рассказал также Д.Акишев.

«Я здесь хотел бы отметить, что мы ни в коем случае не собираемся восстанавливать практику, когда на непрозрачной основе банкам выделялись средства ЕНПФ. Мы предполагаем фондировать на рыночных условиях путем приобретения облигаций банков на пять лет. Но для того, чтобы защитить риски самого ЕНПФ, мы предполагаем, что в эти облигации будут инвестироваться средства ЕНПФ в размере не более 50% от объема каждого выпуска облигаций. То есть банк, прежде чем прийти за деньгами ЕНПФ, должен нам четко (…) продемонстрировать, что он может привлечь деньги с рынка», - пояснил глава Нацбанка.

Однако если Д.Акишев считает, что этой схемой снимаются риски невозвратности пенсионных средств, то это в лучшем случае большое заблуждение, а в худшем - намеренное введение общественности в заблуждение. Ведь кто мешает акционерам банков через подставные компании или физлиц приобретать облигации БВУ, чтобы затем иметь возможность привлечь средства ЕНПФ?

Причем никто не может дать гарантии, даже регулятор, что эти средства будут возвращены в полном объеме и вовремя. А то, что этот невозврат пенсионных денег возможен, показывает как прошлый негативный опыт с реструктуризацией обязательств «БТА банка», «Альянс банка» и «Темирбанка», так и текущая ситуация в отдельных БВУ.

Что интересно, до сих пор никто не может назвать полностью достоверной цифры, сколько потеряли тогда еще частные пенсионные фонды из-за дефолта и последующей реструктуризации в 2009-2011 годах обязательств «БТА банка», «Альянс банка» и «Темирбанка».

Поэтому если в Нацбанке думают, что схемой «50 на 50» они снимают риски невозвратности пенсионных средств, то уже сейчас очевидно, что это не так. Так что очередное латание дыр в балансе банков за счет пенсионных средств иначе, как очередным наступанием на те же грабли, назвать сложно.

И вообще - почему дело утопающих банков должно быть делом будущих пенсионеров? И самый главный вопрос: кто будет отвечать в случае, если выделенные банкам средства из ЕНПФ так и не вернутся?

 

Источник: КазТАГ