На привычных депозитах, когда вкладчик может изъять свои деньги в любой момент, КФГД уже скоро поставит крест. Вводя сберегательные вклады, он намерен стимулировать вкладчиков с аппетитом на максимальный доход
Казахстанский фонд гарантирования депозитов (КФГД) наконец решился на кардинальный шаг, решив покончить с порочной банковской практикой, когда депозитный счет являлся по сути текущим: деньги без потери вознаграждения можно было забрать из банка уже по истечении первого месяца.
Банки сами ввели это правило, кажется, лет двадцать назад, в погоне за деньгами вкладчиков. Предоставляя право изымать деньги с депозита в любой момент и точно также пополнять его, банки сумели аккумулировать на своих депозитных продуктах внушительные суммы – по данным на 1 сентября с.г., казахстанцы хранят в банках более 8,6 трлн. тенге.
Подспорьем была и гарантия от КФГД: в случае ликвидации финансового института в короткие сроки выплачивались гарантийные суммы возмещения, в том числе – процентное вознаграждение, если условия депозита предусматривали его капитализацию. За 20 лет существования этого фонда вкладчики неблагонадежных банков видели на своем опыте: гарантия работает.
Но после кризиса 2007-2008 годов все чаще финансисты стали поговаривать о том, что надо бы вернуться к классической депозитной политике, чтобы вкладчики не могли забирать деньги из банков, когда им заблагорассудится. Один из главных аргументов: это плохо сказывается на ликвидности и устойчивости кредитных организаций. Имея непонятный (по срокам) депозитный портфель, банки не могут ссужать эти деньги в виде кредитов. Потому что по факту депозитный портфель – короткий, а спрос по кредитам, как правило, на длинные сроки.
Но ни один из коммерческих банков не решился скорректировать неправильную депозитную политику: последствия были непредсказуемы. Существовал риск негативного сценария: депозиторы, вероятнее, всего, проголосуют ногами – просто уйдут из банка.
И вот, спустя после 10 лет раздумий и терзаний, КФГД решил приступить к эволюционным изменениям.
Революция – она впереди
В общем, КФГД примерил на себя роль Дарвина. Только это теория касается исключительно финансов.
Он предложил свой вариант естественного финансового отбора, который почти обязателен к исполнению банками. Если расчет верен, то в результате система будет принята. Если же вкладчики выразят недоверие и начнет складываться отличная от представления фонда картина мира, то ее легко можно будет откорректировать: любая поправка – не есть отступление назад.
Впрочем, в предложенном варианте предусмотрительно заложены сценарии корректировок. И даже если нововведения не смутят население, привыкшее к сохранению своих сбережений в банках, то в будущем условия будут изменены, и существенно.
Итак, какие изменения ожидают вкладчиков с 1 октября?
Вклады физических лиц будут классифицироваться как срочные, несрочные и сберегательные. Ставки вознаграждения по вкладам будут дифференцироваться исходя из срока и вида вклада, права досрочного изъятия и пополнения.
Гарантия КФГД, как и прежде, распространяется на все депозиты физических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Классификация вкладов и утвержденные предельные ставки вознаграждения распространяются на вклады физических лиц, которые будут приняты или пролонгированы после 1 октября. Вклады, принятые до 1 октября, будут обслуживаться согласно условиям ранее заключенных договоров.
Интересно, что под решением ввести новую классификацию вкладов произошли довольно значимые изменения. Во-первых, увеличены предельные ставки вознаграждения с 12 до 13,5% на вклады в тенге. Во-вторых, существенно возросла максимальная сумма гарантии – с 10 млн. до 15 млн. тенге. Вот это элементы маленькой революции, поскольку КФГД оперативно ответил на тренд роста стоимости денег и объективно отреагировал на рост объема личных сбережений.
Но при этом оставлена валютная дискриминация. По вкладам в иностранной валюте сохранится действующий подход, когда ставка вознаграждения является единой независимо от срока вклада и сохраняется на уровне 1%. Это при том, что эксперты уже обращают внимание на то, что, даже несмотря на политику дедолларизации, нельзя так коварно поступать с населением, которое желает сохранять, а не терять свои сбережения в процессе бесконечных девальваций и обрушений курса тенге.
Не думай о валюте свысока…
Итак, какой же депозит выбрать? Если личные сбережения в банке для вас неприкосновенны, и вы можете обходиться в течение долгого срока без этих денег, то, конечно, следует выбрать сберегательную функцию. Такие вклады могут обеспечить максимальную доходность. Сберегательные вклады фиксируют заранее оговоренную доходность, сопровождаются меньшими рисками и обеспечиваются повышенной гарантией КФГД в 15 млн. тенге.
Срочные вклады практически ничем не отличаются от сберегательных – у них такие же периоды неприкосновенности, как и у сберегательных, но существенно ниже сумма гарантии. Поэтому, вероятно, опция «срочные вклады» уже скоро будет ликвидирована за своей ненадобностью.
Несрочные вклады характеризуются более низкой доходностью, но в то же время позволяют вкладчику беспрепятственно изъять свой депозит.
Обратите внимание еще на одну деталь: наличие права на пополнение депозита обуславливает более низкие значения предельных ставок по нему, чем по аналогичному депозиту с отсутствием такого права. Другими словами, стандартный тенговый вклад на 12 месяцев будет ограничен предельной ставкой 12%, тогда как вклад с дополнительной опцией пополнения депозита снизит ставку до 11%.
В общем-то, КФГД явно продвигает сберегательные депозиты: «Главной целью новой классификации вкладов является создание дополнительных возможностей для населения при хранении сбережений. Если раньше вкладчики не могли получить доходность по депозиту выше 12%, то теперь, при соблюдении условий договора банковского вклада, по сберегательному депозиту со сроками свыше 12 и 24 месяцев можно получить до 13% – 13,5% вознаграждения. Выбирая срочность вклада в национальной валюте и соответственно высокую ставку вознаграждения, вкладчик обеспечивает себе реальную доходность до 7,5%, при инфляции 6%».
При этом он создает антирекламу для валютных депозитов. Дескать, по валютным вкладам возможен как доход, так и убыток, если, например, риск фиксации убытка в пересчете на национальную валюту реализуется в случае открытия депозита при высоком курсе и закрытии – при низком.
Для несрочных вкладов в национальной валюте намечен, безусловно, переходный период. С 1 октября ставка будет немного приспущена, но она все-таки остается достаточно высокой. На горизонте двух-трех лет, после того, как вкладчики свыкнутся с новой классификацией, несрочные вклады сразу упадут в цене, до 2-3% годовых. В будущем деньги с неясными сроками не будут стоить так дорого, как сегодня.