Правительство Казахстана приостановило импорт нефтепродуктов из России, а Минэнерго заявляет об амбициозных планах из импортера топлива превратиться в его экспортера на рынки стран-соседей.
Поводом для громких заявлений стала модернизация действующих НПЗ, однако, по словам экспертов, это вовсе не означает, что Казахстан решил проблему топливного дефицита и пока еще рано говорить, что казахстанцы больше никогда не столкнутся с отсутствием на АЗС бензина.
«Еще лет пять назад Казахстан импортировал из России большую часть нефтепродуктов. Все помнят и прошлогодний дефицит ГСМ. Но на данный момент мы решили все эти вопросы, и в будущем никакого дефицита не будет. То есть мы можем сказать: на сегодняшний день не только мы, но и Атырауский НПЗ завершил модернизацию. Мы все выходим на новый уровень. И большой объём нефтепродуктов сейчас поступает на рынки Казахстана. Правительство РК приостанавливает импорт из России нефтепродуктов. То есть наш рынок уже обеспечен», — заявил на днях президент ТОО «ПетроКазахстан Ойл Продактс» Цзян Ши.
Поможет ли модернизация НПЗ?
Как раз сейчас завершилась модернизация НПЗ, теперь увеличена глубина переработки нефти, будет производиться бензин и дизель экологических классов К-4 и К-5, что соответствует Евро-4 и Евро-5.
Как известно, начиная с 26 августа, в Казахстане сроком на три месяца введен запрет на ввоз железнодорожным транспортом ГСМ из России. Стоит отметить, что в 2017-м из России в Казахстан было экспортировано 1189 тыс. тонн легких дистиллятов, что на 6,9% меньше, чем годом ранее.
«Сегодня почти 330 тыс. тонн у нас запас, а нам нужно около 200 тыс. тонн, грубо говоря. Нам хватит. Поэтому мы работаем по двум направлениям. Первое — снижение импорта, вторая часть связана с экспортом», — пояснил глава Минэнерго Канат Бозумбаев.
Однако топливное изобилие, судя по всему, может оказаться недолгим. В 2025 году по условиям договора стран-участниц ЕАЭС стоимость нефтепродуктов внутри Союза должна сравняться. К тому же существуют прогнозы, что нынешний топливный профицит может превратиться в дефицит уже после 2020 года.
Заговор нефтяных компаний
Стоит отметить, что ранее озвучивались планы, что уже в 2019 году в Казахстане появится четвертый нефтеперерабатывающий завод.
По словам нефтегазового аналитика Сергея Смирнова, есть еще фундаментальная причина того, почему строительство НПЗ затягивается: его появление не решит задачу обеспечения страны дешевыми горюче-смазочными материалами. Нефтяные компании не заинтересованы в поставках нефти на местные НПЗ, им это будет обходиться гораздо дороже, чем экспортировать ее.
Идут закулисные игры
Эксперт заметил, что согласно планам правительства, Казахстан еще к концу 2015 года должен был на 100% обеспечить внутренний рынок страны всеми видами высококачественных нефтепродуктов. Этого нет и явно не предвидится, подчеркнул аналитик.
«Во-первых, действующие месторождения начинают истощаться, себестоимость казахстанской нефти высока, элементарно нет сырья. Во-вторых, на обеспечение внутренней потребности в нефтепродуктах профильные компании не настроены. Все это сказывается на вялом интересе Минэнерго модернизировать нефтеперерабатывающие заводы. Свои интересы лоббируют оптовики, которым полное покрытие дефицита в топливе казахстанскими НПЗ невыгодно. Все эти закулисные игры ведут к тому, что в последние годы Казахстан постоянно сталкивался в самый разгар посевной с дефицитом топлива», — сказал г-н Смирнов.
Стать экспортером реально
Нефтегазовый аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов отметил, что в 2017 году доля импорта моторного топлива в Казахстане достигала примерно четверти от потребляемого объема.
После модернизации НПЗ страна собирается не только полностью обеспечивать внутренний рынок, но и стать экспортером топлива в соседние Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан. Причем объемы поставок в следующем году будут весьма существенными и могут превысить 1 млн тонн.
«В перспективе я не исключаю поставок казахстанского топлива и в Китай. Я полагаю, что на фоне таких масштабных планов Казахстан может отказаться от импорта. Это вполне реально. В настоящее время министр энергетики Канат Бозумбаев собирается подписать с российскими представителями протокол о внесении изменений в соглашение о взаимодействии в топливно-энергетическом комплексе Казахстана и России», — подчеркнул г-н Лукашов.
По его словам, данный процесс может пройти вполне успешно. Во 2-м квартале текущего года цена высокооктанового российского бензина в Евросоюзе превышала $700 за тонну, а сейчас он подорожал еще больше вместе с Brent. В Казахстане бензин стоит заметно дешевле, отметил он.
Качественного все меньше
Экономист Петр Своик заметил, что продукты нефтепереработки в Казахстане — это бензин марок А-76, А-80, А-85, и только очень немного — АИ-91−93, АИ-96, дизельное топливо, авиационный и осветительный керосины, печное топливо, сжиженный газ, то есть всего этого с каждым годом будет становиться меньше.
«Поэтому, когда люди удивляются, почему при таком количестве нефти в РК столь дорогой и некачественный бензин, то здесь нет ничего поразительного. Так как нефтеперерабатывающие заводы не загружены и там устаревшее оборудование, то растут затраты и на саму переработку. В результате заводы вынуждены переходить на выпуск наиболее некачественных видов топлива», — прокомментировал г-н Своик.
Работать в убыток
Аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин заметил, что в целом за январь-июнь 2018 года торговый оборот Россиии Казахстана составил $10,6 млрд, что несущественно, около 2,8% в масштабах торгового оборота РФ. Тем более речь идет о ГСМ, на которые, очевидно, приходится относительно небольшая доля в структуре оборота между странами. Теоретически, Казахстан может отказаться от импорта ГСМ в любой момент, но это неизбежно приведет к росту внутренних цен как минимум из-за снижения конкуренции, убежден аналитик.
По его словам, помимо этого снизится уровень энергетической безопасности, так как сократится количество источников ГСМ. Теоретически, считает аналитик, Казахстан может занять долю на любом близлежащем рынке, в том числе центральноазиатском при агрессивном ценообразовании.
«Тем более крупнейшие заводы в Казахстане находятся под контролем государства и при политической воле они могут работать, в том числе в убыток», — сказал Тимур Нигматуллин.
Слишком скудный рынок
Петр Своик полагает, что проблема в нацеленности государства работать лишь на вывоз сырья. По его мнению, необходимо смотреть правде в глаза: в Казахстане слишком малый рынок и относительно бедное население, чтобы обеспечить коммерческую окупаемость любого проекта собственного обеспечения ГСМ, даже имея море собственной нефти.
Модернизация действующих или строительство новых НПЗ — это всего лишь варианты, про которые заранее можно сказать, что все они слишком дороги, чтобы окупиться на таком скудном рынке, отметил он.
Нефтегазовый аналитик, директор ТОО «Oil Gas Project» Жарас Ахметов считает, что запрет на импорт российского бензина не окажет позитивного влияния на наш рынок. Наоборот, снижение предложения приведет к росту цен.
«Надо понимать, что стоимость нефти на внутреннем рынке ниже экспортной минус пошлины, налоги и логистика. То есть поставлять на экспорт выгоднее, чем на отечественные НПЗ. Если цены на нефть выровнять, то стоимость ГСМ вырастет», — сказал он.
Бензин будет, но дорогой
Депутат Айкын Конуров заметил, что, несмотря на то, что Минэнерго заверяет, что решило проблему с основным моторным топливом, может повториться российский сценарий, когда бензин будет выгоднее экспортировать, чем продавать внутри страны.
«Уже делались информационные вбросы о том, что в Казахстане самый дешевый бензин, а рынок нефтепродуктов у нас нерегулируемый, поэтому отвечать за рост цен на топливо некому. Чтобы не допускать недовольства населения, здесь постараются сделать так, чтобы бензин не пропал с заправок совсем, из прошлых топливных кризисов все же определенные выводы были сделаны, он просто подорожает», — убежден политик.
Финансовый аналитик Асет Наурызбаев заметил, что доля казахстанского экспорта на российском рынке невелика. Он считает, что вообще все слова про топливную или какую-либо иную независимость в современном мире больше из словаря чучхе или развитого социализма. Где дешевле производить топливо, там его и надо производить, полагает он.
«Рынок сам отберет неэффективные производства, если государство не станет дотировать слабых производителей за счет налогоплательщиков», — заключил Асет Наурызбаев.
По материалам Kapital.kz