В ходе завершившийся 73-ей Генеральной Ассамблеи ООН президент США Дональд Трамп заявил, что политика организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) не устраивает Штаты и весь остальной мир. По его словам, она должна снизить цены на нефть.
«ОПЕК и страны ОПЕК, как всегда, обворовывают весь остальной мир, и мне это не нравится… Мы защищаем многие из этих стран, не получая ничего взамен, а затем они пользуются нами, предоставляя нам высокие цены на нефть. Мы хотим, чтобы они … начали снижать цены. Мы не будем больше мириться с этим — с этими ужасными ценами», — заявил Трамп.
Ранее американский лидер в своем аккаунте в Twitter написал, что США защищают страны Ближнего Востока, и они не смогут длительное время находиться в безопасности без Штатов, и, тем не менее, они продолжают добиваться увеличения нефтяных цен.
«Мы запомним это. Монополия ОПЕК должна снизить цены сейчас же», — пригрозил американский президент.
ОПЕК против Штатов
В свою очередь страны ОПЕК отвергли требование Трампа. Представители организации заявили, что не влияют на их формирование. Тем временем цены на нефть марки Brent выросли до рекордных за последние 4 года $80 за баррель, нефть WTI подорожала до $72,22 за баррель. Росту способствовало решение ОПЕК об ограничении добычи нефти.
Министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих заявил, что нефтяной рынок на данный момент в достаточной степени обеспечен предложением. Между тем в 2019 году он надеется на соглашение о сокращении нефтедобычи.
В свою очередь аналитики Bank of America Merrill Lynch повысили прогноз цены нефти марки Brent в 2019 году до $80 за баррель с ранее заявленных $75 за баррель.
«Наши прогнозы спроса на 2019 год практически не изменились, поскольку более слабый рост в странах emerging markets нивелирует более значительный подъем в государствах с развитой экономикой. В результате наш прогноз дефицита на 2019 год был увеличен с 300 тыс. б/с до 400 тыс. б/с», — отмечается в отчете аналитиков.
Сделка с лагом
В свою очередь, по данным главы Минэнерго РФ Александра Новака, страны ОПЕК+ только в августе выполнили сделку по снижению добычи нефти на 129%. Таким образом, ОПЕК+ недопоставляет на рынок на 522 тыс. б/с по сравнению с запланированным уровнем, отметил он. Новая сделка ОПЕК+ предполагает снижение нефтедобычи 24 странами с 1 января 2017 года на 1,8 млн баррелей в сутки по сравнению с октябрем 2016 года — ОПЕК должна снизить добычу на 1,2 млн б/с, страны не -ОПЕК — на 560 тыс. б/с.
Рынки ответили ростом
Директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев отметил, что на обвинение Трампа рынки ответили устойчивым ростом котировок: с того момента, как президент поднялся на трибуну в Нью-Йорке, нефть подорожала уже на 4,5% и впервые с ноября 2014 года пробила отметку в $85/баррель.
«Прислушается ли ОПЕК к мнению американского лидера? Это, на мой взгляд, выглядит маловероятно по нескольким причинам — прежде всего потому, что большинство входящих в нее стран настолько зависят от нефтяных доходов, что ни при каких обстоятельствах на это не пойдут, как та же Венесуэла, где продажи черного золота обеспечивают 97% экспортных поступлений, но также и потому, что страны ОПЕК не станут отменять собственные договоренности об ограничении добычи, с огромным трудом достигнутые в ноябре 2016 года и подтвержденные в июне 2018-го», — подчеркнул г-н Иноземцев.
Он заметил, что ОПЕК сформировалась и развивалась как организация, цель которой заключалась именно в том, чтобы «поставить на место» потребителей нефти, и после десятилетия крайней нестабильности котировок у нее вряд ли появится желание пойти им навстречу.
Не «третий мир»
Эксперт подчеркнул, что в связи с последними событиями многие вновь поднимают вопрос о том, не стоит ли крупнейшим постсоветским «энергетическим сверхдержавам» — России и Казахстану — вступить в ОПЕК, чтобы не просто реагировать на ее решения, но и участвовать в их принятии.
Как известно, в отношении России сама ОПЕК делала такие предложения, но получила отказ. По словам г-на Иноземцева, нынешний статус России и Казахстана является оптимальным: они имеют существенное влияние на принимаемые решения, сама ныне действующая сделка ОПЕК+ была инициирована Россией, и оба постсоветских государства приняли на себя комфортные для них обязательства по сокращению добычи.
Негативное символическое значение
При этом для Москвы вступление в ОПЕК имело бы явно негативное символическое значение: это предполагало бы, по сути, переход в «третий мир» сырьевых держав и окончательное противопоставление себя развитым странам; между тем, хотя на деле Россия и впрямь является сырьевой экономикой, а проводимая Кремлем внешняя политика делает ее в глазах Запада откровенным изгоем, столь однозначное изменение статуса пока, видимо, не входит в планы российского руководства, сказал г-н Иноземцев.
По его словам, куда более важен сегодня иной вопрос: насколько долгим окажется нынешний подъем нефтяных цен и стоит ли ждать новых рекордов? Здесь, по мнению эксперта, можно быть оптимистичными.
Конечно, сейчас рынок толкают вверх геополитические трения между США и Ираном: между Саудовской Аравией и ее союзниками, с одной стороны, и Катаром, с другой; общая напряженная обстановка на Ближнем Востоке, а также отмеченная выше способность ОПЕК проводить скоординированную политику в вопросах регулирования объема добычи.
Угроз развитому миру не наблюдается
Г-н Иноземцев заметил, что все эти факторы не могли бы разогнать цены, если западные рынки были чувствительны к их росту — но стоит признать, что угроза развитому миру, исходящая от цен на нефть, сегодня низка как никогда. В 1979 году стоимость всей потребленной в Америке нефти равнялась 8,1% ВВП США, в то время как в 2017 году данный показатель сократился до 2,04%.
Это означает, что повышение цен на нефть сегодня менее «накладно» для развитых стран, чем раньше, что обусловлено успехами в повышении энергоэффективности и развитием альтернативной энергетики. «Поэтому экономики стран-потребителей не рухнут даже при ценах, приближающихся к $150/баррель, в то время как откат к $40/баррель станет катастрофой для многих „развивающихся“ стран», — убежден аналитик.
Кроме того, по его словам, не следует сбрасывать со счета интересы американских нефте- и газопромышленников, которые за последние 20 лет нарастили внутреннюю добычу соответственно на 70 и 45% и заинтересованы в том, чтобы окупить ранее сделанные инвестиции, как и лоббистские возможности компаний сектора альтернативной энергетики, для которых высокие цены на нефть выступают залогом успешного развития бизнеса.
«Все это позволяет мне сделать вывод о том, что мы скоро увидим окончательное восстановление нефтяного рынка и вернемся к тому повышательному тренду, который сформировался в начале 2000-х годов и был только прерван, но не обращен вспять, в ходе недавних кризисов», — сказал Владислав Иноземцев.
Трамп сыграл против самого себя
Директор ТОО «Oil Gas Project» Жарас Ахметов заметил, что Трамп в принципе может договориться с арабскими членами ОПЕК о росте добычи, чтобы снизить цены на нефть. Но его обращению к странам ОПЕК противоречат санкции, введенные против Ирана и ведущие к сокращению экспорта нефти из этой страны.
«Призывы к снижению цен на нефть играют и против нефтяников США, наращивающих в настоящее время добычу — она перевалила 10,6 млн барр./сутки. ОПЕК контролирует примерно 30% мировой добычи нефти. Но два важных игрока на этом рынке — США и РФ — в организацию не входят. ОПЕК регулирует цены на нефть, распределяя квоту на добычу между своими членами», — сказал г-н Ахметов.
По его словам, Казахстан скорее проиграет, чем выиграет, если вступит в ОПЕК.Он считает, что Трамп полагает, что если снизятся цены на нефть, то и снизятся цены на ГСМ на рынке США. Это не совсем так — рынок ГСМ, все-таки, больше зависит от соотношения спроса и предложения на ГСМ. И в меньшей степени от цен на нефть, заметил эксперт.
Не наступят на горло собственной песне
Руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде заметил, что Трамп известен своими противоречивыми заявлениями. То он выступал в поддержку американских нефтяных картелей, теперь выступает, по сути, в пику их интересам.
По словам эксперта, обращение Трампа к ОПЕК может быть реакцией на низкую эффективность американских санкций по отношению к своим основным геополитическим соперникам. Большинство из них — производители нефти. Россия, Иран, Венесуэла более или менее успешно справляются с давлением США на них не в последнюю очередь по причине высоких цен на нефть.
«Однако обращение к ОПЕК снизить цены на этот вид сырья выглядит несерьезным. Вряд ли кто-то в этой организации сегодня будет действовать в пику своим интересам», — заключил г-н Велизаде.
Источник: Kapital.kz