В современной экономике любого государства огромное влияние на индустриальное развитие оказывает состояние энергетического сектора. На первом месте, среди всех прочих земных богатств, остаются нефть и природный газ, которые с середины прошлого века играют ведущую роль в мировой энергетике.

Как задумано президентом Нурсултаном Назарбаевым, в ближайшие годы страна должна стать транспортно-логистическим хабом Центрально-Азиатского региона.

За развитие нефти и газа в нашей стране, добычу и транспортировку напрямую отвечает АО НК «КазМунайГаз», в котором не первый год проходит процесс трансформации и оптимизации. О том, как проходит трансформация национальных компаний и как следует развивать нефтегазовую отрасль, мы спросили наших экспертов.

- Насколько можно судить по открытым источникам, в портфеле трансформации КМГ есть проекты внедрения новых моделей технического обслуживания и ремонтов оборудования, ERP-систем и других элементов автоматизации, в структурах компании создаются общие центры обслуживания по IT, внедряется категорийное управление закупками. Всё это должно повысить операционную эффективность компании – для КМГ это крайне важная цель, наряду со снижением долговой нагрузки, - считает Сергей Домнин, эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента РК. - Пока рост операционной эффективности по отчёту о прибылях и убытках не заметен. По-видимому, главные проекты трансформации пока не завершены. Себестоимость реализации по итогам 1Q2018 выросла на 66%, тогда как выручка на 62%. Общие и административные расходы компании увеличились вдвое, чистая прибыль на 32%. Показатель ROA стал выглядеть немного лучше – 2,6 против 2,0%.
По мнению эксперта, в ближайшее время более оптимистичные прогнозы у КазМунайГаза не будет в силу нескольких причин.

- Когда мы говорим о КазМунайГазе, также важно помнить, что эта компания несёт огромный груз социальной ответственности, её ресурсы отвлекаются на развитие территорий в регионах присутствия, а это, как правило, регионы с весьма непростой социально-экономической (если не считать нефтегазовый сектор) и экологической ситуацией – Атырауская, Мангистауская, Кызылординская, Туркестанская области и другие регионы. Этот фактор будет устойчиво негативно влиять на прибыльность компании даже после выхода компании на IPO, - говорит Сергей Домнин.

При этом КазМунайГаз, в целях выправления положения, идёт на решительные шаги. Недавно завершён процесс поглощения материнской компанией своей «дочки» АО «Разведка Добыча КазМунайГаз». Кстати РД КМГ, несмотря на волатильность нефтяных цен, всё же приносила стабильный доход. И практически сразу после произошедшего поглощения оказала финансовую помощь КазМунайГазу в размере 680 млрд тенге. То есть вложилась в погашение старых долгов поглотившей её компании.

Теперь, по официальным сообщениям, на очереди ещё одна дочка, национальный газовый оператор АО «КазТрансГаз», тоже, кстати, компания, приносящая существенные прибыли государству. К примеру, консолидированная чистая прибыль АО «КазТрансГаз» за 9 месяцев текущего года составила 118,6 млрд тенге, что выше аналогичного периода прошлого года на 72,4 млрд тенге, или на 156%. Также АО «КазТрансГаз» заключило долгосрочный контракт с PetroChina о поставках 10 млрд кубометров газа в год. Экспорт в Китай будет осуществляться в течение пяти лет начиная с 2019 и принесёт Казахстану более $2 млрд валютной выручки ежегодно. При этом, как считают эксперты, планируемое слияние КазТрансГаза с КазМунайГазом не обеспечит самой головной компании ожидаемого результата.

Как говорит заместитель директора аналитического департамента российской компании «Альпари» Анна Кокорева, подобная ситуация наблюдалась несколько лет назад и в российском нефтегазовом секторе. Тогда крупные компании, в целях оптимизации бизнеса, продавали непрофильные активы и приобретали более мелкие нефтегазовые компании, которые остались на рынке.

- Основная проблема КазМунайГаза - это низкая рентабельность и высокая долговая нагрузка. Поэтому отказ от непрофильных активов и приобретение профильных прибыльных - это логичный шаг. Однако слияние с АО "Разведка Добыча КазМунайГаз" и КазТрансГазом только увеличивает долговую нагрузку КМГ, а выкуп долей миноритариев приведёт к отрицательному денежному потоку уже по итогам 2018. Компания понесла большие затраты на выкуп долей миноритариев РД КМГ, аналогичная ситуация будет и с КТГ. Таким образом, соотношение чистого долга к EBITDA может возрасти до 5. В дальнейшем цифра должна снизаться, так как КМГ планирует значительные выплаты, - считает Анна Кокорева.

В этом ключе наиболее логичным шагом было бы, наоборот, отпустить газового оператора в свободное плавание, дать КазТрансГазу статус самостоятельной компании, занимающейся исключительно газовыми проектами. Не стоит забывать, что на плечах нацоператора остается и газификация страны. 

- В Казахстане газификация насущная проблема, пока её уровень низок. Только к 2030 году, по планам правительства, газификации населения достигнет 56%, - говорит Анна Кокорева. - На мой взгляд, нужно ускорить этот процесс. Возможно, для этого нужна отдельная структура, которая будет заниматься вопросом газификации населения, наряду с разведкой и транспортировкой. То есть нужна компания, которая создаст хорошую инфраструктуру внутри страны и сделает газ доступным.

Надо добавить, что АО «КазТрансГаз» вкладывает очень большие суммы в дотации при поставках газа на внутренний рынок. То есть продаёт голубое топливо отечественным потребителям намного ниже себестоимости, покрывая миллиардные убытки за счёт доходов от экспорта и транспортировки. Но вот сможет ли продолжаться такая социальная политика после слияния, большой вопрос. Например, директор общественного фонда Financial Freedom Расул Рысмамбетов считает, что ничего хорошего от такого поглощения ожидать не стоит.

- КазМунайГаз – национальная компания, в которой работают десятки тысяч сотрудников, а в её партнёрских компаниях – ещё больше, - говоритРасул Рысмамбетов. - Более того, доходной «Разведка Добыча КМГ» является лишь потому, что все исторические затраты, месторождения, прошедшие пик, были оставлены в КазМунайГазе, тогда как хорошие активы ушли в РД КМГ. Тяжело назвать КазМунайГаз классической корпорацией, то есть где есть акционеры и менеджмент, независимый от акционеров. Скорее она, по своей социальной нагрузке, министерство нефти, министерство развития нефтяных территорий и ещё много чего. Поэтому расходы компании невозможно отследить до конечного потребителя.

По мнению Расула Рысмамбетова, нефтяная и газовая - слишком разные отрасли и объединиться могли бы только при одном условии: резком сокращении экспорта сырья и масштабных инвестиций в нефте- и газохимию. А вот без чёткого понимания, как будут работать эти две компании под одной крышей, может создаться ещё один великан с раздутыми расходами.

Ещё одна мировая тенденция, которую стоит отметить, - это переход на использование более экологичных и экономичных видов топлива, например на природный газ. В Казахстане, в рамках внедрения зелёной экономики, сейчас серьёзно прорабатывается вопрос модернизации транспортного сектора и его перевод с дизельного топлива на природный газ. И предстоящая огромная работа в этом направлении тоже находится сегодня в компетенции газового оператора.

По мнению доктора экономических наук, главного научного сотрудника Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Вячеслава Додонова, в связи с ростом востребованности газа, ростом его экспорта из Казахстана очевидно, что создание самостоятельной специализированной газовой компании в Казахстане было бы целесообразно.

- Газ является одним из наиболее перспективных видов топлива, спрос на который в долгосрочной перспективе будет устойчиво расти. Это обусловлено многими факторами - от быстрого роста потребления развивающимися экономиками, в первую очередь Китаем, до необходимости замещения таких энергоносителей, как уголь и атом (в развитых странах), которое осуществляется в рамках экологических программ и борьбы с выбросами парниковых газов, - говорит Вячеслав Додонов.

Надо отметить, что и международные рейтинговые агентства подтверждают долгосрочные положительные рейтинги газовой компании. Но при этом уточняют, что дальнейший рейтинг КазТрансГаза напрямую зависит от материнской компании КазМунайГаз. Это значит, что низкий рейтинг головной компании не даст возможности дальнейшего роста газовому оператору, тем более после поглощения.

Понятно, что слияние с прибыльными компаниями - хорошая возможность решить многие проблемы. Но не получится ли обратного эффекта, когда успешная компания, за рекордно короткий период заработав статус лучшей в регионе, после поглощения откатится назад? 

- Трудно сказать, как именно отразится слияние на деятельности интегрируемых компаний, хотя можно предположить, что их издержки несколько увеличатся в рамках большого холдинга, - сомневается Вячеслав Додонов. - На мой взгляд, эти поглощения прибыльных активов направленно происходят в рамках предпродажной подготовки КазМунайГаза к приватизации. Они направлены на её вывод к устойчивой рентабельности за счёт добывающих структур, поскольку в текущих условиях убыточности трудно ожидать, что приватизация будет успешной.

Причём это касается не только перевозки грузов, но и трубопроводной транспортировки. В этом секторе, как показывают данные последних нескольких лет, лидером является газотранспортировка.

Если сравнивать нефтяной и газовый сектора экономики, то уже наблюдается явный отрыв именно газовой отрасли. Большинство казахстанских нефтяных месторождений, расположенных на западе страны, считаются выработанными и низкорентабельными. Чтобы они всё же работали, весь попутный газ приходится закачивать обратно в пласты, что позволяет поддерживать давление для выкачки остатков нефти. Но вот насколько это выгодно, если цены на нефть по-прежнему нестабильны, тогда как закачиваемый обратно в скважины газ можно вполне выгодно реализовывать?

 

Источник: Forbes.kz