Санкции США в отношении России и торговая война Америки с Китаем отразились и на Казахстане, прямо или косвенно, и в большинстве своём позитивно, об этом в материале «Forbes.kz».
В апреле 2018 подтвердились опасения Олега Дерипаски: США всё-таки наложили санкции на его компании, в частности, под действие санкций попал алюминиевый холдинг «Русал».
Недавно Министерство финансов США опубликовало информацию о финансовых потерях Дерипаски: по оценке американского ведомства, состояние российского бизнесмена уменьшилось вдвое и составило $3,3 млрд. Его компания вынуждена консервировать производство, у неё арестованы активы в США и попали под запрет любые финансовые операции. Понятное дело, что в таких условиях речь идет не об увеличении прибыли, а о выживании в целом.
Опасаясь санкций, «Русал» заранее начал агрессивный захват внутреннего рынка РФ ещё в прошлом году, и в борьбе за сбыт стал скупать контрольные пакеты в долях компаний алюминиевой отрасли. Либо же создавать такие условия, чтобы конкуренты покинули отрасль (с продажей доли «Русалу» или без таковой).
Российское издание РБК публиковало информацию: «Русал» ещё с апреля 2017 начал экспансию рынка алюминиевых автомобильных дисков. Дошло до того, что владелец завода по производству алюминиевых автомобильных дисков «КиК» подал жалобу в Федеральную антимонопольную службу России в отношении «Русала», ограничивающего поставки алюминия. Когда «Русал» ограничил поставки жидкого алюминия, основного источника сырья, то производитель был вынужден импортировать твёрдый алюминий, а чуть позже и вовсе перенести производство в Казахстан.
Давление главного алюминиевого гиганта России, с одной стороны, и налоговые льготы, предоставленные Павлодарской СЭЗ - с другой, а также наличие поставщика сырья на той же территории сыграли свою роль, и теперь диски выпускают в Павлодаре. Сырьё поставляет завод по производству легированного алюминия, который находится в той же СЭЗ. Рабочие места и налоги теперь в РК, доля казахстанского содержания свыше 80%. Продукцию забирают производители автомобилей – заводы «Азия-Авто» и Renault. На розничный рынок, к сожалению, диски пока не выходили.
Учитывая увеличение НДС в России и, соответственно, рост разрыва налоговых ставок РФ и Казахстана, плюс налоговые льготы и условия, можно предположить, что СЭЗ в Казахстане становятся для российского производителя привлекательными, тем более что Казахстан не находится под действием санкций. Ситуация для страны складывается вполне удачная - Павлодар имеет все шансы стать крупным алюминиевым кластером, переманив российского производителя на свою территорию.
Что же касается торговой войны США с Китаем, то ответные санкции Поднебесной на импорт аграрной продукции из США и Канады и утверждение казахстанских ветеринарных и фитосанитарных сертификатов, «открытие ворот» на импорт из Казахстана открывают перед аграрным сектором широчайшие возможности.
На сегодняшний день Китай готов принять баранину и говядину из РК, но здесь говорить об больших объёмах экспорта или стремительной динамике производства не получится – мы едва научились покрывать внутренний рынок. Пока особых излишков нет, заставлять коров рожать двойни-тройни - дело безнадёжное, поголовье будет увеличиваться постепенно. Разве что Минсельхоз воплотит в жизнь программу развития мясного животноводства и импортирует 1 млн голов КРС.
А вот оборот продукции растениеводства – ячменя и кукурузы – можно нарастить за год. Утверждение казахстанского фитосертификата на сою у китайских властей – лишь вопрос времени.
Цифры рынка этой продукции говорят сами за себя. Так, в 2016 Китай импортировал свыше 5 млн тонн ячменя. Доля канадского ячменя здесь составила около 20%, а если считать в деньгах, то $225 млн.
Что же касается кукурузы, то Bloomberg приводит такие цифры: «импорт в Китай американской кукурузы в прошлом году вырос почти на 240%, до 757 тыс. тонн, что составляет $160 млн, согласно данным таможенных органов».
Также в статье упоминается, что за 2017 Китай импортировал из Украины 1,8 млн тонн зерна кукурузы, притом что Украине предоставлена low-tariff-rate quota на 7,2 млн тонн, с однопроцентной пошлиной.
Что же касается соевых бобов, то Bloomberg оценивает импорт Китая из США в $14 млрд.
Несмотря на то, что объём импорта аграрной продукции из США в Китай упал, за прошлый год он оценивался почти в $20 млрд.
Когда открываются такие возможности, глупо ими не воспользоваться. И дело тут вовсе не в знаменитой аграрной поговорке: не так радостно, что своя корова отелилась, как то, что соседская сдохла. Дело в том, что мир очень быстро меняется и способность оперативно реагировать на такие перемены и есть ключ к успеху.
P.S. В Казахской ССР насчитывалось порядка 2,3 млн га орошаемых земель. Если опираться на среднюю урожайность кукурузы на зерно по Казахстану - 52,2 ц/га и если представить, что мы восстановили оросительные сети и посадили кукурузу, то с такой территории могли бы собрать более 12 млн тонн урожая, что при экспорте в Китай в денежном эквиваленте превысило бы $2,5 млрд.