На этот вопрос обозревателю Forbes.kz ответили экономисты и представители топливного рынка.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что правительство до конца недели введёт заградительные пошлины на нефтепродукты, если цены на топливо в стране будут расти.  Исторически рынки Казахстана и России тесно связаны в вопросах поставок нефтепродуктов. Недостающие объёмы Казахстан регулярно закупает в России, это почти треть внутреннего рынка.

Вслед за Россией

Подорожание топлива у соседей приведёт к знакомому сценарию: более дешёвый казахстанский бензин вывезут на продажу в Россию.  Эксперт нефтегазового рынка, экономист Сергей Смирнов прогнозирует рост цен и дефицит топлива в Казахстане.

- Чтобы не остаться совсем без бензина, придётся поднимать цены до уровня российских. Тем более что к 2025 году на уровне стран ЕАЭС принято решение о создании общего рынка нефтепродуктов. Я сомневаюсь, что россияне будут менять свою структуру ценообразования, равняясь на казахстанцев. Скорее всего, произойдет наоборот. Цены у нас в любом случае будут расти, вопрос только в скорости роста, - уверен он.

В среднем по России стоимость бензина Аи-92 сейчас составляет 41,68 рублей за литр (свыше 230 тенге за литр), цена Аи-95 - 44,58 рублей (свыше 250 тенге).  В Казахстане Аи-92 почти на 100 тенге дешевле - 155 тенге, Аи-95 – 175 тенге. Такая разница позволяет быстро зарабатывать на «сером» импорте. Спасти ситуацию может только паритет цен в двух странах, говорит эксперт, вспоминая, что летом Казахстан уже поднял в 17 раз акцизы на дизельное топливо. Ставка акциза при оптовой реализации дизельного топлива выросла с 540 тенге до 9 300 тенге за тонну.

- Выросли оптовые цены, была вынуждена поднять цены и розница. Я думаю, что таким образом боролись с вывозом дизтоплива из Казахстана в Россию, в том числе контрабандным, потому что разница в цене была большая. С 1 ноября обещают вернуть акцизы на прежний уровень, посмотрим - упадут цены на дизтопливо или нет, - сказал Сергей Смирнов.  

Треть рынка - нефтепродукты из РФ

-  В 2017 Казахстан порядка 30% бензина и 15% дизельного топлива импортировал из России, - такие данные приводил министр энергетики Канат Бозумбаев, выступая на одном из заседаний ведомства.

 Закупается не только бензин, но и смазочные масла (которые в Казахстане вообще не выпускают), авиационный керосин, дизельное топливо.

Маловероятно, что запретительные пошлины, о которых говорил Дмитрий Медведев, коснутся Казахстана, если они вообще будут введены, считает директор компании Oil Gas Project Жарас Ахметов. Россия поставляет нефтепродукты Казахстану только для внутреннего потребления, причём вообще беспошлинно.

- Мы импортируем российскую нефть в ограниченных объёмах в рамках межправительственных соглашений. При этом у РК есть обязательства по встречным поставкам. Если говорить о нефти, думаю, нас это не коснётся, - отметил Жарас Ахметов.

Цены на моторное топливо в РФ будут расти, и, по оценкам некоторых аналитиков, удорожание может составить 15-20% в годовом выражении уже в начале года, после того как будут введены в действие нормы о повышении НДС, НДПИ и акцизов. Серьёзного эффекта на цены в Казахстане это, по-видимому, не окажет, цены на топливо будут расти и у нас, хотя и по другим причинам, объяснил Сергей Домнин, эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента.  Об экспорте в РФ, который в складывающихся условиях может привести к росту внутренних цен, речи пока не идет. 

- В РФ розничные цены на бензин в январе-сентябре 2018 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 9,2% при годовой инфляции 2,5%. В Казахстане за тот же период бензин в рознице подорожал на 11%, правда, у нас и годовая инфляция выше – 6,3%. И если кризис цен на бензин в РФ случился из-за того, что правительство не успело за ситуацией – вовремя не изменило регуляторные стимулы (последствия налогового манёвра-2014), то в РК бензин дорожает в том числе и потому, что в целом цены в экономике растут быстрее. По крайней мере дефицита бензина в РК не было в 2018 (чего не скажешь о дизтопливе, например), не прогнозируется он и в 2019. Если правительство РК не прибегнет к фискальным стимулам или ограничениям, а на НПЗ не произойдёт никаких внештатных ситуаций, то в следующем году логично ожидать рост цен на бензин в РК в районе средней по экономике инфляции, - сказал он. 

Дефицит бензина или профицит?

Сейчас Россия сама может потерять часть казахстанского рынка. После модернизации трёх НПЗ страна взяла курс на обеспечение внутренних потребностей в высокооктановом топливе Евро-4 и Евро-5,  объяснил Кайыпбек Камбаров, председатель ассоциации АЗС «Жанар-Жагармай».  

По его словам, сейчас рост цен на бензин уравновешивается профицитом топлива в стране. В долгосрочной перспективе цены вырастут, в краткосрочной – снижаются.

 - Заводы обеспечили потребности всей республики. Теперь не хватает механизма распределения. Касательно цен - у нас намного ниже (чем  в России – F.). Но, согласно положениям ЕАЭС, границы между странами-участницами открыты.  Мое личное мнение: цены понемногу поднимутся. Их отрегулирует рынок по принципу «спрос - предложение». Но сейчас, когда базы переполнены, цены снижаются. Например, АИ-92  стоил буквально полгода назад 175 тенге за литр, под 180. Сейчас  - снизился до 160 тенге, - прокомментировал ситуацию Кайыпбек Камбаров.

Перед правительством стоит непростая задача - стабилизировать внутренний рынок, найдя баланс между дефицитом топлива и его избытком. Казахстан уже вводил временный запрет на  ввоз российского бензина марки АИ-92 железнодорожным транспортом.  Кроме того,  излишки бензина планируется продавать на рынках стран Центральной Азии. Как сообщал летом зампредседателя правления по транспортировке, переработке и маркетингу нефти национальной компании «КазМунайГаз» Данияр Тиесов, в Кыргызстан, Узбекистан и Таджикистан в этом году планируется экспортировать до 400 тыс. тонн ГСМ. В 2019 объёмы поставок должны увеличиться до 1,2 млн тонн.