И снова настал этот сезон: праздники вот-вот начнутся, и это подходящий момент, чтобы притормозить и оглянуться на прошедшие месяцы. Самыми яркими особенностями 2018 года были окончание синхронного глобального роста, подъем популизма на Западе и более нестабильная обстановка на рынке.
Краткосрочный успех часто приводит к долговременным проблемам.
При активном налогово-бюджетном стимулировании и дерегуляции финансового сектора администрация США оживила экономику: рост ВВП и зарплат составил около 3%. Но ценой этого стало усиление дисбаланса. Стремительно растущий дефицит у Трампа приближается к 1 трлн долларов за 12-месячный период, и это беспрецедентный уровень в период сильного роста. Более того, этот процесс происходит в условиях повышения финансовых рисков (особенно корпоративного долга США). Все это вызывает опасения, что окончание бизнес-цикла будет достаточно сложным. Основным риском является то, что у США не получится реализовать налогово-бюджетную политику, компенсирующую эти циклические тенденции, когда этот шаг будет нужен больше всего.
Торговая война – это о передовых технологиях
Администрация Трампа сначала сосредоточилась на дисбалансе в торговле, но в последние месяцы более пристальное внимание уделялось правам на результаты интеллектуальной деятельности и передовым технологиям. Основная и первоочередная цель США – не дать Китаю занять лидирующую позицию в области передовых технологий. Следующим полем битвы в «холодной войне» США и Китая будут технологии 5G, что подтверждается судебным процессом против Huawei. Технологии 5G являются совершенно новой инфраструктурой, которая позволит быстрее обрабатывать информацию и обеспечивать высокую плотность связанности устройств – между людьми, между человеком и машиной, а также между машинами. Таким способом будут передаваться конфиденциальные данные, в том числе промышленные тайны; поэтому 5G превратится в одну из самых критических инфраструктур. Становится понятно, почему администрация США и страны-союзники стремятся ограничить этот рынок для китайских поставщиков.
Золото снова становится стратегическим активом
По данным Всемирного совета по золоту, более 20 стран во всем мире приобретали золото с начала 2017 года. Многие из них не делали этого на протяжении десятилетий, как, например, Польша, закупившая недавно 13 тонн золота впервые за 25 лет. Возвращение золота в качестве стратегически важного актива может быть связано с такими ключевыми факторами, как стремление стран к политической независимости (дедолларизация), ведь золото является «защитой» от доллара США и служит для снижения рисков, связанных с дефицитом американского бюджета. Это – ключевой актив в период усиления диверсификации перед лицом повышения мирового риска.
Итак, что же ждет нас в будущем?
Забегая вперед, мы убеждены в том, что начинается новый цикл, который будет характеризоваться более слабым ростом, повышением политического риска, особенно в условиях проведения выборов в Европе в 2019 году, усилением раздробленности в мире, а также медленным падением позиций США и усилением Китая. В следующем году нужно будет отслеживать три важнейшие темы.
Роль Китая как «двигателя» мирового роста занимает центральное место.
Влияние Китая на мировой рост составляет 34% (то есть равно общему вкладу США и еврозоны). Также рост производства на развивающихся рынках Азии примерно на 70% зависит от Китая. КНР является крупнейшим импортером приблизительно для 50 стран. В итоге инвесторам следует сосредоточиться на экономической и денежно-кредитной политике Китая, как никогда ранее. С мая прошлого года Китай смягчал свою денежно-кредитную политику, вследствие чего кредитный импульс приобрел положительное значение впервые с конца 2016 года. Пока что складывается впечатление, что стимулирование началось слишком поздно и оказалось слишком слабым. Однако в первом квартале 2019 года страна должна вновь оказаться в центре внимания, ведь мы ожидаем, что на конференции Economic Work Conference, которая начнется в эту пятницу и продлится до понедельника, правительство объявит о ряде мер по открытию рынков, в том числе о снижении пошлин на большее количество товаров и о новых мерах налогово-бюджетного стимулирования.
Все дело в ликвидности
Мы работаем в мире, где правит доллар, так что его ликвидность служит ключевым фактором для мировой экономики и финансовых рынков. С марта 2018 года наш показатель ликвидности резко упал до двухлетнего минимума. Это явный сигнал того, что динамика глобального роста снижается, из-за чего финансовая ситуация ухудшается, стоимость финансирования в долларах растет, а рисковые активы распродаются. Это в целом объясняет смятение на развивающихся рынках, возникшее прошлой весной и прошлым летом. Мы ожидаем, что ликвидность продолжит снижение в 2019 году, что означает снижение мирового роста и то, что инвесторам придется развиваться в гораздо более сложной обстановке. Особенно трудно будет трейдерам и инвесторам, не привыкшим к высоким процентным ставкам.
Это будет крайне важный год для акций
Снижение рыночной стоимости уже подразумевает множество плохих новостей. С января показатель цена/прибыль на американских рынках упал до 15.4х, и это более «здоровый» уровень. А с момента коррекции в октябре индекс S&P500 меньше зависит от динамики акций FAANGM. Тем не менее все еще высока неопределенность относительно паузы ФРС после ожидаемого декабрьского повышения ставок. Также в связи с ростом доходов, который снова упадет до однозначных чисел (около 6%), будет меньше факторов роста рынка по сравнению с 2018 годом, особенно его началом. Ситуация на рынке будет гораздо сложнее и нестабильнее, чем раньше.
Подготовлено порталом Wfin.kz по материалам Saxo Bank