Экономист уверен, что обе валюты продолжают оставаться «братьями». Причем рубль — старший брат.
Тенге постепенно дешевеет не только по отношению к доллару, но и к российскому рублю. Хотя раньше считалось, что наша валюта тесно привязана к соседней и повторяет чуть ли не все ее «телодвижения». Чего теперь ждать от российской валюты и какая судьба постигнет нашу?
Либо бежать вслед за рублем, либо закрывать границы
Экономист Петр Своик как раз из лагеря тех, кто настаивает на тесной связи двух валют.
— Тенге — это младший брат рубля, а рубль – младший брат доллара. Я всегда это утверждал, и было бы неверным отказываться. Но я еще и говорил, что рубль и тенге не на жесткой сцепке, а на чем-то вроде «подпружиненного» поводка. То есть колебания курса двух валют могут различаться в определенных пределах, — заявил он.
Например, сейчас наша валюта относительно дешевеет, значит, российские товары дорожают. И это при том, что импорт из России в разы больше, чем наш экспорт туда
Следовательно, даже относительное ослабление тенге для покупателей ощутимо. А можно ли сделать большой разрыв и долго его держать? Ответ – нет.
— Если вдруг рубль по каким-то причинам начнет резко менять курс, нам придется делать то же самое. Причем по совершенно объективным причинам. Большой объем торговли у нас с Евросоюзом, но общей границы нет. С Россией же граница отсутствует, учитывая, что торговля идет примерно на две трети в рублях и на треть в долларах и евро. Доля тенге по экспорту 3%, по импорту – 1%. То есть в пределах погрешности, — сказал он.
Фактически, тенге – валюта исключительно внутреннего пользования, считает Своик. Именно поэтому при открытой границе и доминировании во взаимной торговле рубля тенге не может не быть его отражением.
— Если, повторюсь, рубль начнет резкое движение, нам придется либо закрывать границы с Россией, либо бежать вслед за рублем
Может быть сначала немного потерпим, чтобы показать свою независимость, но потом все равно придется, — считает он.
Путин держит рубль — и вместе с ним тенге
Например, к концу 2014 рубль, после украинских событий и в ответ на обрушение нефтяных цен, девальвировал в два раза. Мы упорно терпели целых полгода.
— В этот промежуток провели досрочные перевыборы президента, а в августе объявили «свободное плавание» национальной валюты. И примерно с августа 2015 по февраль 2016 тенге тоже девальвировал в два раза — ровно вслед за рублем. И в 1998 году, после августовского дефолта в России, была точно такая же история, — вспоминает Своик.
Зато в ближайшее время потрясений для рубля и тенге ожидать не стоит.
— Если в 2014 году Путин разрешил Центробанку РФ «грохнуть» рубль в два раза (пусть и по команде из МВФ, но российским экспортерам и бюджету это тоже помогло), сейчас он такого допустить не может. Слишком сильная девальвация может и имеет экономические плюсы, но в социальном и политическом смысле это будет капитуляция. Поэтому Россия изо всех сил будет держать курс рубля, а мы будем вокруг него – и далеко не убежим
Сколько будет стоить российская валюта?
Марк Гойхман, руководитель группы Центра аналитики и финансовых технологий, тоже считает, что рубль – один из главных факторов для курса тенге. Вторым он назвал нефтяные цены.
— Зависимость между рублем и тенге не так просто преодолеть.
Две страны имеют схожие факторы развития экономики, ориентированные на добычу и экспорт сырья
И та, и другая валюты относятся к развивающимся и рисковым рынкам. Но тесную связь между ними очень сильно определяет и структура внешнеторговых связей. Есть взаимозависимость между инвестициями, финансовыми, транспортными потоками двух стран, устойчивыми производственно-технологическими цепочками, сформированными еще в СССР.
На KASE считают, что корреляция между рублем и тенге составляет 90%, — сказал он.
Зависимость от нефти эксперт назвал менее выраженной. Например, с начала 2019 года баррель Brent подорожал c 53 до 63 долларов. Но при этом доллар с 4 января по 4 февраля поднялся с 376 до 382 тенге.
— И это, кстати, также показывает связь с Россией, поскольку в последнее время уменьшилась влияние нефти на рубль,
— подчеркнул Гойхман.
В то же время в последние недели наблюдался значимый рост рубля к тенге. Казалось бы, он опровергает тезис о зависимости. Но эксперт считает, что это то «исключение», которое подтверждает общее «правило». Колебания валют между собой — вполне нормальное явление. Кроме того, рубль во многом компенсирует предыдущее снижение в начале 2018
И сейчас, на рубеже 5,8 тенге/рубль он вернулся к уровню годовой давности.
— Поэтому можно предположить, что в среднесрочной перспективе рубль будет находиться в среднем диапазоне 5,7-6 тенге, — считает Гойхман.
Кроме того, эксперт считает вполне вероятным в ближайшие месяц-два 400 тенге за доллар и 445 тенге за евро.
Виноват опять Китай?
Владислав Воробьев, старший аналитик компании ARUM Capital, обратил внимание, что и тенге, и рубль относятся к одной «группе риска». То есть они одинаково реагируют на внешние раздражители. В числе последних
- торговые споры США и КНР,
- замедление китайской экономики,
- турбулентность сырьевых рынков
и так далее.
Но прямое воздействие российской валюты на нашу довольно ограничено
— Тенге пикирует по отношению к доллару уже давно. Общая динамика сигнализирует о высокой вероятности дальнейшего падения курса ниже отметки в 383 за доллар и 439 за евро, — утверждает Воробьев.
Хотя Китай с США вроде заключили некое подобия перемирия, а ФРС США смягчила монетарную политику, все еще высоки риски глобального финансового кризиса. Статданные все еще свидетельствуют об ухудшении дел в Китае, а новости из Италии — о технической рецессии. Все это влияет в числе прочего и на сырьевые цены, так как если ситуация не изменится, спрос на топливо может значительно сократиться.
Тем временем стоимость российской валюты смогла значительно укрепиться.
— В отсутствие новых разговоров об очередных санкциях рост котировок может продолжится до 5.9 тенге за рубль, — прогнозирует эксперт.
По материалам 365info.kz