Падение доходов населения вкупе с ростом цен усугубилось карантинными ограничениями.
По данным Комитета по статистике, в июле 2020 года объем розничной торговли в республике составил 995,6 млрд тенге. Это один из лучших показателей в текущем году, больше было только в июне — 1,07 трлн.
Однако до уровня прошлого года торговля все равно не дотягивает. В июле 2019 года в рознице было продано товаров на общую сумму более 1 трлн тенге.
Таким образом, индекс физического объема торговли относительно аналогичного периода 2019 вновь упал. И это уже в четвертый раз за последние пять месяцев.
Главная причина очевидна: снижение происходило в месяцы, когда для объектов торговли вводились особые условия. Июнь стал исключением во многом благодаря снятию ограничений и накопившемуся отложенному спросу.
Лидеры и аутсайдеры
Наиболее сильное снижение показателей зафиксировано в Атырауской области, где падение составило 20,7 млрд тенге (в июле 2019 – 23,2 млрд). Впрочем, оно затронуло не все регионы республики. В трех из них продажи в июле превзошли июньские показатели:
- В Актюбинской области – на 33,3% (до 83,8 млрд, годом ранее — 60,1 млрд)
- В Алматинской области — на 21,3% (до 52,6 млрд, годом ранее – 51 млрд)
- В Мангыстауской области – на 0,1% (до 16,2 млрд, годом ранее – 18,6 млрд)
Однако общереспубликанскую динамику определяют мегаполисы. Традиционно наибольший объем розничной торговли приходится на Алматы.
В июле продажи составили 285,7 млрд тенге – это 28,7% от общереспубликанского объема. При этом по сравнению с июнем они упали на 8,1% (25 млрд тенге), июлем 2019-го – на 13,1% (-43 млрд тенге)
Аналогичная тенденция и в Нур-Султане. Розничная торговля в столице за месяц просела на 19,5% — объем торговли сократился на 29 млрд тенге. Снижение за год оказалось менее сильным – 9,8%, или 13 млрд.
Траты на еду растут медленнее инфляции
Одно из изменений в потребительском поведении казахстанцев в текущем году заключается в том, что население стало тратить больше на покупку еды и меньше на непродовольственные товары.
Так, по данным Комитета по статистике, за 7 месяцев 2020 года продажа продуктов питания составила 2 трлн 157,9 млрд тенге. Рост по сравнению с аналогичным периодом 2019 года отмечается в городах республиканского значения, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Туркестанской, Северо-Казахстанской и Алматинской областях.
На эти регионы приходится более 70% всей розничной торговли в республике. В двух регионах ситуация кардинально противоположная. В Павлодарской области торговля продуктами питания упала на 20%, в Актюбинской – на 13,3%.
При этом Актюбинская область стала единственным регионом, где отмечен рост торговли непродовольственными товарами — на 1,6%, до 149,2 млрд тенге. В Нур-Султане снижение составило 31,2%, в Алматы – 27,3%.
В целом необходимо отметить один момент. Торговля продовольствием хоть и выросла на 3,9%, но при этом продуктовая инфляция за последний год составила 11,3%.
То есть рост расходов населения на еду произошел не потому что стали покупать больше, а потому что продукты стали заметно дороже
Кто выиграл: крупные сети или малый бизнес?
Если рассматривать розничную торговлю с точки зрения структуры объектов, можно выделить следующее:
- реализация малым бизнесом в июле 2020 года выросла по сравнению с июлем 2019 на 16,7%. Прирост по ИП, включая рыночных торговцев, составил 65 млрд. Рост отмечается в 12 регионах республики;
- показатели среднего бизнеса упали на 5 млрд тенге, но в 7 регионах все-таки объемы пошли вверх;
- продажи крупного бизнеса относительно июля 2019 года упали в 13 регионах. Суммарное снижение по республике составило 21,5 млрд тенге.
Другими словами, в июле складывалась следующая ситуация: чем меньше размер бизнеса, тем лучше (относительно прошлого года) у него идут дела.
Однако если смотреть на торговлю в разрезе семи месяцев, ситуация прямо противоположная.
Малый бизнес сократил продажи на 377,8 млрд тенге, большой – нарастил на 15 млрд
Автор Алексей Никоноров
Источник 365info.kz