В августе 2020 неправительственная консалтинговая организация Досыма Сатпаева «Группа оценки рисков» совместно с социологом Айман Жусуповой провели экспертный опрос в рамках исследовательского проекта «Антикризисная черная папка».

Досым Сатпаев: «Геополитика вносит сильный раскол в наше общество» |  Новости Центральной Азии на Camonitor.kz

Экспертный опрос проходил с 10 по 28 августа 2020. В исследовании приняли участие 48 экспертов из числа политологов и социологов (представляющих как независимые, негосударственные think tanks, так и государственные аналитические структуры), политических обозревателей ведущих СМИ, журналистов, экономистов, представителей среднего и крупного бизнеса, а также специалистов по PR и Government Relations.

Опрос проводился для того, чтобы, во-первых, выявить основные причины управленческого хаоса в системе госуправления на примере борьбы с коронавирусом. Во-вторых, составить рейтинг среднесрочных и краткосрочных проблем, которые возникли как результат неэффективного антикризисного менеджмента в условиях борьбы с коронавирусом. В-третьих, разработать список мер по улучшению государственного антикризисного менеджмента.

Почему упали в яму?

Отвечая на первый вопрос: «Каковы основные причины неэффективной деятельности государственных структур в борьбе с эпидемией коронавируса в Казахстане?», большинство экспертов на первое место поставили «кризис компетенции на всех уровнях государственной власти». На втором месте идет «отсутствие эффективно работающих политических институтов (парламент, маслихаты, политические партии, местное самоуправление и др.), которые могли бы контролировать ситуацию в центре и на местах». А на третьем месте стоит «коллективная безответственность. Нежелание чиновников всех уровней госуправления брать на себя ответственность за антикризисные решения».

В принципе, это классические болезни любой системы, где бюрократический аппарат превратился в самодостаточный, коррумпированный и кастовый организм, который трудно контролировать.

Что касается других вариантов ответов на поставленный вопрос, которые предложили некоторые эксперты, то среди них также были следующие:

  • отсутствие эффективной коммуникации с населением;
  • монополизация определенными кланами фармзакупок;
  • причиной неэффективности всего государственного аппарата стала попытка обвинить общество, переложить ответственность на граждан;
  • основным фактором стало отсутствие опыта борьбы с пандемией Covid19;
  • искаженные приоритеты и понимание роли государственной власти и общества;
  • отсутствие профессиональных независимых СМИ;
  • отсутствие системной оппозиции;
  • низкая прозрачность принимаемых решений на всех уровнях государственного управления.

Доверяй и проверяй

Не менее интересны ответы на вопрос «Что является самым важным антикризисным элементом в системе государственного управления для нейтрализации любых форс-мажорных ситуаций?

Большинство опрошенных экспертов считает, что это «высокий уровень доверия граждан к тому, что говорит и делает власть. Готовность граждан к сотрудничеству и коллективная социальная ответственность». Также важным антикризисным элементом является «наличие четкого алгоритма действий всех органов государственной власти в условиях кризисной ситуации». А на третьем месте стоят «политические институты, оперативно реагирующие на кризисную ситуацию».

Где будет больно?

Естественно, что большинство граждан страны и, в частности, многих представителей бизнеса волнуют социально-экономические негативные последствия карантинных локдаунов и низких цен на сырье, что автоматически сказывается на курсе национальной валюты и других экономических факторах. В тройку наиболее серьезных проблем опрошенные эксперты поставили: рост безработицы, рост бедности (а также появление «новых бедных» из среднего класса) и рост протестных настроений. В принципе это логическая цепочка, когда одна проблема тянет за собой другую.

Среди других социально-экономических негативных последствий, которые могут быть в Казахстане в посткоронавирусный период при сохранении низких цен на сырье, эксперты обозначили:

  • рост преступности из-за безработицы и падения реальных доходов;
  • резкое снижение покупательской способности;
  • девальвация национальной валюты;
  •  проблемы неплатежей и дефолты в банковской системе;
  • использование средств Национального фонда и пенсионных накоплений граждан;
  • сокращение иностранных инвестиций;
  • усиление эмиграционных настроений;
  • снижение прибыльности бизнеса из-за падения внутреннего спроса.

Инструкция к выживанию

Что касается мер, которые необходимо предпринять в социально-экономической сфере, чтобы минимизировать негативные последствия, связанные с эпидемией COVID-19 и падением цен на нефть, то в глаза бросается интересный момент. Практически большинство предложенных в анкете мер набрало значительный процент голосов экспертов. Здесь есть меры, связанные с апгрейдом экономической системы страны, как например «демонополизация и деолигархизация экономики», «введение моратория на новые государственные программы развития без публичного анализа и оценки эффективности уже принятых программ», «изменение роли государства в экономике, когда правительство создает для частного сектора стимулы, чтобы он производил товары, которые необходимы обществу во время кризисных ситуаций», а также «деофшоризация сознания и деофшоризация экономики». При этом экспертную поддержку в опросе получили и такие меры, как:

  • стимулирование потребительского спроса, сокращение бедности и повышение качества жизни за счет введения базового безусловного (основного) дохода (42500 тенге), который должен выплачиваться ежемесячно всем малоимущим казахстанцам в течение 1 или 2 лет вне зависимости от того, найдут они работу или нет;
  • продление налоговых каникул и сохранение налоговых льгот для МСБ до конца 2021 года;
  • введение моратория на повышение НДС и КПН в условиях финансово-экономического кризиса;
  • создание импортозамещающей экономики в сфере производства стратегически важных товаров для формирования стратегических запасов на случай любой форс-мажорной ситуации.
  • принятие закона о банкротстве физических лиц для частичного снятия социального напряжения, связанного с закредитованностью населения.

Не менее важно было узнать у экспертов их мнение по вопросу о том, как адаптироваться к новой нормальности в системе государственного управления, чтобы подготовиться к новым угрозам. И здесь стоит представить четыре наиболее популярные среди опрошенных респондентов рекомендации.

Во-первых, ориентация на интересы граждан посредством: повышения степени открытости администрации любого уровня для гражданского контроля и участия, установление четких стандартов на гособслуживание, ориентация на измеримые показатели и результаты, формируемые с учетом интересов гражданского общества.

Во-вторых, апгрейд политической системы за счет появления новых политических институтов (парламент, политические партии, местное самоуправление и т.п.).

В-третьих, разработка и принятие нового закона о местном самоуправлении.

В-четвертых, нужен новый общественный договор (на основе политических и социально-экономических реформ) между властью и обществом, когда лояльность к политической системе со стороны граждан идет только в обмен на ее эффективность.

На ваш взгляд, как адаптироваться к новой нормальности в системе государственного управления, чтобы подготовиться к новым угрозам?

Нужен новый общественный договор

Очень важно

53,2%

Скорее важно

25,5%

Не столь важно

6,4%

Не будет иметь особого влияния на изменение ситуации

6,4%

Затруднились ответить

8,5%

Апгрейд политической системы за счет появления новых политических институтов

Очень важно

61,7%

Скорее важно

23,4%

Не столь важно

8,5%

Не будет иметь особого влияния на изменение ситуации

0,0%

Затруднились ответить

6,4%

Разработка и принятие нового закона о местном самоуправлении

Очень важно

53,2%

Скорее важно

25,5%

Не столь важно

6,4%

Не будет иметь особого влияния на изменение ситуации

6,4%

Затруднились ответить

8,5%

Ориентация на интересы граждан посредством: повышение степени открытости администрации любого уровня

Очень важно

68,1%

Скорее важно

19,1%

Не столь важно

6,4%

Не будет иметь особого влияния на изменение ситуации

0,0%

Затруднились ответить

6,4%

Парламентская реформа

Очень важно

42,6%

Скорее важно

31,9%

Не столь важно

12,8%

Не будет иметь особого влияния на изменение ситуации

6,4%

Затруднились ответить

6,4%

Дальнейшая либерализация Закона о политических партий

Очень важно

46,8%

Скорее важно

40,4%

Не столь важно

2,1%

Не будет иметь особого влияния на изменение ситуации

4,3%

Затруднились ответить

6,4%

Сокращение бюрократического аппарата

Очень важно

48,9%

Скорее важно

25,5%

Не столь важно

10,6%

Не будет иметь особого влияния на изменение ситуации

8,5%

Затруднились ответить

6,4%

 Изменение модели разработки государственных антикризисных программ

Очень важно

36,2%

Скорее важно

29,8%

Не столь важно

12,8%

Не будет иметь особого влияния на изменение ситуации

14,9%

Затруднились ответить

6,4%

Необходимо внести изменения в неэффективный механизм разработки стратегических программ

Очень важно

38,3%

Скорее важно

29,8%

Не столь важно

17,0%

Не будет иметь особого влияния на изменение ситуации

8,5%

Затруднились ответить

6,4%

Публичная и массовая профессиональная аттестация судей и работников правоохранительных органов

Очень важно

48,9%

Скорее важно

29,8%

Не столь важно

8,5%

Не будет иметь особого влияния на изменение ситуации

6,4%

Затруднились ответить

6,4%

Масштабная и эффективная «цифровизация системы госуправления»

Очень важно

34,0%

Скорее важно

31,9%

Не столь важно

21,3%

Не будет иметь особого влияния на изменение ситуации

6,4%

Затруднились ответить

6,4%

Создание в каждом регионе страны Центра телемедицины для дистанционного консультирования граждан страны

Очень важно

17,0%

Скорее важно

31,9%

Не столь важно

27,7%

Не будет иметь особого влияния на изменение ситуации

17,0%

Затруднились ответить

6,4%

Разработка карты рисков для каждого региона страны

Очень важно

25,5%

Скорее важно

42,6%

Не столь важно

14,9%

Не будет иметь особого влияния на изменение ситуации

10,6%

Затруднились ответить

6,4%

 

Среди других мер, предложенных экспертами, в отношении того, как адаптироваться к новой нормальности в системе государственного управления, чтобы подготовиться к новым угрозам, также можно отметить:

  • создание эффективного и профессионального государственного аппарата;
  • система сдержек и противовесов; новый работающий парламент; независимая судебная система;
  • реальная реформа системы здравоохранения и медицинского страхования;
  • повышение общего уровня образования в стране;
  • нужна новая парадигма подготовки, селекции и найма руководящего состава в системе государственного управления, зачастую страдающего из-за набора неэффективных руководителей, назначения которых проходят только по принадлежности к клану, команде или лояльности к патрону;
  • отказ от практики расходования бюджетных средств на государственный информационный заказ в любом виде;
  • выборность акимов районов сроком на 4 года.

Известное – неизвестное

Что касается моделирования будущей ситуации, то этому был посвящен последний вопрос в экспертном опросе о возможных форс-мажорных ситуациях, которые могут возникнуть в Казахстане и которые будут иметь серьезный негативный эффект на экономическую и политическую ситуацию в стране. Если использовать определение известного специалиста по коммуникациям Сэма Блэка, то речь идет о проблемах из категории «Известное – неизвестное», когда можно знать, что тот или иной кризис, в принципе, возможен, но не известно, когда и как именно он произойдет.

В тройку лидеров, по мнению экспертов, вошли такие потенциальные кризисные ситуации:

1) более быстрое завершение эпохи нефти, которая приведет к экономическому банкротству Казахстана;

2) дефицит воды, который может привести к военным конфликтам с соседними странами;

3) инновационная революция в других странах, которая окончательно закрепит за Казахстаном статус технологической периферии. Кстати, на четвертом месте оказалось угроза разрушительного землетрясения в Алматы, которое создаст кризисную ситуацию общенационального масштаба.

Эксперты также предложили свои варианты ответа на вопрос о том, какие форс-мажорные обстоятельства могут возникнуть в стране:

  • вмешательство внешних сил во внутренние дела страны;
  • масштабные акции протеста с перерастанием в революцию со сменой власти и переделом собственности;
  • расширение и углубление соперничества (конфликта) между крупными внешнеполитическими и внешнеэкономическими партнерами Казахстана;
  • масштабный межэтнический конфликт;
  • политический кризис, вызванный снижением ренты и новым переделом собственности.

Неизвестное – известное

В качестве вывода к проведенному экспертному опросу можно попробовать дополнить упомянутого Сэма Блэка и в случае с Казахстаном ввести новый вид кризиса: «Неизвестное – известное», когда даже если известно, какие будущие кризисы нас ждут, неизвестно, как успешно будет к ним готовиться власть и как эффективно она станет нейтрализовать все негативные последствия в случае их возникновения в стране.

Ведь, как показала практика, часто страшен не сам кризис или форс-мажор – больше вреда наносит отсутствие компетенции, халатность, коррупционный интерес и провал антикризисного менеджмента со стороны государственных структур. Эпидемия коронавируса это четко показала, вытащив все спрятанные скелеты из шкафов. А привычка наступать на одни и те же грабли - явный признак глупости.

И здесь вспоминается одна история, которую связывают с деятельностью прусского военачальника и военного теоретика Хельмута Карла Бернхарда фон Мольтке. В ночь, когда французский император Наполеон III напал на Пруссию, Мольтке спал. Когда его разбудили и сообщили о нападении, он лишь сказал: «План в третьем ящике комода» и снова уснул. Кстати, в этой войне ему удалось взять в плен и самого Наполеона III.

И нам нужен не только свой «план в третьем ящике комода» на случай появления новых «черных лебедей», но и свои Мольтке, которые могли бы его разработать и правильно реализовать.

 Автор Досым Сатпаев

Источник  forbes.kz