В августе 2020 неправительственная консалтинговая организация Досыма Сатпаева «Группа оценки рисков» совместно с социологом Айман Жусуповой провели экспертный опрос в рамках исследовательского проекта «Антикризисная черная папка».
Экспертный опрос проходил с 10 по 28 августа 2020. В исследовании приняли участие 48 экспертов из числа политологов и социологов (представляющих как независимые, негосударственные think tanks, так и государственные аналитические структуры), политических обозревателей ведущих СМИ, журналистов, экономистов, представителей среднего и крупного бизнеса, а также специалистов по PR и Government Relations.
Опрос проводился для того, чтобы, во-первых, выявить основные причины управленческого хаоса в системе госуправления на примере борьбы с коронавирусом. Во-вторых, составить рейтинг среднесрочных и краткосрочных проблем, которые возникли как результат неэффективного антикризисного менеджмента в условиях борьбы с коронавирусом. В-третьих, разработать список мер по улучшению государственного антикризисного менеджмента.
Почему упали в яму?
Отвечая на первый вопрос: «Каковы основные причины неэффективной деятельности государственных структур в борьбе с эпидемией коронавируса в Казахстане?», большинство экспертов на первое место поставили «кризис компетенции на всех уровнях государственной власти». На втором месте идет «отсутствие эффективно работающих политических институтов (парламент, маслихаты, политические партии, местное самоуправление и др.), которые могли бы контролировать ситуацию в центре и на местах». А на третьем месте стоит «коллективная безответственность. Нежелание чиновников всех уровней госуправления брать на себя ответственность за антикризисные решения».
В принципе, это классические болезни любой системы, где бюрократический аппарат превратился в самодостаточный, коррумпированный и кастовый организм, который трудно контролировать.
Что касается других вариантов ответов на поставленный вопрос, которые предложили некоторые эксперты, то среди них также были следующие:
- отсутствие эффективной коммуникации с населением;
- монополизация определенными кланами фармзакупок;
- причиной неэффективности всего государственного аппарата стала попытка обвинить общество, переложить ответственность на граждан;
- основным фактором стало отсутствие опыта борьбы с пандемией Covid19;
- искаженные приоритеты и понимание роли государственной власти и общества;
- отсутствие профессиональных независимых СМИ;
- отсутствие системной оппозиции;
- низкая прозрачность принимаемых решений на всех уровнях государственного управления.
Доверяй и проверяй
Не менее интересны ответы на вопрос «Что является самым важным антикризисным элементом в системе государственного управления для нейтрализации любых форс-мажорных ситуаций?
Большинство опрошенных экспертов считает, что это «высокий уровень доверия граждан к тому, что говорит и делает власть. Готовность граждан к сотрудничеству и коллективная социальная ответственность». Также важным антикризисным элементом является «наличие четкого алгоритма действий всех органов государственной власти в условиях кризисной ситуации». А на третьем месте стоят «политические институты, оперативно реагирующие на кризисную ситуацию».
Где будет больно?
Естественно, что большинство граждан страны и, в частности, многих представителей бизнеса волнуют социально-экономические негативные последствия карантинных локдаунов и низких цен на сырье, что автоматически сказывается на курсе национальной валюты и других экономических факторах. В тройку наиболее серьезных проблем опрошенные эксперты поставили: рост безработицы, рост бедности (а также появление «новых бедных» из среднего класса) и рост протестных настроений. В принципе это логическая цепочка, когда одна проблема тянет за собой другую.
Среди других социально-экономических негативных последствий, которые могут быть в Казахстане в посткоронавирусный период при сохранении низких цен на сырье, эксперты обозначили:
- рост преступности из-за безработицы и падения реальных доходов;
- резкое снижение покупательской способности;
- девальвация национальной валюты;
- проблемы неплатежей и дефолты в банковской системе;
- использование средств Национального фонда и пенсионных накоплений граждан;
- сокращение иностранных инвестиций;
- усиление эмиграционных настроений;
- снижение прибыльности бизнеса из-за падения внутреннего спроса.
Инструкция к выживанию
Что касается мер, которые необходимо предпринять в социально-экономической сфере, чтобы минимизировать негативные последствия, связанные с эпидемией COVID-19 и падением цен на нефть, то в глаза бросается интересный момент. Практически большинство предложенных в анкете мер набрало значительный процент голосов экспертов. Здесь есть меры, связанные с апгрейдом экономической системы страны, как например «демонополизация и деолигархизация экономики», «введение моратория на новые государственные программы развития без публичного анализа и оценки эффективности уже принятых программ», «изменение роли государства в экономике, когда правительство создает для частного сектора стимулы, чтобы он производил товары, которые необходимы обществу во время кризисных ситуаций», а также «деофшоризация сознания и деофшоризация экономики». При этом экспертную поддержку в опросе получили и такие меры, как:
- стимулирование потребительского спроса, сокращение бедности и повышение качества жизни за счет введения базового безусловного (основного) дохода (42500 тенге), который должен выплачиваться ежемесячно всем малоимущим казахстанцам в течение 1 или 2 лет вне зависимости от того, найдут они работу или нет;
- продление налоговых каникул и сохранение налоговых льгот для МСБ до конца 2021 года;
- введение моратория на повышение НДС и КПН в условиях финансово-экономического кризиса;
- создание импортозамещающей экономики в сфере производства стратегически важных товаров для формирования стратегических запасов на случай любой форс-мажорной ситуации.
- принятие закона о банкротстве физических лиц для частичного снятия социального напряжения, связанного с закредитованностью населения.
Не менее важно было узнать у экспертов их мнение по вопросу о том, как адаптироваться к новой нормальности в системе государственного управления, чтобы подготовиться к новым угрозам. И здесь стоит представить четыре наиболее популярные среди опрошенных респондентов рекомендации.
Во-первых, ориентация на интересы граждан посредством: повышения степени открытости администрации любого уровня для гражданского контроля и участия, установление четких стандартов на гособслуживание, ориентация на измеримые показатели и результаты, формируемые с учетом интересов гражданского общества.
Во-вторых, апгрейд политической системы за счет появления новых политических институтов (парламент, политические партии, местное самоуправление и т.п.).
В-третьих, разработка и принятие нового закона о местном самоуправлении.
В-четвертых, нужен новый общественный договор (на основе политических и социально-экономических реформ) между властью и обществом, когда лояльность к политической системе со стороны граждан идет только в обмен на ее эффективность.
На ваш взгляд, как адаптироваться к новой нормальности в системе государственного управления, чтобы подготовиться к новым угрозам? |
||
Нужен новый общественный договор |
Очень важно |
53,2% |
Скорее важно |
25,5% |
|
Не столь важно |
6,4% |
|
Не будет иметь особого влияния на изменение ситуации |
6,4% |
|
Затруднились ответить |
8,5% |
|
Апгрейд политической системы за счет появления новых политических институтов |
Очень важно |
61,7% |
Скорее важно |
23,4% |
|
Не столь важно |
8,5% |
|
Не будет иметь особого влияния на изменение ситуации |
0,0% |
|
Затруднились ответить |
6,4% |
|
Разработка и принятие нового закона о местном самоуправлении |
Очень важно |
53,2% |
Скорее важно |
25,5% |
|
Не столь важно |
6,4% |
|
Не будет иметь особого влияния на изменение ситуации |
6,4% |
|
Затруднились ответить |
8,5% |
|
Ориентация на интересы граждан посредством: повышение степени открытости администрации любого уровня |
Очень важно |
68,1% |
Скорее важно |
19,1% |
|
Не столь важно |
6,4% |
|
Не будет иметь особого влияния на изменение ситуации |
0,0% |
|
Затруднились ответить |
6,4% |
|
Парламентская реформа |
Очень важно |
42,6% |
Скорее важно |
31,9% |
|
Не столь важно |
12,8% |
|
Не будет иметь особого влияния на изменение ситуации |
6,4% |
|
Затруднились ответить |
6,4% |
|
Дальнейшая либерализация Закона о политических партий |
Очень важно |
46,8% |
Скорее важно |
40,4% |
|
Не столь важно |
2,1% |
|
Не будет иметь особого влияния на изменение ситуации |
4,3% |
|
Затруднились ответить |
6,4% |
|
Сокращение бюрократического аппарата |
Очень важно |
48,9% |
Скорее важно |
25,5% |
|
Не столь важно |
10,6% |
|
Не будет иметь особого влияния на изменение ситуации |
8,5% |
|
Затруднились ответить |
6,4% |
|
Изменение модели разработки государственных антикризисных программ |
Очень важно |
36,2% |
Скорее важно |
29,8% |
|
Не столь важно |
12,8% |
|
Не будет иметь особого влияния на изменение ситуации |
14,9% |
|
Затруднились ответить |
6,4% |
|
Необходимо внести изменения в неэффективный механизм разработки стратегических программ |
Очень важно |
38,3% |
Скорее важно |
29,8% |
|
Не столь важно |
17,0% |
|
Не будет иметь особого влияния на изменение ситуации |
8,5% |
|
Затруднились ответить |
6,4% |
|
Публичная и массовая профессиональная аттестация судей и работников правоохранительных органов |
Очень важно |
48,9% |
Скорее важно |
29,8% |
|
Не столь важно |
8,5% |
|
Не будет иметь особого влияния на изменение ситуации |
6,4% |
|
Затруднились ответить |
6,4% |
|
Масштабная и эффективная «цифровизация системы госуправления» |
Очень важно |
34,0% |
Скорее важно |
31,9% |
|
Не столь важно |
21,3% |
|
Не будет иметь особого влияния на изменение ситуации |
6,4% |
|
Затруднились ответить |
6,4% |
|
Создание в каждом регионе страны Центра телемедицины для дистанционного консультирования граждан страны |
Очень важно |
17,0% |
Скорее важно |
31,9% |
|
Не столь важно |
27,7% |
|
Не будет иметь особого влияния на изменение ситуации |
17,0% |
|
Затруднились ответить |
6,4% |
|
Разработка карты рисков для каждого региона страны |
Очень важно |
25,5% |
Скорее важно |
42,6% |
|
Не столь важно |
14,9% |
|
Не будет иметь особого влияния на изменение ситуации |
10,6% |
|
Затруднились ответить |
6,4% |
Среди других мер, предложенных экспертами, в отношении того, как адаптироваться к новой нормальности в системе государственного управления, чтобы подготовиться к новым угрозам, также можно отметить:
- создание эффективного и профессионального государственного аппарата;
- система сдержек и противовесов; новый работающий парламент; независимая судебная система;
- реальная реформа системы здравоохранения и медицинского страхования;
- повышение общего уровня образования в стране;
- нужна новая парадигма подготовки, селекции и найма руководящего состава в системе государственного управления, зачастую страдающего из-за набора неэффективных руководителей, назначения которых проходят только по принадлежности к клану, команде или лояльности к патрону;
- отказ от практики расходования бюджетных средств на государственный информационный заказ в любом виде;
- выборность акимов районов сроком на 4 года.
Известное – неизвестное
Что касается моделирования будущей ситуации, то этому был посвящен последний вопрос в экспертном опросе о возможных форс-мажорных ситуациях, которые могут возникнуть в Казахстане и которые будут иметь серьезный негативный эффект на экономическую и политическую ситуацию в стране. Если использовать определение известного специалиста по коммуникациям Сэма Блэка, то речь идет о проблемах из категории «Известное – неизвестное», когда можно знать, что тот или иной кризис, в принципе, возможен, но не известно, когда и как именно он произойдет.
В тройку лидеров, по мнению экспертов, вошли такие потенциальные кризисные ситуации:
1) более быстрое завершение эпохи нефти, которая приведет к экономическому банкротству Казахстана;
2) дефицит воды, который может привести к военным конфликтам с соседними странами;
3) инновационная революция в других странах, которая окончательно закрепит за Казахстаном статус технологической периферии. Кстати, на четвертом месте оказалось угроза разрушительного землетрясения в Алматы, которое создаст кризисную ситуацию общенационального масштаба.
Эксперты также предложили свои варианты ответа на вопрос о том, какие форс-мажорные обстоятельства могут возникнуть в стране:
- вмешательство внешних сил во внутренние дела страны;
- масштабные акции протеста с перерастанием в революцию со сменой власти и переделом собственности;
- расширение и углубление соперничества (конфликта) между крупными внешнеполитическими и внешнеэкономическими партнерами Казахстана;
- масштабный межэтнический конфликт;
- политический кризис, вызванный снижением ренты и новым переделом собственности.
Неизвестное – известное
В качестве вывода к проведенному экспертному опросу можно попробовать дополнить упомянутого Сэма Блэка и в случае с Казахстаном ввести новый вид кризиса: «Неизвестное – известное», когда даже если известно, какие будущие кризисы нас ждут, неизвестно, как успешно будет к ним готовиться власть и как эффективно она станет нейтрализовать все негативные последствия в случае их возникновения в стране.
Ведь, как показала практика, часто страшен не сам кризис или форс-мажор – больше вреда наносит отсутствие компетенции, халатность, коррупционный интерес и провал антикризисного менеджмента со стороны государственных структур. Эпидемия коронавируса это четко показала, вытащив все спрятанные скелеты из шкафов. А привычка наступать на одни и те же грабли - явный признак глупости.
И здесь вспоминается одна история, которую связывают с деятельностью прусского военачальника и военного теоретика Хельмута Карла Бернхарда фон Мольтке. В ночь, когда французский император Наполеон III напал на Пруссию, Мольтке спал. Когда его разбудили и сообщили о нападении, он лишь сказал: «План в третьем ящике комода» и снова уснул. Кстати, в этой войне ему удалось взять в плен и самого Наполеона III.
И нам нужен не только свой «план в третьем ящике комода» на случай появления новых «черных лебедей», но и свои Мольтке, которые могли бы его разработать и правильно реализовать.
Автор Досым Сатпаев
Источник forbes.kz