Несмотря на тяжелый кризис, 2020 год оказался весьма удачным для множества активов.

  • Индекс S&P 500 прибавил 17% (от 3226 до 3768).
  • Индекс Nasdaq Composite прибавил 44% (от 9151 до 13201).
  • Золото прибавило 24% (от $1560 до $1940). При этом оно побило свой старый рекорд 2011 года и в августе установило новый рекорд $2051.
  • Героем года оказался биткоин, который подорожал в 4 раза (на 303% от $7200 до $29 000). Это больше, чем суммарный рост S&P и золота за недавние 10 лет.
  • Еще сильнее подорожали многие альткоины. В частности, эфир подорожал почти в 6 раз (от $130 до $745).
  • Компания Tesla обогнала биткоин и эфир, подорожав за год в 6,5 раза (от $130 до $850).

Чем нам запомнится 2020 год

В явном минусе по итогам года оказались цена нефти (-26%) и индекс доллара DXY (-8%).

Вспомним, какие события происходили на этом пути, и как мировой экономике удалось избежать катастрофических последствий.

Январь. Первая фаза сделки США-Китай. Нарастание COVID-угрозы

В январе 2020 года после длительных переговоров была утверждена первая фаза сделки США-Китай. Она приостановила тарифную войну, от которой устали экономики обеих стран. Фондовые индексы США установили новые рекорды.

Вместе с тем, разрастание эпидемии COVID в Китае начало угрожать мировой экономике. Из-за карантинов в окрестности Уханя закрылось множество заводов включая западные. Под угрозой оказалось даже производство Apple.

Февраль. Начало COVID-паники и всеобщей распродажи активов. Жесткие карантины как возможное решение

В феврале фондовые индексы продолжили обновлять исторические рекорды. S&P 500 приблизился к 3400, а биткоин пересек $10 000 (хотя еще в начале января стоил $7000). Однако во второй половине месяца стало ясно, что эпидемия не ограничится территорией Китая. Массовые заражения начались в других странах. Ралли индексов сменилось падением, под паническую распродажу попали криптовалюты и даже золото.

Между тем, строгие карантины в Китае на пораженных территориях показали эффективность. Суточное число заражений начало падать. Стало ясно: аналогичные меры могут потребоваться в других странах, что потребует остановки работы многих предприятий.

Март. Нефтяная война России и Саудовской Аравии. Рекордное падение рынков. Решение США финансово поддерживать население

COVID-кризис оказал негативное влияние на нефтяные цены, так как карантины снижают потребление топлива. Чтобы поддержать цены, страны ОПЕК+ обсудили возможность радикального снижения добычи нефти, но Россия и Саудовская Аравия не смогли прийти к консенсусу. Саудовская Аравия приступила к политике ценового демпинга. За короткое время цена нефти с примерно $50 снизилась до $20.

ВОЗ официально объявила, что в мире идет пандемия. Падение рынков ускорилось и достигло дна в середине месяца. После февральских максимумов фондовый рынок просел примерно на треть. Криптовалютный рынок в пике потерял 60% капитализации, хотя быстро отыграл часть падения. Если в феврале курс BTC превышал $10 000, то в марте на дне падения он опускался до $3800.

Вскоре после объявления пандемии правительство США заявило о готовности напрямую финансово поддерживать граждан и компании. ФРС США снизила ключевую ставку до нуля и фактически «включила печатный станок». К концу года это приведет к увеличению мировой долларовой массы более чем на 20% (несколько трлн долларов) и снизит доверие инвесторов к доллару, но в марте эти меры помогли остановить падение рынков.

Апрель. Глобальный карантинный эксперимент. Бум IT. Рекордный спад потребления нефти и примирение ОПЕК+

К апрелю множество стран мира ввели карантины разной степени жесткости. В первую очередь запреты стремились ограничить массовые скопления людей. Прекратили работу многие развлекательные и образовательные учреждения, была сильно ограничена работа компаний, требующих очного присутствия персонала.

Многие компании были вынуждены перевести сотрудников на удаленную работу. Стало ясно, что во многих случаях это более удобный формат организации труда, а значит — после пандемии он сохранит популярность. На фоне глубокой просадки большей части рынка стал заметен рост компаний, востребованных во время карантинов (либо, как минимум, не несущих из-за карантинов издержек). В частности, преимущества получили IT-гиганты, обеспечивающие связь и медиа-досуг. Особыми героями сезона стали производители средств для удаленной организации труда, таких как видеосервис ZOOM.

Ценовая война на нефтяном рынке закончилась, и страны ОПЕК+ договорились о беспрецедентном снижении мировой добычи нефти почти на 10 млн баррелей в день, что в ближайшие месяцы позволит нефтяным ценам вернуться к уровням порядка $40. Между тем, в апреле мировое потребление нефти из-за карантинов снизилось на рекордные 20−30 млн баррелей в день.

Май. Халвинг биткоина

К маю курс биткоина отыграл подавляющую часть обрушения и на некоторое время приблизился к $10 000. Крипторынок продемонстрировал более быстрое восстановление чем фондовый рынок: индекс S&P 500 к началу мая отыграл немногим более половины падения. Впервые в истории криптовалюта показала себя как защитный актив против обрушения фондового рынка, хотя раньше считалась рисковым активом, который инвесторы сбрасывают в первую очередь. Среди причины быстрого восстановления крипторынка оказались снижение популярности доллара из-за политики ФРС, а также ожидание халвинга биткоина.

Халвинг BTC давно запрограммированным событием, которое в мае снизило мировую добычу валюты вдвое (до 1,8% в год). Майнерское предложение на рынке сократилось, снизилась и вероятность новых глубоких обрушений: при ценах ниже $8000 майнеры отказались бы продавать монеты в убыток. Курс биткоина надолго закрепился на уровнях $9000−10 000.

Лето. Новые рекорды NASDAQ, S&P 500 и золота. Взлет Tesla. Смягчение карантинов и тестирование вакцин

Из трех основных индексов США первым восстановился NASDAQ Composite в силу широкой представленности IT и других инновационных компаний. С июня он несколько раз обновил исторические рекорды, и к концу лета приблизился к 12 000. В августе полностью отыграл падение и индекс S&P 500, к концу лета приблизившись к отметке 3800.

Интересную динамику показало золото. Хотя в марте оно несколько подешевело вместе с другими активами, вскоре после этого оно начало дорожать, и летом побило рекорд 2011 года, который держался 9 лет. В августе цена золота установила новый исторический рекорд: более $2051 за тройскую унцию.

С июня головокружительный рост начали демонстрировать акции Tesla. Если в начале года они стоили $130, то к июлю подорожали до $286, а к августу — почти до $500. Одной из причин роста оказался успешный отчет компании за второй квартал. Впрочем, в результате этого роста акции компании оказались сильно переоцененными по соотношению капитализации к прибылям, и некоторые эксперты считают этот рост пузырем.

Правительства многих стран смягчили карантины. По итогам 2−3 месяцев их эффект оказался неоднозначным. С одной стороны, они позволили задержать распространение болезни. В ряде стран и регионов суточное число заражений снизилось в разы. С другой стороны, они оказались крайне тяжелыми для экономики, а также опасными для психического здоровья граждан. При этом, способность карантинов полностью подавить пандемию показалась сомнительной: даже если число больных в какой-то стране (но не во всем мире) сократится до нуля, открытие границ вновь вызовет вспышку. На практике смягчение карантинов действительно привело к новому росту заражений, хотя и не такому резкому, как весной.

Большого успеха удалось достичь разработчикам COVID-вакцин. Сразу несколько компаний летом вели испытания своих препаратов. В августе была зарегистрирована первая в мире вакцина Sputnik V из России, хотя и была поначалу раскритикована за недостаточно прозрачную организацию испытаний. На западе основная гонка шла между Pfizer-BioNTech, Moderna и AstraZeneca.

Сентябрь-октябрь. Коррекция рынков. Вторая волна COVID. Заражение Трампа. Принятие криптовалют PayPal

В сентябре многие участники рынков решили закрепить прибыли, что привело к просадке фондового и криптовалютного рынков. С почти 3800 индекс S&P 500 снизился до 3200. Возобновлению роста мешал страх перед второй волной ковид, а также высокая неопределенность вокруг президентских выборов.

Люди «отвыкли» бояться и крайне не хотели возобновления карантинов, однако вторая волна оказалась сильнее первой. К концу сентября число погибших в мире превысило 1 млн. В некоторых странах рост заболеваемости не прекращался даже летом. При этом, до начала массовой вакцинации оставалось еще 1−2 месяца.

В числе зараженных оказался Дональд Трамп. На нем применялись новые экспериментальные препараты от COVID, и президент США перенес болезнь относительно легко. На некоторое время показалось, что событие поднимет его шансы на победу как героя, совершившего на себе эксперимент ради всех граждан. Трамп считался более удачной кандидатурой для фондового рынка, так как долгое время всеми средствами поддерживал его рост. От Джо Байдена же ожидалась более щедрая поддержка населения, но также введение новых налогов. Тем не менее по мере приближения ноября именно Байден вышел в лидеры. Восстановившись после сентябрьской коррекции до 3500, к концу октября S&P вновь снизился примерно до 3300. Помимо низкого рейтинга Трампа, негативно на котировках сказались проблемы с принятием очередного пакета помощи гражданам: несмотря на все обещания, Демократы и Республиканцы не смогли до выборов договориться о его размерах.

Компания PayPal объявила о намерении включить четыре криптовалюты — BTC, LTC, ETH и BCH — в свой аккаунт. Это должно было позволить клиентам из США приобретать криптовалюту так же просто, как евро или фунт. Ожидание скорого роста числа пользователей криптовалют, а также перспективы дальнейшего разрастания мировой долларовой массы при Байдене склонили множество инвесторов делать ставку на криптовалюты. Немалую роль здесь сыграла их слава защитного актива после весеннего восстановления. За октябрь BTC подорожал с $11 000 почти до $14 000, существенно выросли и другие валюты четверки.

Ноябрь-декабрь. Избрание Байдена. Ослабление доллара. Новый рекорд биткоина. Начало массовой вакцинации

Предвыборные ожидания оказались верны: победил Байден. Однако реакция фондового рынка на это оказалась неожиданно положительной: он пошел быстро восстанавливаться после просадки конца октября. Оптимизма инвестором прибавило общее увеличение политической определенности, а также отсутствие у демократов большинства в Сенате, без которого принятие новых налогов затруднительно.

В ноябре Pfizer-BioNTech и Moderna завершили испытания. В декабре обе вакцины были одобрены в США и ЕС, после чего началась массовая вакцинация. Вместе с тем, сам ход пандемии вынудил ряд стран и регионов вернуться к жестким ограничениям, сравнимых с весенними: Франция, Германия, Австрия, Великобритания, ряд штатов США. Тем не менее надежда на относительно скорый успех вакцинации позволила фондовому рынку продолжать рост. Dow отыграл кризисное падение, а вскоре все три ключевых индекса установили новые исторические рекорды.

Под существенным давлением оказался доллар. Его индекс DXY снизился до минимумов за 2,5 года. Девальвация доллара из отдаленной угрозы превратилась в реальность. Citibank заявил, что успех вакцин и оживление экономики грозят в 2021 году доллару девальвацией на 20%, а биткоину — ростом до $300 000. Ряд крупных игроков, таких как Microstrategy, признались, что инвестировали в криптовалюту сотни миллионов долларов. Ралли крипторынка радикально ускорилось.

В декабре BTC преодолел свой старый рекорд 2017 (порядка $20 000) и установил новые рекорды. К концу года он достиг невиданной ранее отметки $29 000, а вскоре после нового года — $42 000.

Непосредственно перед новым годом демократы и республиканцы в Конгрессе смогли наконец согласовать небольшой антикризисный пакет размером 900 млрд долларов. Для многих нуждающихся американцев это оказалось крайне важным долгожданным подарком.

Автор  Виктор Аргонов

Источник ru.ihodl.com