Будет ли фактор Covid-19 по-прежнему влиять на национальную и мировую экономику?
Центр исследований прикладной экономики (AERC) подготовил очередной ежеквартальный Макроэкономический обзор Казахстана (МОК). В новом выпуске эксперты AERC провели анализ текущих трендов, а также составили детализированный прогноз основных макроэкономических показателей на 2021. Редакция предлагает вашему вниманию краткий обзор подготовленного документа.
Итоги 2020
Как отмечено в документе, прошлый год стал худшим для мировой экономики (-3,5% по оценке МВФ и -4,3% - согласно отчету Всемирного банка) за последние 75 лет. Для преодоления возникших экономических трудностей страны стали активно применять различные стимулы, как в ДКП, так и фискальные.
"Для казахстанской экономики, которая пережила череду локдаунов и ограничений работы бизнеса, год завершился падением на 2,6%, по информации МНЭ РК. При этом, для сектора услуг падение составило 5,6%, хотя и с восстановлением к концу года. Это связано со смягчением карантинных мер во второй половине года (возобновление полетов, снятие ограничений с мест общественного питания, и т.д.)", - отметили аналитики AERC.
Согласно данным Бюро национальной статистики при АСПР РК, внешнеторговый оборот уменьшился за 11 месяцев 2020 на 12,9% г/г, в том числе экспорт – на 18,2%, импорт – на 5%. Отрицательную динамику показали и инвестиции в основной капитал, снизившись на 3,4% по сравнению с 2019.
Впрочем, не все сектора экономики закрыли прошлый год отрицательным падением. Например, в отрасли «Информация и связь», продемонстрирован рост по сравнению с 2019 на 8,6%. В плюсе также оказались строительство (+11,2% по сравнению с прошлым годом), сельское хозяйство (+5,6%), обрабатывающая промышленность (+3,9%).
В итоге, МВФ и Всемирный банк оценили падение реального ВВП Казахстана в прошлом году на уровне 2,7% и 2,5% соответственно.
В октябрьском Макроэкономическом обзоре Казахстана оценка AERC по росту экономики страны была более пессимистична: -3,6% по сравнению с 2019.
Фискальные стимулы и льготное кредитование - факторы риска для экономики
Аналитики AERC отмечают, что пандемия Covid-19 и социально-экономические последствия борьбы с ней бросают вызов монетарными фискальным органам стран всего мира. В экономических кругах разворачивается полемика относительно необходимости фискального импульса для преодоления текущего кризиса, с одной стороны, с другой, наличия долгосрочных рисков такой поддержки экономики в виде роста государственного долга и инфляции.
"Фискальная политика Казахстана несет в себе ряд взаимосвязанных рисков, в основе которых следующая причина: выбранный фискальными органами инструмент стимулирования экономики через селективное льготное кредитование принимает форму финансовых репрессий – практики японской и южнокорейской макроэкономической политики 1960- 1980-х гг., приведшей к финансовому кризису и заключающейся во вмешательстве правительства в финансовый рынок", - подчеркнули эксперты.
Стимулирование казахстанской экономики выбранными инструментами несет для нее и ряд существенный рисков. Например, большое количество государственных программ по льготному кредитованию бизнеса приводит к созданию альтернативных процентных ставок, и поэтому реальный сектор не реагирует на изменения базовой процентной ставки. Это приводит к увеличению денежной массы и, как следствие, возрастают риски по долгосрочной инфляции в стране.
Госпрограммы по льготному кредитованию создают риски и для устойчивости самого банковского сектора страны. Профинансированные государством нерыночные кредиты лишают БВУ возможность предоставлять клиентам собственные продукты, что лишает их устойчивости.
Стимулирование экономики «дешевыми» деньгами способствует надуванию мыльных пузырей в экономике.
"Мера по поддержке МСБ через предоставление льготного кредитования заставляет банки занижать скоринговые требования в отношении получателей кредитов, что создает вероятность роста плохих займов (NPL) у БВУ. Такой процесс можно назвать «пузырем МСБ»: за 2020 кредиты малому бизнесу выросли на 19,3% в сравнении с 2019. При этом есть опасения, что кредитором последней инстанции станет государственный бюджет", - сказано в прогнозе AERC.
Наконец, за прошедший год существенно возрос и риск надувания подобного пузыря и на ипотечном рынке страны. Несмотря на снижение доходов населения, цены на первичное жилье выросли на 5,2%, на вторичное - 13,1%. Тенденция продолжаются и в 2021 году.
И реальных методов по регулированию цен на жилье, кроме нерыночного способа в виде жесткого госрегулирования не существует.
"Правильным представляется решение Национального банка РК по выходу из программ льготного кредитования экономики к 2023. Данное решение снижает градус перечисленных выше рисков. Несмотря на указанные риски, принимая во внимание эффект от низкой базы 2020, агентства, предоставляющие прогноз для экономики Казахстана, сходятся во мнении, что реальный ВВП страны в 2021 вырастет в сравнении с 2020", - добавили в AERC.
Перспективы мировой экономики
После новостей о запланированной вакцинации от COVID-19 многие ожидают восстановления экономической активности, что уже отражено во многих экономических прогнозах. Тем не менее, данные предположения не стоит считать полностью определенными, по крайней мере, в краткосрочном периоде, так как вакцинация будет проходить в течение нескольких лет. Также стоит учитывать, что неизвестна точная эффективность вакцинации, и есть случаи новых мутаций вируса, что подрывает уверенность о будущем глобальном экономическом восстановлении.
МВФ прогнозирует, что мировая экономика вырастет на 5,5% и 4,2% в 2021 и 2022 соответственно, вследствие эффекта низкой базы в 2020. В сравнении с октябрьским отчетом прогноз на 2021 более положителен (0,3%), что обуславливается ожиданиями о вакцинации и предполагаемой государственной помощи во многих странах для поддержания и восстановления экономики.
Цена на нефть
Добыча нефти оказывает существенное влияние на многие макроэкономические показатели Казахстана, что обусловлено структурой экономики страны. В 2020 меры по борьбе с пандемией COVID-19 привели к снижению экономической активности во всех странах мира, из-за чего снизился спрос на нефть. Для предотвращения серьезного обвала цен в апреле было принято соглашение ОПЕК+ по снижению добычи нефти на 9,7 млн баррелей в сутки (далее – б/с) и далее по постепенному увеличению добычи. Таким образом, добыча нефти упала на 6,6 б/с в 2020, а цена на нефть увеличилась с 22 до 49 долларов США за баррель с начала пандемии до конца 2020.
Международное Энергетическое Агентство (МЭА) предполагает, что возможен более благоприятный исход для нефтяного рынка благодаря улучшениям в коронавирусной ситуации в 2021. Согласно МЭА, спрос на нефть увеличится на 5,5 млн б/с в сравнении с 2020 до 96,6 млн б/с в 2021, тогда как согласно прогнозу ОПЕК+, цены на нефть восстановятся до уровня 47 долл. США за баррель. Однако, прогноз ОПЕК+ еще не был обновлен с учетом последних событий. Принимая во внимание новую «зеленую» политику Байдена, которая создает потенциальные риски ограничения добычи нефти со стороны США, а также последнюю договоренность стран ОПЕК+, AERC использует более оптимистичную оценку цены на нефть марки Brent в 2021 - на уровне 48,5 долл./барр.
Объем добычи нефти и газового конденсата
Согласно январским договоренностям ОПЕК+ в феврале-марте 2021 добыча нефти стран ОПЕК+ составит 22,1 млн б/с. Отдельно для России и Казахстана сделаны исключения в виде увеличения добычи в феврале-марте 2021, тогда как Саудовская Аравия уменьшит свою добычу для сохранения общего нефтяного баланса стран ОПЕК+.
"Россия и Казахстан смогут добыть 75 тыс. б/с, где казахстанская часть составит 10 тыс. б/с. В целом, в 2021 в Казахстане планируют добыть 86 млн тонн нефти и газового конденсата", - подсчитали аналитики.
Темп прироста зарплаты
AERC предполагает, что темп прироста средней номинальной заработной платы на душу населения составит 9,2% в 2021, тогда как в 2020 средняя номинальная заработная плата выросла на 7,6% в сравнении с 2019.
Курс рубля и доллара к тенге
Номинальный обменный курс рубля к национальной валюте составит 5,8 тенге. Данное относительно стабильное состояние обменного курса обуславливается предполагаемой стабильностью цен на нефть за счет соглашения ОПЕК+ и восстановлением экономики.
С учетом принятых для построения прогноза базовых предпосылок, описанных выше, в 2021 при предпосылке нарастания неопределенности в мировой экономике и цене на нефть марки Brent 48,5 долл./барр., курс доллара США к тенге (USD/KZT) в среднем за 2021 сложится на уровне 432,8 тенге, демонстрируя ослабление тенге на 4,8% по сравнению с 2020.
Данная оценка курса национальной валюты связана с внешними предпосылками прогноза, в частности, с учетом появления нового штамма коронавируса, захватившего Европу, и начавшейся массовой вакцинацией.
Инфляция в Казахстане
Среднегодовая потребительская инфляция на 2021, в соответствии с прогнозом AERC, сложится на уровне 6,5% относительно 2020 на фоне прогноза ослабления тенге к американскому доллару и предположении о сохранении Национальным банком РК базовой ставки на уровне 9% – крайнему решению НБРК по базовой ставке, принятому в декабре 2020.
Рост ВВП
Согласно отчету AERC, прогноз темпа роста реального ВВП Казахстана в 2021 составит 4,8%. Данный результат является консенсусом моделей совокупного спроса и совокупного предложения AERC. Основными драйверами экономического восстановления Казахстана в 2021 станут обрабатывающая промышленность и строительство – сектора, которые в наименьшей степени подверглись негативному влиянию пандемии COVID-19 в 2020.
Автор Дамир Серикпаев
Источник forbes.kz