Из-за пандемии правительства были вынуждены увеличивать расходы.

 

Ближе ко второй половине 2021 года многие страны по всему миру начали ослаблять карантинные ограничения, связанные с COVID-19, а большая часть мировой экономики – возвращаться к стабильному развитию. Однако одна тема – государственный долг, похоже, так и будет будоражить умы и вызывать споры.

В условиях пандемии COVID-19 правительства были вынуждены увеличивать расходы, чтобы поддерживать свою экономику. Но в то же время сокращались суверенные доходы из-за спада налоговых поступлений, что значительно увеличило государственный долг по всему миру.

Увидеть, как каждая страна справляется с последствиями беспрецедентного глобального роста госдолга, можно на инфографике, которая демонстрирует соотношение долга и ВВП на основе данных Международного валютного фонда за апрель 2021 года.

Международного валютного фонда за апрель 2021 года.

Kak-rastet-gosdolg-v-razny'x-stran-mira-.jpg

Государственный долг часто анализируют именно через соотношение долга и ВВП. Этот показатель помогает поместить госдолг в контекст размера экономики страны. Возьмем, например, США, где госдолг сейчас превышает $27 трлн. Сама по себе эта цифра выглядит устрашающе, но выраженная в процентах к ВВП – 133% – она не так уж и пугает. Подобный формат также позволяет адекватнее сравнивать страны, особенно когда их экономики различаются по размеру.

Самое низкое соотношение госдолга и ВВП – 1% – у Гонконга. У Казахстана этот показатель достигает 27%. У партнеров по ЕАЭС – от 18% (в России) до 73% (в Кыргызстане).

Лидером в мировом списке остается Япония с соотношением госдолга и ВВП в размере 257%. У страны этот показатель превысил 100% в 1990-х годах, а в 2010 году страна стала первой развитой экономикой, где соотношение достигло 200%.

Такое значительное долговое бремя является результатом нетрадиционной денежно-кредитной политики, которая сначала была реализована Японией, а затем и другими странами. Например, в конце 1990-х годов Банк Японии установил процентные ставки на нулевом уровне, чтобы противостоять дефляции и способствовать экономическому росту.

Низкая стоимость заимствований позволяет предприятиям и правительствам гораздо более свободно накапливать долги, и после 2008 года она широко использовалась в других развитых странах.

С учетом того, что большинство стран находится в красной зоне (отношение долга к ВВП превышает 50%), можно с уверенностью сказать, что государственные заимствования – это обычная практика.

Но является ли это причиной для беспокойства?

Некоторые считают, что чрезмерные заимствования приведут к повышению затрат на погашение процентов в долгосрочной перспективе. Это, в свою очередь, может негативно отразиться на экономическом росте и инвестициях в государственный сектор. Однако эта теория вряд ли станет реальностью в ближайшее время.

В недавнем отчете RBC Wealth Management сообщалось, что стоимость обслуживания федерального долга США фактически снизилась в 2020 году из-за низких затрат по займам. По оценкам Бюджетного управления Конгресса, эти долговые расходы будут еще ниже в 2023 году и сохранятся на низком уровне в течение большей части десятилетия.

Возможно, более правильным был бы вопрос не о рисках, связанных с госдолгом, а о том, как долго центральные банки смогут удерживать процентные ставки на уровне, близком к нулю.

Примечание: размер каждой страны соответствует ее соотношению долга и ВВП. Страны с соотношением более 50% закрашены красным (например, Литва). Страны с соотношением менее 50% закрашены зеленым (например, Мьянма). Страны с наивысшим соотношением долга и ВВП больше по размеру.

Автор Арина Ердинбекова

Источник  kursiv.kz