Очень часто казахстанцы при покупке товара могут столкнуться с ситуацией, когда цена на ярлыке указана одна, но продавец пробивает товар по совершенно другой, часто – гораздо высшей стоимости. Что делать покупателю в такой ситуации, сообщает nur.kz.
Нарушение ваших прав как потребителя – это не только когда вам продали некачественный товар или вынуждают оформить дополнительные услуги. Самым распространенным нарушением являются случаи, когда ценник у товара на прилавке указан один, а на кассе пробивается по совершенно другой.
В Комитете по защите прав потребителей РК рассказали о том, что делать в такой ситуации и можно ли привлечь продавца к ответственности.
Это нарушение прав потребителя
Руководитель Департамента по защите прав потребителей Северо-Казахстанской области Лазым Мияшева однозначно дала понять, что ситуация с разными ценами товара на ярлыке и в чеке является нарушением закона.
"Согласно гражданскому законодательству Республики Казахстан, выставление товаров, демонстрация их образцов или представление сведений о продаваемых товарах в месте их продажи признается публичной офертой", – заявила руководитель департамента.
По ее словам, в ситуации, когда стоимость товара, указанная на ценнике, гораздо ниже цены, указанной в кассовом чеке, закон на стороне покупателя.
Потребитель имеет право не только потребовать расторжения договора и возврата средств, но и выдвинуть законное требование к продавцу продать товар по той стоимости, которая была указана на прилавке.
Эта ситуация регулируется статьей 8-1 Закона РК "О защите прав потребителей", а именно:
- предоставление продавцу возможности увеличивать цену без предоставления потребителю права расторгнуть договор относится к условиям, нарушающим и (или) ущемляющим права потребителей при заключении договора;
- если в результате применения условий договора, нарушающих и (или) ущемляющих права потребителя, потребителю нанесены убытки, они должны возмещаться виновным лицом в полном объеме.
Что делать, если ваши права были нарушены
Как объясняет Лазым Исмагуловна, для начала потребителю необходимо обратиться к представителю администрации объекта торговли и сообщить ему о факте нарушения.
"Скорее всего, администратор/менеджер будет пояснять, что поступила очередная/новая партия товара, цена на него уже другая и сотрудники супермаркета просто не успели заменить ценники в торговом зале, а в компьютер цена товара заносится при его поступлении.
Поэтому так и получается, что на ценнике цена одна, а в кассе уже другая. Возможно, здесь и нет никакого злого умысла, а обычная халатность персонала. Но потребителя это не должно волновать", – продолжает объяснять руководитель департамента.
Продавец обязан продать товар по той цене, которая была указана на прилавке по двум причинам:
- статья 10 закона РК "О защите прав потребителей": "Потребитель имеет право на получение полной, достоверной и своевременной информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе)". В противном случае покупатель имеет право потребовать возврата средств;
- статья 24 этого же закона: "Продавец (изготовитель) обязан продать, а потребитель – вправе купить товар согласно указанной стоимости, оформленной ярлыком цен, выставленным во внутренних и (или) внешних витринах торгового объекта".
Эти два положения должны дать продавцу понять, что закон на стороне клиента. Однако, что делать, если он не хочет признать верховенство закона и всячески проявляет к нему пренебрежение?
По словам Лазым Исмагуловны, в таких случаях нужно обратиться к продавцу с письменной претензией, в которой необходимо подробно указать, что и когда вы покупали, какая цена была на ярлыке, а какая – указана в кассовом чеке.
В претензии также необходимо указать ваши требования: возврат средств или же продажа по той цене, которая была указана на прилавке. В качестве доказательства необходимо провести фото- или видеосъемку витрины с ценником товара (с добавкой в кадр даты и времени съемки) и кассового чека.
"Данная претензия вручается нарочно либо направляется в форме заказного почтового отправления с уведомлением о вручении, либо по адресу электронной почты продавца, если такой адрес ранее был указан продавцом", – подытожила руководитель департамента.
Продавцу необходимо отреагировать на претензию в течение 10 календарных дней со дня получения претензии и, если он не согласен с позицией покупателя – представить мотивированный ответ, обоснованный документально.
Если этого не произойдет, и продавец также откажется возмещать убытки, вернуть деньги или же отдать товар по цене с прилавка, а также откажется принять участие в рассмотрении потребительского спора в досудебном порядке, потребитель вправе обратиться в местный исполнительный орган – акимат и территориальный департамент по защите прав потребителей, где ему помогут в этой ситуации.
Что грозит продавцу в этом случае
Отличие цены на ярлыке и на кассе является административным нарушением. Если данный факт будет доказан, то продавца ждет штраф от 6 МРП до 30 МРП (зависит от категории субъекта предпринимательства).
Если продавец совершит в будущем повторное нарушение, то штраф будет увеличен до 65-200 МРП.
Также предусмотрена административная ответственность за неисполнение продавцом, изготовителем, исполнителем обязанностей по представлению письменного ответа на претензию об устранении нарушений прав и законных интересов потребителя в срок.
Сначала продавец получит предупреждение, а при повторном нарушении – штраф от 10 МРП до 50 МРП. Поэтому такие разбирательства для продавца абсолютно невыгодны. Это трата денег и времени на дело, которое заведомо является проигрышным.
Поэтому единственный вариант – следить за магазином и своевременно менять ценники на актуальные.
Автор Илья Манаев
Источник nur.kz