Как казахстанский авторынок адаптируется к новой экономической и геополитической реальности , сообщает forbes.kz.
Прошедший год выдался непростым для многих отраслей экономики, и автомобильный рынок не стал исключением. Глобальный экономический кризис начался еще в период пандемии, усугубился в 2021 году в связи с кризисом полупроводников, ограничениями поставок и сложностями с логистикой. Но Казахстан оказался в числе немногих рынков, которые росли на фоне мирового дефицита автомобилей.
По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), продажи новых легковых автомобилей и легкой коммерческой техники в 2021 году составили 117 590 единиц, что на 25,9% больше, чем в 2020 году. Более низкие продажи в 2020 году можно было бы списать на влияние пандемии и карантинных ограничений, но рост продаж отмечен и по сравнению с допандемийным 2019 годом, когда официальные автодилеры реализовали немногим более 75 000 новых автомобилей.
Рокировки и новички
Перестановки в стане ключевых игроков, происходившие в последние годы, отразились на раскладе самых популярных брендов. Закрытие автозавода в Усть-Каменогорске подкосило позиции бренда Lada. На первое место, по данным АКАБ, вышел Chevrolet, сборка которого на мощностях завода «СарыаркаАвтоПром» стартовала в марте 2020 года. Продажи росли высокими темпами и к концу 2021 года достигли 29 112 единиц, прибавив более 190% к результату предыдущего года. Лидер продаж 2020 года Hyundai завершил минувший год на втором месте с результатом 22 736 авто (+27,3%). Любимая нашими автовладельцами Toyota сохранила третье место: официальные дилеры японского бренда реализовали 13 847 автомобилей. Но если в 2020 году продажи Toyota, во многом из-за обусловленных пандемией сложностей, снизились на 29% по сравнению с предыдущим годом, то в 2021-м выросли соответственно на 32,6%.
В марте прошлого года на площадке «СарыаркаАвтоПрома» началось производство автомобилей KIA, и по итогам года продажи бренда выросли на 61,7%, до 9707 единиц. Бывший же многолетний лидер Lada в 2021-м оказался на пятой строчке с результатом 9358 единиц (–46,4%). Летом прошлого года на заводе «СарыаркаАвтоПрома» началось совместное производство Lada в Казахстане. В десятке лидеров продаж по итогам минувшего года также нарастили показатели Volkswagen (4095 единиц, +68,7% к 2020 году), Nissan (3938, +61,5%), Renault (3624, +39,4%), JAC (2739, +32,6%), Lexus (1703, +33,1%).
Два последних года отмечены выходом на казахстанский рынок автомобильных брендов из Китая, что вполне отражает глобальные тренды. По данным компании LMC Automotive, в прошлом году Китай сохранил мировое первенство по продажам автомобилей с показателем 25 млн 508 тыс. единиц. А в I квартале 2022 года на долю Поднебесной пришлось 5,6 млн из 16,5 млн реализованных на мировом рынке новых автомобилей.
По данным АКАБ, в январе – июне текущего года доля китайских авто на рынке Казахстана составила лишь 3,4%. Однако автомобильные бренды из соседней страны вызывают все больший интерес у отечественных автолюбителей, замечают в пресс-службе «Астана Моторс», представляющей здесь Haval и Chery. «В 2021 году доля этих брендов в портфеле компании составила 3,7%, а за первое полугодие 2022 года увеличилась до 7,5%. Премиальный Haval мы начали представлять в апреле 2021-го, за этот период продано 1727 единиц, в прошлом году продажи бренда росли в среднем на 15% в месяц. На сегодняшний день в Казахстане представлены кроссоверы и внедорожники Haval JOLION, F7, F7X, H9, пикапы GWM POER, GWM WINGLE 7. Бестселлерами являются модели серии F, осенью ожидается поступление новой модели.
Продажи Chery начались в декабре 2021 года и в среднем росли на 10% в месяц, в результате в июне, по данным АКАБ, бренд оказался на седьмом месте в топ-10, а в июле был продан тысячный автомобиль – всего за полгода с момента официального входа бренда на рынок. Сейчас в Казахстане представлено четыре модели кроссоверов – Tiggo 4, Tiggo 7 Pro (самый продаваемый), Tiggo 8 и Tiggo 8 Pro. Этим летом презентуем еще две модели – Tiggo 8 Pro Max и Tiggo 4 Pro», – прокомментировали в «Астана Моторс». По данным компании, в Казахстане действует 15 дилерских центров Haval и девять – Chery. До конца года планируется открыть еще два дилерских центра Haval и восемь – Chery.
В марте 2022 года компания Orbis Auto представила премиальный китайский бренд Exeed, в линейке которого доступны компактный кроссовер LX, среднеразмерный кроссовер TXL и полноразмерный внедорожник VX. По мнению генерального директора Orbis Auto Динары Искаковой, Exeed также имеет все шансы привлечь внимание казахстанских автовладельцев. Современные китайские автомобили оптимально сочетают цену и качество, а дилеры со своей стороны готовы предложить инструменты, обеспечивающие рост спроса, – программы финансирования и выгодные условия гарантии.
В июле подписано дистрибьюторское соглашение между китайской Changan International Corporation, входящей в тройку крупнейших китайских производителей пассажирского транспорта, и компанией Silkway Auto Kazakhstan (входит в состав «Астана Моторс»). Старт продаж автомобилей Changan намечен на сентябрь 2022-го, до конца года планируется открыть 10 дилерских центров бренда, сообщили в пресс-службе компании.
Производственные перспективы
В 2021 году производство казахстанских автомобилей, по данным АКАБ, составило 92 839 единиц, что на 20% больше, чем в 2020 году (77 431). Официальные дилеры реализовали 73 178 единиц легковых автомобилей и легкой коммерческой техники отечественного производства, что на 9,5% больше (66 805 соответственно). Доля авто казахстанского производства в продажах новых легковых автомобилей в прошлом году составила 62,2%.
Если говорить о производственном раскладе по регионам, то более 60 000 автомобилей на сумму 395,9 млрд тенге выпустило костанайское ТОО «СарыаркаАвтоПром». На второй строчке по объемам производства – алматинские Hyundai Trans Kazakhstan и Hyundai Trans Auto. «В 2021 году производство легковых автомобилей Hyundai составило 26 тыс. единиц, объем произведенной продукции в денежном выражении составил 270 386 млн тенге, сумма налоговых выплат – 9,4 млрд тенге. Производство коммерческой техники составило 757 единиц в натуральном и 20 382 млн тенге в денежном выражении, объем налоговых выплат – 358 млн тенге», – сообщили Forbes Kazakhstan в пресс-службе компании «Астана Моторс».
На третьем месте по объемам производства оказался восточный регион: местные СемАЗ и Daewoo Bus Kazakhstan выпустили в прошлом году 4337 единиц продукции на 42,2 млрд тенге. «КАМАЗ Инжиниринг» из Акмолинской области завершил год с результатом 1564 единицы выпущенной продукции на сумму 41,3 млрд тенге. А завод по производству автобусной и коммерческой техники QazTehna, начавший работу в Сарани (Карагандинская область) в декабре 2020 года в технологическом партнерстве с компанией Yutong, на сегодняшний день выпустил более 260 автобусов и электробусов.
Как свидетельствуют данные АКАБ, автопроизводство сохраняет тенденцию к росту и в этом году: в первом полугодии казахстанские предприятия выпустили 51 565 авто против 39 482 в соответствующем периоде прошлого года. В начале июля в столице открылось дочернее предприятие компании Orbis Kazakhstan – Orbis Heavy Machinery, приступившее к сборке малотоннажной грузовой модели KIA Bongo по технологии полного цикла CKD, в ближайшие годы планирующее расширить модельный ряд KIA и освоить выпуск коммерческой техники под брендами JCB и HINO.
На осень нынешнего года «Астана Моторс» запланировала начало строительства завода по производству автокомплектующих в индустриальной зоне Алматы. Новые предприятия будут располагаться рядом с заводом Hyundai Trans Kazakhstan и выпускать сиденья, мультимедийные системы, пластиковые детали и аксессуары для автомобилей.
Новые вызовы
Очевидно, что позитивная динамика в этом году складывается не благодаря, а вопреки обстоятельствам. По мнению экспертов, события последних месяцев, в первую очередь вторжение России в Украину, создало сложности как производителям, так и дилерам. После начала военных действий большая часть европейских и американских концернов прекратила отгрузку автомобилей российским дилерам, остановили производство автомобильные заводы, работавшие на территории РФ. В связи с возникшими в результате санкций сложностями с поставками комплектующих правительство России разрешило производителям выпускать автомобили упрощенной конструкции, были смягчены требования по испытаниям транспортных средств на пассивную безопасность.
«Это вынужденная мера, цель которой – сохранить рабочие места и обеспечить имеющийся спрос как минимум на внутреннем рынке. В текущих условиях это промежуточная мера, которая будет действовать до тех пор, пока не наладятся поставки компонентов от российских поставщиков либо других зарубежных партнеров. То, что эта мера носит временный характер, подтверждается изменениями, которые вносятся в технические регламенты. Техника по более доступной цене будет пользоваться спросом во всем регионе. Основной вопрос состоит в том, чтобы оперативно наладить производственные процессы, поставки и принять необходимые нормативные изменения», – считает генеральный директор Центра анализа и мониторинга авторынка Артур Мискарян.
Он отмечает, что ситуация с приостановкой работы мировых автоконцернов в России привела к сокращению поставок автомобилей и в Казахстан. «Это отразилось на продажах некоторых европейских и японских брендов, в частности Nissan, Renault, Volkswagen, Toyota. Наиболее популярные модели этих брендов поставлялись в казахстанские автосалоны с российских заводов. Местным игрокам понадобится время на адаптацию к новым условиям и налаживание поставок – прямых либо из стран с действующими производствами брендов-партнеров или же на замену модельного ряда», – говорит эксперт.
Комментарии производителей подтверждают такой ход развития событий. В «Астана Моторс» признаются, что завод Hyudai Trans Kazakhstan с марта испытывает затруднения с поставками некоторых комплектующих с санкт-петербургского завода Hyundai на модели Accent и Creta. По этой причине завод в настоящее время временно приостановил выпуск этих моделей.
«Компания провела переговоры с Hyundai Motor Company об экстренной квоте на поставку комплектующих из других стран. В настоящее время решается вопрос о дальнейших поставках и новых путях доставки комплектующих для производства этих моделей. При этом, несмотря на все сложности, в 2022 году завод Hyundai Trans Kazakhstan вышел на полную мощность (45 000 автомобилей в год), планирует увеличивать производство и расширять модельную линейку», – отмечают в пресс-службе. В связи с геополитической ситуацией дистрибьюторы все еще испытывают проблемы с поставками тех или иных моделей, поэтому ищут новые логистические маршруты, работают с поставщиками и брендодержателями.
По словам Мискаряна, с рядом трудностей столкнулся и сегмент коммерческой техники. Чрезвычайное положение в январе, последовавшее разбирательство вокруг ТОО «Оператор РОП» и передача его функций в «Жасыл Даму» привели к тому, что некоторые участники рынка были вынуждены приостановить работу. Потом произошел скачок валютного курса, сокращение поставок техники и комплектующих из России, при этом на долю российских производителей в этом сегменте рынка приходится основной спрос. «Кроме того, по сегменту грузовой техники принято решение об обнулении ставок утилизационного сбора. И если роста импорта дешевых грузовиков в краткосрочной перспективе это не принесло, то снижение внутреннего производства по этой категории в первом полугодии зафиксировано», – констатирует эксперт.
Что касается перспектив поставки продукции казахстанских автозаводов на российский рынок, то, по мнению Мискаряна, в санкционных условиях возможность поставок будет во многом определяться политикой брендов, локализованных в Казахстане. Многие зарубежные автоконцерны уже проявляют интерес к тому, чтобы наладить выпуск своей продукции на высвобождающихся мощностях российских заводов, и в этих условиях у казахстанских компаний появляются возможности по налаживанию поставок комплектующих для производств в РФ.
По мнению игроков, в нынешнем году следует ждать как роста рынка в целом на фоне дефицита и увеличивающегося спроса, так и роста цен на новые автомобили. Снижение ставки утильсбора, объявленное в начале года, вряд ли значительно повлияет на ценообразование: в стоимость автомобилей казахстанского производства, на которые приходится большая часть продаж в целом по рынку, исключая премиальный сегмент, утильсбор не входит, так что цены на них не изменились. Цены на импортируемые автомобили снизились на величину снижения утильсбора, но остались под влиянием таких факторов, как растущая стоимость комплектующих, рост стоимости стали, изменение логистических маршрутов и, как следствие, увеличение стоимости доставки авто и машинокомплектов, изменение курса валют, таможенных пошлин и налоговых платежей, а также удорожание «начинки» при обновлении поколений автомобилей.
Автор Анна Резник
Источник forbes.kz