Одни считают ее ударом по едва оживающему IT-экспорту, а другие извлекают плюсы из ситуации, зазывая на работу квалифицированных «IT-беженцев» , сообщает forbes.kz.
Видимо, правы оказались те скептики, которые говорили, что безумно расширяя штат в «золотые» времена COVID-19, технологическим компаниям и стартапам придется сдать назад, когда пандемия закончится.
Еще летом появились новости о том, что крупные технологические компании стали снижать темпы найма сотрудников, объявляя как минимум мораторий на прием людей. А некоторые уже тогда анонсировали планы по сокращению штата.
Источник: Layoffs.fyi
Постепенно эти новости слились в один мощный поток, который в октябре-ноябре буквально обрушился на нас из всех медиа. В итоге нынешний 2022 год стал рекордным по объемам массовых увольнений во всех секторах цифрового бизнеса. По данным краудфандингового ресурса Layoffs.fyi, отслеживающего факты увольнений по всему миру, с начала года работу потеряли около 136 тыс. человек в 849 технологических компаниях.
В мире появились «IT-беженцы»
Возглавляет этот невесёлый парад увольнений компания Meta (Facebook), объявившая о ликвидации более 11 000 рабочих мест. Примерно 5% своих людей увольняет крупный игрок в области сетевых технологий Cisco Systems. Сокращения намечаются или уже начались в, казалось бы, благополучных корпорациях Amazon, Intel, Roku Inc., да еще в сотнях менее крупных фирм и стартапов.
Пока готовился этот материал, пришла еще одна новость: Google собирается уволить 10 000 сотрудников, что составляет 6% штата поисковика. Кандидатов в этот чёрный список отберут по результатам системы ренкинга, то есть увольнять будут заведомо молодых и неопытных работников. А ведь это образцовый работодатель, который известен наилучшими условиями труда именно для молодежи.
Учитывая, что главным инициатором всего этого layoff-процесса стал американский (он же транснациональный) хайтек, это неизбежно привело к исходу приглашенных айтишников из США. В частности, тысячи индийцев, доселе комфортно работавших в Кремниевой долине, пакуют чемоданы и возвращаются домой.
К этим мощным волнам потерявших работу разработчиков стоит добавить отдельный поток «IT-беженцев» из России и Беларуси. Как известно, первый импульс российской IT-эмиграции произошел 24 февраля. Тогда почти все страны Центральной Азии превратились в гигантскую транзитную территорию, в которой временно оказались десятки тысяч молодых и образованных людей в поисках новой локации для жизни и работы.
Вторая волна исхода экономически активной части населения из России началась в связи с мобилизацией. И вновь часть этих специалистов прошла через крупные города Центральной Азии, а некоторым даже удалось трудоустроиться в наших технологических компаниях и стартапах.
Стоит ли нам начинать волноваться?
Описывая последствия глобальных подвижек в IT-сфере, надо понимать, что не все кризисные явления применимы к рынкам аутсорсинга и аутстаффинга в Центральной Азии и странах СНГ. Я решил опросить своих коллег по IT-экспорту, которые давно и активно работают с зарубежными заказчиками, чтобы узнать их мнение о сложившейся ситуации с IT-кадрами.
Павел Кириллов, CTO и сооснователь NineTwoThree Venture Studio
Стаж на рынке аутсорсинга – 5 лет. Страны регистрации: США. География деятельности: США, Канада.
«В крупных компаниях можно сократить до 30% штата, и ничего не изменится. Но меня больше интересует позиция американских инвесторов – если деньги «не прижмут» (а судя по всему, не должны), то на нашей деятельности процесс увольнения в техногигантах не отразится.
К тому же есть разница в требованиях заказчиков к собственной команде и разработчикам на аутсорсе. Штатные сотрудники отвечают за долговременное развитие проектов и сохранение знаний внутри организации, а на аутсорсинг отдают продукты, нуждающиеся в быстрых темпах разработки и свежих идеях, инновациях. Поэтому контракт с аутсорсинговыми командами обычно заключается на короткие сроки: от полугода до года, максимум до трех лет», - говорит Павел Кириллов.
Алла Клименко, CEO Mad Devs
Стаж на рынке аутсорсинга – 6 лет. Страны регистрации: Кыргызстан, Великобритания. География деятельности: США, Великобритания, Австралия.
«Я думаю, на наш бизнес не так повлияют сокращения в крупных IT-компаниях, как рецессия в мире в целом. Свободных денег становится меньше, поэтому инвесторы перестают забрасывать деньгами всё, что подает признаки будущего «успешного успеха», и тщательнее оценивают риски перед вложениями в новые проекты.
От тех проектов, в которые деньги уже вложены, требуют начать показывать положительный баланс. А такой баланс часто можно показать, только сильно сократив расходы. Отсюда и увольнения, сокращения бюджетов на R&D, заморозка неприоритетных направлений.
Следовательно, запросов на разработку бессмысленных проектов станет меньше, а количество запросов на автоматизацию, оптимизацию расходов и внедрение готовых решений, наоборот, вырастет. И вряд ли пострадают области, в которых слишком большой недостаток высококвалифицированных специалистов, таких как AI (искусственный интеллект), ML (машинное обучение), Blockchain и т.д.
Что касается Центральной Азии, то у нашего бизнеса в плане цифровизации еще все впереди, так что количество запросов здесь будет расти, даже несмотря на кризис. Это вопрос эффективности и экономии, и, как следствие, конкурентоспособности и выживания», - считает Алла Клименко.
Олег Балбеков, CEO Evrone
Стаж на рынке аутсорсинга – 15 лет. Страны регистрации: Россия, ОАЭ, США, Германия, Казахстан, Армения. География деятельности: Россия, США, Европа.
«Мы в Evrone уже ощущаем эти процессы. Ведь рынок аутсорсинга и аутстаффинга призван закрывать потребности в сфере экспертизы и специалистов, поэтому и растет, пока есть спрос на высококвалифицированные кадры. А когда людей увольняют десятками тысяч и рынок наводнился крутыми специалистами, то зачем работодателям идти к аутстафферам?
К этим процессам добавился уход больших компаний из самой России и последовавшие за этим массовые сокращения. Статистика показывает, что раньше было две вакансии на одного кандидата, работающего на языке программирования Python, а теперь - наоборот: целых пять человек претендуют на одну вакансию.
В ближайшее время ожидаем снижения планки зарплаты инженеров. Мы тоже вынуждены были расстаться с некоторыми сотрудниками с очень высокой зарплатой, потому что в текущих реалиях их невозможно вписать в юнит-экономику проектов наших клиентов. Остается лишь надеяться, что рынок не упадет катастрофически и внешние почасовые рейты оплаты труда айтишников хотя бы останутся на прежнем уровне. О существенном повышении уровня вознаграждения в 2023 году речи уже не идет», - заключает Олег Балбеков.
Алексей Веретенников, директор по развитию бизнеса Akvelon
Стаж на рынке аутсорсинга – 20 лет. Страны регистрации: США, Европа, Казахстан, Армения, Грузия, Турция, Мексика. География деятельности: США, Европа.
«Несомненно, компании учитывают состояние экономики, когда принимают решение об изменении бюджета на разработку ПО в плане найма/увольнения собственного персонала и уменьшения расходов на аутсорсинг/аутстаффинг.
Трудно предсказать, как именно будет развиваться ситуация, но дело обычно не доходит до «конца света», да и проекты необходимо развивать. Поскольку риск сотрудничества с надежной аутсорсинг/аутстаффинг-компанией минимален (контракт можно быстро разорвать), то после некоторой паузы клиенты вновь обращаются к ним. И может статься, что до начала оздоровления экономической ситуации заказчики увеличивают команду больше за счет аутсорсеров, чем за счет найма собственного персонала. То есть первоначальный спад интереса к аутсорсерам сменяется новой волной повышенного спроса на их услуги», - полагает Алексей Веретенников.
Оптимистическое заключение
Изучив мнение коллег по рынку IT-экспортеров, я прихожу к выводу, что мировой тренд на высвобождение избыточной рабочей силы, возглавляемый компаниями FAANG (набор из 5 ведущих IT-компаний мира), все же повлияет на местные рынки.
В наших холдингах и корпорациях в последние годы не жалели денег на пополнение кадров, явно избыточных и в целом неэффективных. Но когда в цифровых отраслях с легкостью высвобождается такая масса людей, им тоже придется задуматься над оптимизацией кадровой политики. А это, в свою очередь, может привести к спросу на профессиональный аутсорсинг IT-услуг.
Думаю, правильно говорят мои коллеги: в отличие от западных стран, наши рынки не нуждаются в массовых увольнениях. Существуют базовые и постоянные потребности, например, проекты цифровизации, где спрос на хороших специалистов по-прежнему высок.
Что касается экспорта – будет сложнее работать без точечной экспертизы и вряд ли стоит ожидать в ближайший год подорожания среднего чека. Впрочем, никто не говорил, что в сфере IT-экспорта будет легко.
Автор Адмет Акхтер
Источник forbes.kz