Идею создания общего финансового рынка ЕАЭС хоронят непогашенные обязательства.
За последние полгода в условиях режима международных санкций, которые должен соблюдать Казахстан и компании, работающие здесь, в отношении России и её резидентов, стал особенно сильно чувствоваться недостаток равноправия во взаимоотношениях двух стран, особенно по части исполнения ранее принятых финансовых обязательств , сообщает forbes.kz.
Председатель правления брокерской компании «Евразийский капитал» Аскар Айткожа продолжает рассказывать о нелёгких взаимоотношениях казахстанских инвесторов с российскими эмитентами.
Стратегия развития ЕАЭС предполагает создание с 2025 года общего финансового рынка в странах-участницах. Как это сделать, когда самая крупная страна союза находится под беспрецедентным санкционным давлением, – отдельный вопрос. Сегодня на первый план выходят не интеграционные процессы, скорость которых, по всей видимости, серьёзно снизится, а исполнение ранее принятых обязательств, выполнению которых могут мешать санкции. Но только ли они?
Россияне хотят дружить капиталами
В конце ноября российское Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) выпустило любопытный аналитический материал, в котором предлагает направить усилия стран - участниц ЕАЭС на развитие общего рынка долгового капитала путём взаимного выпуска облигаций в национальных валютах. Кстати, филиал АКРА также зарегистрирован и в МФЦА.
По задумке, российские эмитенты будут выпускать облигации в тенге, а казахстанские — в рублях. Предполагается, что это поможет взаимной торговле, а в пример приводится опыт стран Юго-Восточной Азии в данном направлении.
Мне очевидно одно: в предложенной схеме больше всех выиграет российская сторона. Сейчас для Москвы закрыты западные рынки, где российские компании раньше и привлекали капитал. Казахстану же ничего не мешает в случае необходимости выпустить облигации во Франкфурте, Лондоне или Нью-Йорке. Я уже молчу про нерыночное курсообразование рубля, стоимость которого сейчас регулируется в ручном режиме.
Но самая большая проблема во всей этой истории в другом: у большого количества российских эмитентов в настоящий момент есть неурегулированные обязательства не только перед враждебным Западом, но и перед компаниями из дружественных стран – в частности, из Казахстана.
АКРА наивно предлагает российским компаниям занимать у казахстанской стороны в тенге путём выпуска соответствующих облигаций. Но это не сработает. У инвесторов очень длинная память, во всяком случае у меня - точно. Объём средств, которые российские эмитенты задолжали инвесторам из Казахстана, составляет не менее полумиллиарда долларов, и это ещё консервативная оценка с моей стороны. Пора бы рассчитаться со старыми долгами, прежде чем затевать разговор о новых займах, ещё и на своих условиях.
Раздвоение личности
Если коротко, то на фоне военного конфликта в Украине страны Запада и Россия ввели в отношении друг друга санкции, часть которых направлена на ограничение доступа к рынкам капиталов. Так, россиян и их компании изгнали с американских и европейских биржевых площадок. В ответ правительство России запретило осуществлять выплаты дивидендов по акциям, купоны, а также погашения по облигациям.
Невольными жертвами этих столкновений стали, в том числе, инвесторы из Казахстана. С одной стороны, отсутствие у россиян доступа к европейским клиринговым системам затрудняет операции с держателями их облигаций. С другой – российским компаниям запрещены выплаты в долларах без особых разрешений правительства, механизма получения которых просто нет. Отсюда и проблемы у тех инвесторов, кто купил российские долларовые облигации.
Вместе с тем нельзя сказать, что все российские компании выдерживают единую линию поведения по отношению к зарубежным инвесторам. Строго говоря, их две.
Первая. Часть компаний пытается выполнить свои обязательства, несмотря на обстоятельства. К их числу можно отнести «Газпром», который даже нашёл способ выплатить дивиденды своим казахстанским акционерам. В компании позаботились об инвесторах заранее, постоянно были на связи. Трудности есть, не всё гладко, компания изобретает какие-то «костыли». Получается не очень удобно, но главное - есть результат. Это сигнал всем инвесторам, что у компании есть намерения, менеджмент работает, а не просто разводит руками, поддавшись воле «удобных» обстоятельств. К слову, к этой категории относятся в основном сырьевики и производственники, в их числе «Северсталь», «Норникель», «Новатэк» и т.д.
Вторая. Полная противоположность первой категории. Эти ребята сидят в мягком офисном кресле и ничего, имеющего хороший результат, не делают. Такие компании уклоняются от исполнения обязательств, ссылаясь на санкции и решения правительства России. Между тем можно пойти по следам сырьевиков: собрать список держателей и выпустить для них «зеркальные» рублёвые облигации взамен долларовых. Многие инвесторы согласятся с таким предложением – это возможность получить хотя бы что-то в рублях. Сейчас у российских эмитентов удобная позиция: не платить, ссылаясь на обстоятельства. К таким относятся преимущественно компании финансового сектора, например, российский ВТБ Банк.
Только в ноябре мы трижды обращались с официальными письмами в российский ВТБ, но ответов нет, нас просто игнорируют. Писали даже их казахстанской «дочке» для содействия в установлении коммуникации, но ответа также не последовало.
Интересно, что у многих компаний и из тех, что платят, и из тех, что нет, есть общий акционер – правительство России. Это значит, что дело не в правительстве, а в решениях конкретных топ-менеджеров отдельных компаний, которые своими действиями портят реноме всего российского рынка ценных бумаг и подрывают усилия руководства России – сохранить и укрепить дружбу с Казахстаном.
Может, уже хватит подставлять щёки?
На официальном уровне проблема озвучивалась на уровне Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). По всей видимости, этого недостаточно. У нас нет реальных способов воздействия на наших партнёров, чтобы заставить их выполнить взятые на себя обязательства. У ЕЭК в России не хватает ни полномочий, ни авторитета.
На носу фактически свершившееся IPO «КазМунайГаза». При этом россияне через Санкт-Петербургскую биржу могут свободно купить акции казахстанской нацкомпании на вторичных торгах, но по цене IPO. СПБ Биржа уже включила акции компании в свой листинг. На этом фоне держателям российских акций и рублёвых облигаций из Казахстана приходится преодолевать невероятные сложности, чтобы перевести свои бумаги на российские площадки, открывая счета у тамошних брокеров, заполняя пачки анкет и документов. Иначе доступа к этим ценным бумагам не видать. Мы уже два месяца находимся в процессе перевода и до сих пор не смогли завершить процедуру. Получается какой-то неравный брак, ещё и на чужих условиях.
Нам предстоит строить единый рынок с партнёром, который играет по своим правилам, при этом на ходу постоянно меняет их в свою пользу. Получается, мы им – хлеб, а они нам – камни.
ВТБ Банк погасил свои долларовые облигации, но зарубежные инвесторы, в том числе и мы, деньги до сих пор не получили. Они лежат на счетах типа «С» в рублях, но доступа к ним у иностранцев нет.
Вся эта ситуация напоминает известный советский анекдот про жалобу рядового солдата, которому не положили мясо. Точно в таком же положении оказались и инвесторы ВТБ, которым положены деньги, но забрать они их не могут.
Хоть ВТБ и утверждает, что всё выплатил, в глазах инвесторов, которые не получили деньги, банк пребывает в состоянии самого настоящего дефолта, уже даже не технического. Что делать дальше с компанией, которая не желает платить и изобразить хотя бы видимость озабоченностью ситуацией, непонятно. Может быть, обращаться в европейский суд, юрисдикцию выпуска облигаций?!
Ясно одно: без решения текущих проблем никакого выпуска взаимных облигаций и тем более объединения финансового рынка осуществить не получится. Для этого нужно доверие, а оно катастрофически подорвано действиями ряда российских топ-менеджеров.
Автор Аскар Айткожа
Источник forbes.kz