Возобновление полномасштабного экономического сотрудничества с Китаем и всплеск посреднической торговли с Россией тоже внесли свой вклад в экономику региона , сообщает forbes.kz .
Экономический рост в Центральной Азии будет устойчивым и составит 5,7% в 2023 году, 5,9% – в 2024-м. Такие цифры даны в последнем докладе Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) «Региональные экономические перспективы», опубликованном 27 сентября.
Согласно докладу, экономики Центральной Азии продемонстрировали уверенный рост в первой половине 2023 года. Этому способствовали возобновление международной торговли и туризма, а также высокий уровень миграции и денежных переводов из России.
Продолжится ускорение темпов экономического роста, вызванное увеличением государственных расходов, возобновлением полномасштабного экономического сотрудничества с Китаем, всплеском посреднической торговли с Россией, а также денежными переводами и релокацией бизнеса из России, считают аналитики банка.
Однако в докладе отмечается, что более высокая стоимость заимствований может повлиять на интерес к инвестициям в регион и их масштаб. В то же время недавние перебои с водо- и энергоснабжением могут подтолкнуть власти к проведению давно назревших тарифных реформ, а также к более эффективному управлению ресурсами.
Как говорится в докладе, экономика Казахстана вырастет на 5,0% как в 2023-м, так и в 2024 году, хотя неопределенность с ценами на нефть является существенным фактором риска. В стране наблюдается значительный рост в таких секторах, как розничная и оптовая торговля и строительство. Усилилась роль Казахстана в качестве торгового хаба, обслуживающего все рынки региона Центральной Азии, что выразилось в росте государственных и частных инвестиций в инфраструктуру, транспорт и логистические решения. В то же время продолжение войны в Украине связано с существенными рисками для работы терминала Каспийского трубопроводного консорциума на Черном море, обеспечивающего львиную долю экспорта нефти из Казахстана, предупреждают авторы отчета.
Что касается других стран Центральной Азии, то ожидается, что ВВП Кыргызской Республики вырастет на 4,6% в 2023 году и на 7% в 2024 году. За первые семь месяцев 2023 года экономический рост замедлился до 2,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года из-за сокращения производства металлов (в основном золота) и замедления аграрного сектора. В то же время благодаря сильному внешнему спросу произошел существенный скачок в развитии текстильной промышленности. Также наблюдался значительный рост туризма, что в свою очередь привело к росту производства продуктов питания, гостиничного бизнеса, а также розничной и оптовой торговли. Авторы документа предупреждают, что экономический рост КР может быть ограничен дефицитом водных и энергетических ресурсов, а также вторичными санкциями, которым страна может быть подвержена в связи с ее активным участием в посреднической торговле с Россией.
Экономика Таджикистана, как ожидается, продемонстрирует уверенный рост на уровне 7,5% как в 2023-м, так и в 2024 году. Более тесное региональное сотрудничество, государственные инвестиции (особенно в водную и энергетическую инфраструктуру), приток денежных переводов из России и высокие показатели роста промышленности и сельского хозяйства являются ключевыми факторами роста. Замедление экономического роста в Китае и трансграничные конфликты на фоне дефицита водных ресурсов могут негативно повлиять на перспективы дальнейшего роста.
По прогнозу, рост ВВП Узбекистана достигнет 6,5% как в 2023-м, так и в 2024 году, чему будет способствовать сильный внутренний спрос, подпитываемый увеличением номинальной заработной платы и ростом объемов кредитования. Особенно впечатляющие результаты показали розничная торговля, строительство, сфера услуг и сельское хозяйство. Хорошо организованные первичные публичные размещения акций (IPO) и приватизация могут улучшить перспективы роста. К замедлению экономического роста могут привести сокращение денежных переводов (в первую очередь из России), износ инфраструктуры и проблемы с водоснабжением.
В общем прогнозе ЕБРР по регионам говорится, что в 2023 году темпы роста замедлятся до 2,4% по сравнению с 3,3% в 2022 году. В 2024 году по мере продолжения снижения инфляции экономический рост, как ожидается, достигнет 3,2%. Эти цифры отражают пересмотр в сторону повышения на 0,2% майского прогноза на 2023 год и пересмотр в сторону понижения на 0,2% прогноза на следующий год.
Главный экономист ЕБРР Беата Яворчик отметила: «Наши экономисты отмечают разную динамику роста в регионах операций ЕБРР. Устойчивый рост экономик Центральной Азии и более слабые показатели экономик Центральной Европы и государств Балтии отражают разную степень влияния цен на энергоносители, инфляции и изменения структуры торговли».
Далее авторы доклада перечисляют ряд тенденций, повлиявших на последний экономический прогноз.
Потребление газа в европейских странах с формирующейся рыночной экономикой зимой 2022–2023 года сократилось более чем на 20%, поскольку снижение поставок газа из России привело к значительному росту цен на энергоносители. Цены на нефть и газ, хотя и вернулись к более низким уровням, существовавшим до начала войны в отношении Украины, продолжают оказывать давление на экономический рост в этом регионе.
Европейская промышленность выходит из газоемких секторов, таких как производство строительных материалов, химикатов, черных и цветных металлов и бумаги, одновременно увеличив объемы производства в менее углеродоемких секторах, таких как электрооборудование, автомобилестроение и фармацевтика. В частности, в Польше производство черных и цветных металлов сократилось на 18% в годовом исчислении, в то время как производство электрооборудования выросло по сравнению с предыдущим годом на 21%.
В целом общий объем промышленного производства в Европе оказался ниже, чем ожидалось, что способствовало замедлению темпов экономического роста. Тем не менее рынок труда остается устойчивым, и компании сохраняют рабочие места, несмотря на значительные изменения в структуре производства. И в условиях высокой инфляции во многих странах отмечался быстрый рост номинальной заработной платы. В некоторых случаях, например в государствах Балтии и Венгрии, темпы роста заработной платы опережали рост производительности, что вызывало снижение конкурентоспособности.
Напротив, в 2022 году и в первой половине 2023 года рост экономик Центральной Азии и некоторых стран на Кавказе оставался высоким в годовом исчислении. Это было обусловлено посреднической торговлей с Россией, а также высоким уровнем миграции в Россию, обеспечивающей последующие денежные переводы из России, что способствовало устойчивому росту реальной заработной платы.
Источник forbes.kz