Начало возврата государству незаконно приватизированных активов, вывезенных за границу с 90-х годов, стало одним из ключевых новшеств этого года, сообщает 365info.
Фото: freepik.com
Идея по возвращению активов появилась после кровавых январских событий. По информации, полученной из близких к правительству источников, существовали попытки помешать реализации указанной задачи, но когда президент лично взял дело под свой контроль, процесс пошел быстрее.
19 апреля 2023 года на расширенном совещании по социально-экономическому развитию страны Касым-Жомарт Токаев настойчиво подчеркнул, что возврат незаконно привлеченных активов государству — восстановление справедливости, и это не «временная задача», а основа новой экономической политики.
Спустя три месяца парламент принял закон о возврате государству незаконно приобретенных активов. Подписала его глава государства 12 июля. Нормы этого документа, как заявлено официально, распространяются на олигархов, контролирующих административные ресурсы или действующих при поддержке правительства. Также было подтверждено, что инвесторы, которые работают честно, не пострадают, а их интересы будут полностью защищены.
Следом за этим в Казахстане были созданы комиссия по возвращению незаконно нажитого имущества государству и специальный комитет при Генеральной прокуратуре. По словам главного прокурора Берика Асылова, этот комитет использует искусственный интеллект и IT-технологии для поиска активов, вывозимых за границу, с целью разоблачения незаконных схем.
Согласно официальным данным, на сегодняшний день государству вернули ценные активы на сумму около 1 триллиона тенге: это капитал, дорогостоящая недвижимость и движимое имущество, коммерческие объекты, акции, предприятия, земли, драгоценные металлы и камни.
Примерно 600 миллионов долларов из этой суммы были возвращены из других юрисдикций — из-за рубежа. Например, в страну привезли активы на сумму около 260 миллионов долларов из Лихтенштейна, 82 миллиона долларов из Австрии, 15 миллионов долларов из ОАЭ и два миллиона долларов из Гонконга.
К сожалению, отток капитала по всей видимости продолжается. А власти тем временем уже выявили схему вывода.
«Комиссия активно ведет работу по возвращению государству незаконно выведенных финансовых средств. Несколько лиц уже включены в реестр: специальная комиссия Генеральной прокуратуры тщательно проверяет законность накопленного богатства. Министерство имеет утвержденный список специальных оффшорных зон, сделки с которыми рассматриваются как подозрительные, и в ходе расследования будет усилено трансфертное ценообразование», — сказал вице-премьер-министр финансов Ерулан Жамаубаев.
По его словам, в прошлые годы контроль и отраслевое законодательство были недостаточными. Компетентные органы были отстранены, занимался этим вопросом только лишь Нацбанк.
«Вопрос валютного регулирования и валютного контроля в нашей стране находился в компетенции Национального банка. В прошлом году мы внесли соответствующие изменения в законодательство: теперь Минфин дополнительно занимается валютным контролем. В противном случае Нацбанк ограничился мониторингом. Как деньги незаконно вывозятся за границу? Заключаются соглашения с иностранными компаниями об экспортно-импортных операциях. Например, из какой-то страны присылают 100 миллионов долларов на привоз оборудования в Казахстан. Но устройства нет, его не привезли. Деньги переведены в полном объеме. Сотни одинаковых условий действуют уже много лет: то есть деньги ушли, а оборудование, продукция и т.д. не поставляются», — пояснил Ерулан Жамаубаев.
Общественности неизвестно, сколько именно денежных средств было переведено за границу из Казахстана различными способами. Большая часть документации не сохранилась, быть может, была уничтожена или утрачена. Руководители и персонал в компетентных органах менялись неоднократно, и следы их деятельности словно стерты на песке.
По оценкам международной организации Tax Justice Network, ежегодно из Казахстана выводится в среднем 212 миллионов долларов (около 100 миллиардов тенге) капитала. А за последующие 25 лет вывезли более 160 миллиардов долларов.
Сегодня Минфин проводит проверку каждой крупной сделки по переводу средств за границу. Министерство уже передало в Агентство по финансовому мониторингу информацию о сделках на сумму более 500 миллиардов тенге: ведомство оценивает наличие криминальных фактов в полтриллиона. Расследование подобных фактов продолжится в следующем году.
Министр Ерулан Жамаубаев сообщил, что в 2024 году в национальное законодательство будут внесены следующие изменения: отныне будут контролироваться мелкие операции с зарубежными странами на сумму более 50 тысяч долларов. Тогда под этот лимит могут попасть и мошенники, которые сидят за рубежом и крадут сбережения казахстанцев.
Если сумма средств, переведенных за границу, превысит 50 тысяч долларов, Национальный банк уведомит об этом Минфин. В свою очередь министерство проводит совместную работу с Национальным банком и Агентством по финансовому мониторингу.
Жамаубаев не скрывает, что борьба с выводом капитала в офшоры осложняется. Недавно депутаты мажилиса обратили внимание на то, что у Казахстана нет даже соглашения об обмене информацией с оффшорными регионами, такими как Виргинские, Каймановы и Сейшельские острова. Когда с ними будет утверждено соответствующее соглашение? Представители правительства не смогли дать четкого ответа на этот вопрос.
«У нас есть соответствующий документ, касающийся шельфовых зон. В рамках комиссии ведется вопрос заключения контракта с этими государствами и, таким образом, возврата денег в страну. Я не могу сообщить все его данные. Для заключения подобных договоренностей сначала должны быть установлены факты наличия казахстанских денег на счетах этих стран», — сказал Жамаубаев.
Кстати, этот вопрос вновь поднимался на общем заседании мажилиса 6 декабря. Несколько депутатов направили запрос председателю комитета по возвращению активов Генеральной прокуратуры Нурдаулету Суйиндикову.
«5 декабря исполнилось два месяца со дня создания Комитета по возврату активов. В течение этих двух месяцев не было никаких новостей о деятельности этого комитета. С какими силовыми структурами работает комитет для выполнения задач, поставленных президентом страны? Сколько сотрудников работает в отделе комитета по работе с иностранными юрисдикциями и международными поисковыми бюро? Были ли репатриированы какие-либо активы за последние два месяца?”.
С момента публикации запроса прошло около двух недель, а ответ до сих пор не получен.
Пришло время разъяснить общественности первые шаги и действия комитета, а также организовать хотя бы одну публичную пресс-конференцию. В противном случае существует опасность подорвать веру людей в возвращение украденных активов на территорию страны.
Депутат Мади Такиев, единственный представитель нижней палаты в комиссии по возврату незаконно приобретенных государственных активов, предоставил некоторую информацию газете «Время». По его словам, комиссия рассмотрела предложение спецкомитета при Генпрокуратуре и внесла в реестр, иными словами, в «черный список», несколько важных субъектов олигополии. Вместе с компаниями, контролируемыми этими субъектами, и аффилированными лицами уже находятся под усиленным наблюдением «сотни субъектов и объектов».
Автор Марина Захарова
Источник 365info.kz