Статистика наиболее крупных из них показывает, что триллионы тенге тратятся вне контроля, сообщает inbusiness.kz.
Фото: inbusiness.kz
Президент на расширенном заседании правительства в феврале этого года отметил, что финансовая неэффективность в системе здравоохранения является серьезной проблемой, несмотря на значительные вложения в отрасль за последние пять лет, указывая на работу Фонда социального медицинского страхования.
Экономисты выражают обеспокоенность тем, что значительная часть средств (3,3% ВВП) расходуется в обход бюджета, без контроля со стороны правительства и общественности. Отчисления только в три внебюджетных фонда составили 3,9 трлн тенге в прошлом году, что подчеркивает существенный масштаб финансовых потоков за пределами государственного бюджета.
В интервью редакции директор центра прикладных исследований Talap Аскар Кысыков уже отмечал, что правительство могло бы консолидировать внебюджетные фонды, прежде всего ФСМС и Фонд социального страхования, поскольку они функционируют по солидарному принципу. И функции этих внебюджетных фондов могли бы легко финансироваться в рамках бюджета через налоги.
"Ранее, до создания ФСМС, комитет по оплате медицинских услуг успешно справлялся со своими задачами. Возможно, стоило бы вернуть такую практику, однако социальный блок и представители внебюджетных фондов сопротивляются этой идее, поскольку не хотят отказываться от финансовой независимости и бесконтрольности над своими средствами. Они самостоятельно распоряжаются финансовыми потоками, и на них не распространяются никакие серьезные ограничения и контрольные мероприятия, которые есть в рамках бюджета", – отмечал он.
Редакция решила собрать цифры, сколько денег казахстанцев собирают ключевые внебюджетные фонды страны.
Фонд социального медицинского страхования
Фонд имеет особый статус стратегического закупщика медицинской помощи для населения РК и выполняет функции финансового оператора средств системы ОСМС (обязательное социальное медицинское страхование) и средств системы ГОБМП (гарантированный объем бесплатной медицинской помощи). Заказчиком данных услуг выступает министерство здравоохранения РК. Взносы делают как трудоспособное население, так и государство за отдельные категории граждан (дети, пенсионеры и т. д.)
План закупа медицинской помощи на 2023 год составил 2,5 трлн тенге, где бюджет ГОБМП – 1,5 трлн тенге, бюджет ОСМС – чуть более 1 трлн тенге. По сравнению с предыдущим годом финансирование выросло на 19%, сообщили в Фонде социального медицинского страхования. По итогам процедур закупа были заключены договоры с 4856 поставщиками медицинских услуг на сумму 2,5 трлн тенге. Общая фактическая численность работников фонда по состоянию на 31 декабря 2022 г. составила 867 человек. Доход в виде комиссионного вознаграждения фонда в 2022 году составил 0,67%, что составило 10,5 млрд тенге, из которых на оплату труда сотрудников фонда было направлено 5,6 млрд тенге.
Несмотря на выделение колоссальных сумм из бюджета и взносов граждан, Фонд ОСМС является одним из внебюджетных фондов, который постоянно сталкивается с критикой за неэффективность. Пациенты сообщают о некачественном оказании медицинских услуг в учреждениях, финансируемых ОСМС. Длинные очереди на проведение обследований приводят к тому, что пациенты вынуждены обращаться в частные клиники. Система ОСМС не позволяет пациентам получать медицинские услуги там, где это удобно, а не только в поликлинике, к которой они прикреплены.
Пациенты часто вынуждены доплачивать за медицинские услуги или покупать лекарства за свой счет. Эти проблемы подрывают доверие к системе ОСМС и приводят к неэффективному использованию государственных средств, выделенных на здравоохранение. Для улучшения ситуации необходимо повысить прозрачность и подотчетность ОСМС, укрепить финансовый менеджмент и установить эффективные механизмы контроля.
Государственный фонд социального страхования
По данным свежей финансовой отчетности компании за 2023 год, активы фонда составили 1,3 трлн тенге. Поступления за год составили 690 млрд тенге, из которых 536 млрд тенге составили социальные отчисления и 152 млрд тенге – инвестиционный доход. В активах фонда представлены государственные облигации министерства финансов, КТЖ, БРК, холдинга "Байтерек" и других эмитентов.
Органом госуправления фондом является министерство труда и социальной защиты населения. Напомним, что соцотчисления в размере 3,5% от дохода работника осуществляются работодателем. Собственные средства фонда включают уставный капитал и комиссионное вознаграждение, ставка которого в 2023 году не превышала 0,70%.
Фонд осуществляет инвестиционную деятельность через Национальный банк, размещая свои активы в финансовые инструменты. Согласно отчетности, комиссионные доходы в прошлом году составили 3,5 млрд тенге, из которых 2,3 млрд тенге были направлены на расходы по выплате заработной платы. Стоит добавить, что выплаты во время пандемии в размере 42,5 тыс. тенге выплачивались из ГФСС.
Единый накопительный пенсионный фонд
Взносы в ЕНПФ в 2023 году составили 2,1 трлн тенге. По состоянию на 1 апреля 2024 года на индивидуальных и условных счетах вкладчиков АО "ЕНПФ" сформированы пенсионные накопления на сумму 18,9 трлн тенге. С начала года их прирост составил порядка 1,02 трлн тенге (5,7%). Примечательно, что процентные доходы в I квартале 2024 года почти догнали размеры взносов, что наглядно отражает силу сложного процента и важность эффективного управления своими пенсионными сбережениями.
По сравнению с аналогичной датой прошлого года объем пенсионных накоплений вырос почти на 3,5 трлн тенге или на 22,6%. В 2022 году фонд получил комиссионный доход в размере 0,01% в месяц от суммы активов пенсионной схемы, что составило за год 16,1 млрд тенге. По состоянию на 31 декабря 2022 года количество работников фонда составило 1,367 человек. Расходы на персонал составили 8,6 млрд тенге.
С начала II полугодия 2023 года всем казахстанцам разрешено перечислять до половины всех своих пенсионных накоплений частным управляющим в целях более эффективного управления пенсионными активами. Другими словами, казахстанцы могут опосредованно влиять на качество управления и скорость роста своих пенсионных накоплений посредством выбора управляющего.
Социальный фонд "Қазақстан халқына"
По состоянию на 1 мая 2024 года в фонд поступило 247 млрд тенге. За 2023 год фонд оказал благотворительную помощь на сумму 65 млрд тенге. В отчете о поступлениях в ОФ "Қазақстан халқына" указано, что в период с 1 января по 30 апреля 2024 года поступило 50,9 млрд тенге. За данный период фондом оказано благотворительной помощи на 25,6 млрд тенге.
Общая стоимость утвержденных благотворительных программ и проектов – 199 млрд тенге, общая стоимость заключенных договоров – 133 млрд тенге, фактически выплачено по благотворительным программам и проектам 116 млрд тенге.
Фонд проблемных кредитов
В финансовой отчетности компании за 2022 год указано, что по состоянию на 31 декабря 2022 года группа имела накопленный убыток в размере 257 млрд тенге (на 31 декабря 2021 года – 266 млрд тенге). Как ранее рассказала в интервью inbusiness.kz депутат Татьяна Савельева, Фонд проблемных кредитов был создан в кризисный период, у него были конкретные цели. Правительство прорабатывает необходимость дальнейшего функционирования фонда вплоть до его закрытия. В этой связи необходимость включения в Бюджетный кодекс норм по ФПК отсутствует.
Вторая часть вопроса касается спасения банков. В действующем Бюджетном кодексе прописан механизм целевого перечисления для повышения качества кредитных портфелей банков, но в новом кодексе эта норма исключена, соответственно, исключается и возможность поддержки банков. Напомним, убытки данного фонда составили 3 трлн тенге, связанные с выкупом проблемных кредитов БТА, Казкоммерцбанка, Цеснабанка и других.
Фонд поддержки инфраструктуры образования
Данный фонд был создан в феврале 2023 года. Он формируется за счет средств, изъятых по коррупционным уголовным делам, с целью финансирования строительства и реконструкции объектов среднего образования. Официального ресурса у фонда нет. По данным правительства, озвученным в декабре прошлого года, в фонд поступило порядка 150 млрд тенге, изъятых у коррупционеров. В Казахстане к началу 2023/2024 учебного года за счет средств Фонда поддержки инфраструктуры образования введены в эксплуатацию 13 школ на 24 566 ученических мест. Об этом сообщает пресс-служба министерства просвещения РК.
Фонд компенсации потерпевшим
Был основан в январе 2018 года. Направлен на создание правовых основ оказания материальной помощи лицам, пострадавшим от преступлений. Основным источником пополнения фонда являются уголовные штрафы. В целом он финансируется из четырех источников – это фиксированные платежи, налагаемые судом; денежные взыскания за неисполнение процессуальных обязанностей; поступления по исправительным работам; регрессный возврат компенсации с виновного лица.
Законом определены три категории потерпевших. Это несовершеннолетние, являющиеся жертвами сексуального насилия, жертвы торговли людьми и пыток – по восьми статьям УК. Вторая категория – потерпевшие, которым причинен тяжкий вред здоровью, либо зараженные вирусом иммунодефицита – ВИЧ/СПИД, по 19 статьям. И третья категория – правопреемники в случае смерти потерпевшего в результате уголовного правонарушения – по 35 статьям. Однако в открытых источниках нет сумм, которые аккумулируются в данном фонде.
По данным Генпрокуратуры, озвученным в марте 2023 года, на тот период времени министерством финансов выплачено более 312 млн тенге гражданам, материально пострадавшим от преступлений, но не получившим возмещение вреда из-за того, что преступление не раскрыто или виновник скрывается от правосудия.
Что с прозрачностью и подотчетностью?
В настоящее время в республиканский бюджет не включены внебюджетные фонды. Соответственно, отсутствует полноценный парламентский надзор за тратами тех из них, кто работает по солидарному принципу. Правительство предоставляет парламенту аналитическую записку по государственным финансам, но эти отчеты не проходят утверждение парламентом, что позволяет правительству использовать средства без должного контроля. Такая практика порицается Всемирным банком, ОЭСР и МВФ, которые призывают к более прозрачной системе бюджетирования.
Это вызывает серьезные проблемы в расходовании государственных средств и требует участия парламента в утверждении всех расходов. С учетом активов внебюджетных фондов, госхолдингов "Самрук-Казына" и "Байтерек", которые также финансируются из бюджета, примерно половина госфинансов находится за пределами контроля общественности и парламента, что создает проблемы в финансовой прозрачности и управлении, подчеркивал в интервью редакции экономист Мурат Темирханов.
Автор Майра Медеубаева
Источник inbusiness.kz