Макроэкономический обзор сырьевого рынка на 4 квартал:
Рост на фоне стихийных бедствий и геополитической напряженности
Стремительно ухудшающиеся отношения между Северной Кореей и остальным миром оказывают ощутимое влияние на все сферы экономики, включая сырьевые рынки. Геополитическая нестабильность послужила стимулом для роста цен на драгоценные металлы, а подорожавшая нефть стала следствием пронесшегося урагана Харви.
В преддверии последнего квартала 2017 года сырьевой сектор гораздо крепче стоит на ногах благодаря улучшившимся показателям в третьем квартале. Доллар продолжил падать, что в целом благотворно сказалось на динамике большинства секторов сырьевого сектора, в особенности сектора металлов. Сырая нефть восстановила позиции под влиянием перебоев в производстве и снабжении в связи с погодой, а также возымевших действие усилий ОПЕК и других добывающих стран по ограничению добычи, что наконец начало положительно влиять на мировые балансы. Поддержку промышленным металлам оказал Китай.
Благоприятные данные по экономическому росту и укрепившийся юань способствовали повышению спроса на металлы, причем как спекулятивного, так и реального, в то время как предложение уменьшилось вследствие реализуемой Китаем политики в области защиты окружающей среды.
Цены на драгоценные металлы выросли благодаря спросу на них с целью защиты инвестиций и диверсификации в условиях нарастающего напряжения на мировой арене. Но, как и раньше, игроки делают два шага вперед, один назад. После того как цена поднялась на 150 долларов, что вызвало резкий подъем интереса у спекулянтов, на рынке снова началась фиксация прибыли.
Сельскохозяйственный сектор остается под давлением. Погода в этом году снова обеспечила высокий урожай, особенно зерновых культур. Амбары заполнены, и на такое предложение просто нет достаточного спроса.
Однако положительная ценовая динамика на сырьевом рынке вряд ли продолжится в четвертом квартале, потому что доллар может взять паузу, а фундаментальные факторы сейчас не настолько убедительные, чтобы поддержать рост, особенно в сегментах, зависящих от экономического роста, таких как нефть и промышленные металлы.
Многое зависит от XIX съезда Коммунистической партии КНР, который откроется 18 октября. Участников рынка особенно интересуют приоритеты и меры компартии по сохранению роста на ближайшие годы. Курс на борьбу с загрязнением окружающей среды и на поддержание финансовой стабильности, которого придерживается государство, может отрицательно сказаться как на реальном, так и на спекулятивном спросе на сырьевые товары на китайских биржах, особенно на простые и промышленные металлы.
Угрозу для мировой экономики по-прежнему представляют риски, связанные с геополитической обстановкой, потому что они могут повлиять на предложение и, особенно, спрос на основные сырьевые товары. В стремлении добиться для американских производителей справедливых условий торговли президент Дональд Трамп может задействовать защитные механизмы политики, что почти наверняка приведет к нескольким торговым войнам. Отношения между Северной Кореей и остальным миром ухудшаются на глазах, и это представляет опасность. Помимо этого, невозможно игнорировать назревающий конфликт на Ближнем Востоке.
Крайне рискованная геополитическая обстановка наряду с нерациональным поведением и комментариями президента США непрерывно оказывали поддержку драгоценным металлам и больше всего золоту, так как инвесторы активно защищали свои инвестиции от рисков, связанных с маловероятными, но все же влиятельными событиями на рынке. Благодаря такой поддержке, а также падающему курсу доллара, прогнозам мировых ставок, инфляции и роста экономики цены в этом секторе продолжат повышаться до конца года. Мы сохраняем наш прогноз по золоту на конец года на уровне 1325 долларов за унцию, оставляя его неизменным с декабря прошлого года, и на данном этапе не видим веских оснований для пересмотра.
Помимо курса доллара и ставок доходности, скорректированных на инфляцию, на цену золота также влияют общий ценовой тренд на сырьевом рынке и уровень уверенности в политической и финансовой системе. В целом, мы считаем, что упомянутые факторы продолжат действовать и поддерживать драгоценные металлы с наступлением 2018 года. Инвестиционный спрос, особенно со стороны хедж-фондов, постоянно колеблется, что часто приводит к чрезмерному накоплению неустойчивых позиций. Коррекция может быть вполне значительной, но если она не превышает 61,8% от размера самого последнего движения, то состояние рынка оценивается как хорошее.
Ключевые движущие факторы золота
Серебро по динамике отстает от золота, и соотношение золота и серебра показывает, что на протяжении большей части года второй металл подчинялся влиянию первого. Учитывая, что серебро является полудрагоценным металлом, и почти половину спроса на него обеспечивают пользователи промышленной отрасли, текущая картина особенно вызывает беспокойство.
В то же время она подчеркивает тот факт, что значительная доля спроса на золото исходила от инвесторов, стремящихся защитить свой капитал от риска маловероятных, но влиятельных событий. В таких обстоятельствах серебро обычно проигрывает золоту, потому что его высокая чувствительность и более низкая ликвидность – не самые лучшие характеристики для тех, кто ищет тихую гавань. Мы прогнозируем, что серебро завершит год на отметке 17,35 доллара за унцию.
Золото (драгоценные металлы) |
|
Факторы роста цен |
Факторы снижения цен |
Рынок закладывает в цены завышенные показатели роста экономики США => слишком оптимистичен в вопросе повышения процентных ставок => более низкие ставки доходности => более низкий курс доллара |
FOMC начнет ужесточать условия и переключится с инфляции на контроль за ценами «дорогих» активов |
Ошибочная оценка финансовых рисков; неопределенность вокруг позиции центральных банков и геополитической обстановки растет |
Возобновление торговли с учетом инициатив президента Трампа по сокращению налогов и расходам на инфраструктуру и, как следствие, укрепление доллара и повышение ставок доходности по облигациям |
Стремление инвесторов к диверсификации и хеджированию против событий типа «черный лебедь» на фондовом рынке после многомесячного роста |
Рынок нефти может завершить 2017 год с лучшим результатом с тех пор, как на фоне избытка предложения в 2014 году произошел спад на этом рынке. Предпринятые в этом году усилия ОПЕК и других добывающих стран по ограничению добычи, наконец, возымели действие, и избыток мирового предложения сырой нефти начал снижаться. Во время бушевавшего на побережье Мексиканского залива в штате Техас урагана Харви запасы топлива в США существенно сократились, и это обстоятельство поспособствует росту доходов нефтеперерабатывающих предприятий и будет поддерживать спрос на нефть в тот период, когда обычно наблюдается сезонный спад.
В первом полугодии подъем производства в Ливии и Нигерии, а также среди американских компаний, разрабатывающих сланцевые месторождения, отрицательно сказался на стоимости нефти. Упавшие цены, вероятно, отразились на предложении энергоносителя в США сильнее, чем ожидалось, а Ливии и Нигерии вряд ли удастся в ближайшее время существенно нарастить объемы добычи.
НПЗ отложили профилактические и ремонтные работы, чтобы воспользоваться спросом, резко увеличившимся после урагана Харви. В течение месяца после стихийного бедствия запасы бензина и дизельного топлива в США сократились на 24 миллиона баррелей. По среднему за пять лет показателю обычно в этот период наблюдался прирост на 2,5 миллионов баррелей.
ОПЕК и другие добывающие страны будут рады тому, что ценовая разница между сортами нефти WTI и Brent увеличилась и на момент написания этой статьи составляет около шести долларов за баррель. Возвращение рынка Brent в состояние бэквардейшн не только повышает доходность тех производителей, которые используют для расчета спотовую цену, но и привлекает на рынок финансовых инвесторов, желающих заработать на пролонгации позиций. Отставание цены сорта WTI почти на шесть долларов также дает некоторую гарантию, что американские сланцевые компании пока не будут увеличивать производство.
Тем не менее, перспективы спроса на сырую нефть в 2018 году не оставляют шансов ОПЕК и другим добывающим странам на наращивание производства, и чтобы обеспечить нефтяному рынку дальнейшую поддержку, им придется продлить срок действия программы, который истекает в марте следующего года.
Принимая во внимание некоторое снижение повышенного спроса со стороны НПЗ, мы прогнозируем, что по состоянию на конец года нефть Brent будет стоить приблизительно 55 долларов за баррель. Нефть WTI вряд ли поднимется выше 51 доллара за баррель, так как ее цена подталкивает американские добывающие компании увеличивать объемы добычи.
В 2018 году многое зависит от того, удастся ли сохранить темпы роста спроса. Принимая во внимание наши опасения, связанные с развитием экономики в США и Китае (см. вводную статью Стина), подъем спроса может оказаться недостаточно существенным, и на этом основании мы пока не готовы объявить об окончании диапазонной торговли, которая преобладала в течение 2017 года.
Сырая нефть |
||
Факторы роста цен |
Факторы снижения цен |
|
ОПЕК может поддержать цены, если продлит программу сокращения добычи после марта 2018 года |
Несоблюдение взятых на себя обязательств странами ОПЕК и другими добывающими странами |
|
Рост геополитической нестабильности в ключевых странах-экспортерах (Ливия, Ирак, Венесуэла) |
Увеличение объемов добычи в Нигерии, Ливии и, особенно, в США |
|
Для того чтобы остановить негативное воздействие на предложение, нефть должна стоить 50-60 долларов за баррель |
Остановка роста спроса в связи с замедлением мировой экономики, в первую очередь в США и Китае |
|
Дальнейшее снижение курса доллара |
Увеличение предложения от поставщиков, не входящих в ОПЕК, а именно Канады, Бразилии и Казахстана |
|
Группа компаний Saxo Bank Group (Saxo)