Скоро на рынок выльется большой поток тенге — и курс мгновенно отреагирует скачком. Впрочем, инструментарий по предотвращению давно придуман, нужно только грамотно им пользоваться.

Появилась опасность усиления инфляции и роста доллара. Пессимисты считают, что американская валюта может добраться и до отметки в 450 тенге. Однако имеются и контрмеры, вопрос лишь в том, примут ли их?

Чем больше денег — тем выше цены?

Экономист Асет Наурызбаев напомнил, что на рынок скоро выльется большой объем тенге. Это те самые различные повышенные социальные пособия, о которых объявило государство. Скорее всего, отсюда и проистекают разные негативные сценарии.

Пессимисты в своих прогнозах боятся схемы «больше денег – выше цены»

И страх этот имеет под собой основания.

— Канал, по которому эта масса выйдет на рынок, «инфляционно-опасный». Да, уже есть сдерживающие факторы — например, большая задолженность населения перед банками. Вполне возможно, что солидная часть этих «новых денег» пойдет на погашение кредитов. Но опасность все равно остается, — считает эксперт.

Итак, на что пойдут новые деньги, кроме кредитов? Самый невыгодный вариант – повышение спроса на импортные товары. Пессимисты именно так и прогнозируют: спрос на импорт вырастет, местные посредники-продавцы увеличат поставки и начнут закупать больше валюты, что уже серьезно надавит на курс тенге.

Вопрос – что делать в такой ситуации?

— У нас есть простаивающие внутренние мощности. И сейчас основная цель – «повернуть спрос» на отечественного производителя

Это потребует усилий со стороны властей. Например, запускать программы льгот и преференций для них. Давать кредиты для «оборотки», чтобы могли конкурировать с импортерами. Велосипед изобретать не нужно, весь инструментарий уже придумали до нас, — сказал Наурызбаев.

Пускаете змей — готовьте змееловов

— Хотелось бы, чтобы правительство успело подготовиться и погасило инфляцию не монетарными методами, а товарными. Нельзя допустить, чтобы новая ликвидность ушла к импортерам. Это должно быть главное «движение» Национального банка и правительства, — заявил он.

Наурызбаев привел одну аналогию. Как-то подняли сарай, под которым оказалось змеиное гнездо. Змеи расползлись по округе и доставили обитателям немало хлопот.

— Если вы вбрасываете пару триллионов (пускай и не сразу) в экономику, вы должны быть готовы ловить этих «змей». То есть вокруг уже должны быть готовые ловцы. В данном случае товаропроизводители, у которых есть мощности, — считает эксперт.

Если сумеют это сделать, это станет огромным достижением для страны.

Если нет, действительно будет виток инфляции, а увеличение импорта еще и надавит на курс тенге.

— В принципе у Национального банка есть резервы, чтобы это давление нивелировать искусственно. Но это плохие меры. Мы только-только добились, чтобы формировался действительно рыночный курс тенге, и возвращаться к интервенциям не очень хорошо. Пусть уж лучше без них, по крайней мере будем понимать, что происходит, — сказал Наурызбаев.

Насколько именно может обвалиться курс, экономист прогнозировать не взялся. Насколько рынок позволит, настолько и просядет. Плюс как только появляется возможность спекулировать, желающие тут же найдутся.

Таким образом, опасность действительно есть, но преодолеть ее вполне реально

Но если ничего не делать, обязательно будет виток инфляции и рост курса доллара. Тут пессимисты правы. О чем, по мнению экономиста, «говорить нужно долго и громко».

Спешить с прогнозами не стоит

Экономист Расул Рысмамбетов полагает, что прогнозировать курс в первом квартале года вообще неверно

— Курс тенге — это сила нашей экономики. Если правительство теперь рука об руку с Нацбанком сможет добиться стабильного роста экономики, снижения зависимости от экспорта узкого круга товаров, можно ожидать стабилизации курса, — сказал он.

Правда, здесь эксперт настроен несколько скептически, поскольку кое-какие госпрограммы до сих пор не вышли на запланированные мощности.

— К концу второго квартала 2019 уже можно будет понять, насколько успешно начало правительство работу.

Кроме того, курс тенге к доллару может ослабляться при условии жестких действий ФРС США

Однако в конце февраля Трамп заявил, что доллар слишком укрепился. Это можно расценить как давление Белого дома на монетарные власти США. Если Трамп сможет убедить ФРС остаться в нынешнем коридоре ставок, у тенге и нашей экономики есть шанс использовать это для активного развития экономики, — считает эксперт.

Однако остается третий фактор давления на курс тенге — санкции против России

Если они будут ужесточаться, это негативно скажется на стабильности курса нашей валюты.

 

По материалам 365info.kz