Согласно базовому прогнозу Всемирного банка, уже к началу 2022 года экономика Казахстана должна вернуться к допандемическому уровню.
Прошлый год для Казахстана, как и для подавляющего большинства стран, стал худшим в этом веке. Последствия пандемии COVID-19 отразились на мировой экономике сильнее, чем кризис 2008 года, а на Казахстане – сильнее даже кризиса 2015–2016 годов. Страна получила двойной удар – снижение деловой активности и резкое падение цен на свой главный экспортный товар – нефть.
Однако, если посмотреть на динамику соседей и основных торговых партнеров, падение выглядит сравнительно мягким. Согласно базовому прогнозу Всемирного банка, уже к началу 2022 года экономика Казахстана должна вернуться к допандемическому уровню с ростом в 2021 году на 2,5% при среднем росте в ЦА на 3%. Прогноз предполагает восстановление на ключевых экспортных рынках, стабилизацию цен на нефть на уровне $40 за баррель в 2021 году и сохранение стимулирующей внутренней фискальной политики.
ВБ полагает, что ПИИ будут расти в 2021–2022 годах, но ожидает появления новых вызовов: снижение мирового спроса на ископаемое топливо, усиление региональной конкуренции за инвестиции, увеличение рисков нестабильности в финансовом секторе, повышение необходимости подотчетного и прозрачного управления.
МВФ еще более оптимистичен в отношении Казахстана, прогнозируя 3,3% роста в 2021 году. И МВФ, и ВБ полагают, что решающую роль в темпах восстановления сыграют доступ к вакцине и темпы вакцинации.
«Хотя вакцины светят светом надежды, путь будет долгим и извилистым. В краткосрочной перспективе главным приоритетом остается обеспечение адекватных ресурсов систем здравоохранения, включая финансирование закупок и распределение вакцин, а также постоянные инвестиции в тестирование, терапию и средства индивидуальной защиты. Здоровье людей будет иметь решающее значение для восстановления, – пишет в своем блоге директор департамента Ближнего Востока и Центральной Азии МВФ Джихад Азур. – Если возобновление инфекций поставит под угрозу восстановление, страны, у которых есть определенное финансовое пространство (например, Казахстан и Катар), могут усилить временную поддержку – до тех пор пока вакцинация не станет широкой – через спасательные круги уязвимым домохозяйствам и жизнеспособным компаниям».
Оптимизма добавляют прогнозы по экономическому росту Китая, который занимает все большую долю в казахстанском экспорте. Рисков – ухудшение отношений Китая и России с США и Европой, что может обернуться ужесточением санкций. А это, как показывает опыт, не проходит бесследно для экономики Казахстана.
Источник forbes.kz