Эра легкой нефти в республике завершилась, а многие накопившиеся проблемы в нефтегазовой сфере начали более остро проявляться на экономике. Прежде всего, это зависимость от экспорта нефтегазовых ресурсов, которая провоцирует дисбалансы во внешней торговле и бюджетных параметров страны , сообщает exclusive.kz.

Применение нержавеющей стали в нефтегазовой отрасли

Ситуация в нефтяной отрасли в текущем году хоть и не без проблем начала выправляться. За первые пять месяцев этого года нефтедобыча в Казахстане увеличилась на 2.5% г/г. За январь-май текущего года было добыто 38.1 млн т. нефти, включая газовый конденсат. Объемы добычи могли быть и выше, однако сказались технические трудности из-за временного снижения добычи нефти на двух крупнейших месторождениях страны – Тенгизе и Кашагане, где добывается половина всей нефти в стране. Таким образом, добыча углеводородов в стране в текущем году превысила показатели предыдущих двух лет, не дотянув всего 1% до уровня добычи за 5М2020 г.

К сведению, в Казахстане в настоящее время разрабатывается 295 месторождений нефти порядка 100 нефтегазодобывающими предприятиями. По последнему прогнозу Минэнерго РК, общий объем добычи жидких углеводородов в 2023 г. может составить 80-90 млн т., тогда как изначально ожидалось, что добыча нефти составит 92.6 млн тонн, но впоследствии этот прогноз был скорректирован до 90.5 млн т., что и заложено в бюджете на 2023 г.

В 2022 г. Казахстан поставил на экспорт чуть более 64 млн т. нефти, что соответствовало порядка 76% от внутренней добычи нефти. Структура добычи нефти в Казахстане в последние годы претерпела существенные изменения. С 2016 г., когда был запущен Кашаган объемы добычи нефти достигли 12.7 млн т. по итогам 2022 г. (16.2 млн т. в 2021 г.). В свою очередь на месторождениях Тенгиз и Карачаганак – как более зрелых, добыча нефти за тот же период возросла на 6-8%, 29.2 и 11.2 млн т. соответственно. В совокупности в 2022 г. на эти три крупнейших месторождения пришлось более 53 млн т. или 63% от всей добычи нефти в стране. Однако на других месторождениях республики, где добыча нефти осуществлялась еще со времен СССР, она непрерывно сокращалась и снизилась на 21%, в свою очередь их доля упала с 50% до 37% в настоящее время.

Доходы от экспорта нефти сократились за 4М2023 г. Объемы экспорта углеводородов в январе-апреле текущего года сократились как в физическом, так и в денежном выражении. Так, выручка составила $14.1 млрд (-8.7% г/г), а в физическом выражении объемы экспорта сложились на уровне в 23.5 млн т. (-3.9% г/г). Снижение расчетной стоимости нефти в сочетании с уменьшением физических объемов поставок приблизительно и соответствуют произошедшему сокращению выручки. В результате доля нефти в экспорте товаров республики снизилась в текущем году до 55.4% (58.4% за 4М2022 г.).

С учетом сложившихся фактических параметров добычи и экспорта, а также прогнозной стоимости нефти выручка от экспорта нефти в текущем году может снизиться на $5 млрд относительно показателя прошлого года в почти $47 млрд. Санкции в отношении поставок нефти из РФ продолжают влиять на конфигурацию глобальных поставок и в, том числе и на нефтяные потоки из Казахстана. Италия, являясь крупнейшим потребителем казахстанской нефти в текущем году еще более упрочила свои позиции, нарастив свою долю импорта нефти за 4М2023 г. до 36% ($5.1 млрд) с 29% в аналогичном периоде прошлого года. Ю. Корея «сместила» Нидерланды со второй позиции среди крупнейших покупателей нефти из Казахстана, увеличив свою долю до 11% ($1.6 млрд), а доля Нидерландов снизилась до 8.6% ($1.2 млрд). Среди других покупателей нефти из Казахстана, можно отметить Францию (+49% г/г) и Румынию (+34% г/г), в то время как на 41% снизили закупки нефти в Казахстане Испания и Турция каждые. Очевидно, что Турция заместила поставки нефти из республики за счет более дешевой российской, однако понятно, что процессы по перенастройке глобальных потоков энергоносителей продолжат трансформироваться и развиваться.

В этой связи Казахстан своевременно начал позиционировать свою нефть со 2П2022 г., как KEBCO (Kazakhstan export blended crude oil), параллельно начав предпринимать шаги в направлении диверсификации маршрутов поставок нефти на внешние рынки. Правда, это уже более сложная и долгосрочная работа, учитывая, что практически вся нефть (98%) из республики поставляется через территорию РФ. При этом будущие объемы от расширения добычи нефти на Кашагане и Тенгизе, также планируется направлять через КТК, для чего расширяются его мощности по прокачке углеводородов. В 2022 г. более 80% нефти из Казахстана уходило на экспорт именно через КТК. Инвестиции в добычу нефти выросли. После восстановления инвестиций в нефтедобывающую отрасль Казахстана в 2022 г. в текущем году продолжилось наращивание ее динамики. Так, за 5М2023 г. рост инвестиций в добычу нефти и газа составил 18.5% г/г, а их объемы превысили Т1.4 трлн.

Нефтяные доходы бюджета существенно снизились

Нефтяные доходы бюджета вслед за ценами существенно снизились в начале текущего года. Так стоимость «чёрного золота» за 4М2023 г. сложилась на уровне в $82 за баррель, против $101 за баррель за 4М2022 г. – снижение на 18%, а обменный курс нацвалюты практически не изменился. При этом в бюджете закладывалась стоимость нефти на уровне $85 за баррель, а индикативный курс нацвалюты в 470 за 1 доллар США. В итоге нефтяные доходы существенно снизились на 26% г/г в периоде до Т2 трлн. Доля нефтяных доходов относительно ВВП также ушла вниз с 13.7% в 1кв2022 г. до 8.5% в 1кв2023 г. На этом фоне профицит консолидированного бюджета по оценке МФ РК, в прошлом году в Т269 млрд сменился дефицитом в -Т173 млрд в 1кв2023 г.

Зависимость бюджета от поступления нефтяных доходов из-за увлечения процикличной бюджетной политикой стала системной проблемой для государственных финансов. Нефтяные доходы бюджета заметно «просели» вместе с ценами на нефть за последние годы. В то же время, говорить о том, что Казахстан сумел слезть с нефтяной иглы пока рано. Так, ненефтяные доходы бюджета по итогам 2022 г. подросли до 32% в совокупных доходах консолидированного бюджета и 16% от ВВП. Сами же нефтяные доходы в основном отражают динамику нефтяных котировок, к примеру, в прошлом году на фоне достижения отметки в $100 за баррель их доля практически удвоилась относительно показателя ВВП, до 7.8%. При этом безусловно необходимо учитывать фактор инфляции, т.е. $100 за баррель нефти в начале 2010-х, это не те же $100 в текущем моменте. Соответственно, если стоимость нефти подорожает более существенно – нефтяные доходы бюджета могут вернуться к своим прежним значениям, что продемонстрирует отсутствие прогресса в вопросе снижения зависимости страны от нефтяной ренты. Уязвимость экономики от конъюнктуры на нефтяном рынке также наглядно демонстрируют валютные активы Нацфонда (НФ), которые со своего пика в 2014 г. сократились к концу прошлого года почти на четверть, до менее $56 млрд – т.е. их снижение длится уже примерно 10 лет. Ненефтяное сальдо консолидированного бюджета за тот же период находилось в глубоком минусе и в среднем составило -10% от ВВП (по нашей оценке).

Транспортировка нефти

Озаботившись проблемой разработки альтернативных маршрутов поставки нефти на внешние рынки в обход территории РФ, Казахстан начал активизировать работу в этом направлении тем более, что сам Глава государства обозначил основные направления развития экспорта казахстанской нефти: транскаспийский маршрут и трубопроводная система в Китай. Развитие этих направлений транспортировки пока находится в начальной фазе. К примеру, в 1кв2023 г. АО «КазТрансОйл» в порту Актау отгрузило на экспорт 19.2 тыс. т. нефти с месторождения Тенгиз в направлении нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан, а уже во втором квартале на экспорт по этому маршруту ушло 347.1 тыс. тонн.

Напомним, что КМГ и нефтяная компания Азербайджана SOCAR заключили соглашение, предусматривающее транспортировку 1.5 млн т. нефти с месторождения Тенгиз в год в направлении нефтепровода «Баку – Тбилиси – Джейхан». В 1кв2023 г. 2 млн 765 тыс. т. нефти было направленно в магистральный нефтепровод «Атасу-Алашанькоу». По сравнению с 1кв2022 г. показатель увеличился на 5 тыс. т. Налив нефти в танкеры в порту Актау с использованием мощностей АО «КазТрансОйл» составил 684 тыс. т., что на 196 тыс. т. больше по сравнению с показателем 1кв2022 г.

Учитывая исторически сложившуюся инфраструктуру, говорить о существенных подвижках в данном направлении пока не приходится. Так, в 2022 г. перевалка нефти через порт Актау выросла лишь примерно на 8% до 2.3 млн т., при пропускной способности в 5 млн т. в год. В результате превалирующая часть или 98% всей нефти из Казахстана отправлялось на экспорт через территорию РФ. Пути диверсификации экспортных маршрутов транспортировки нефти из республики только начали реализовываться, но пока не дают четкого понимания перспектив в данном направлении. В настоящий момент альтернативные КТК маршруты экспорта нефти в обход территории РФ могут представить только Казахстанско-китайский трубопровод и направление Баку-Тбилиси-Джейхан. Данные маршруты транспортировки существенно дороже КТК и требуют немало времени и средств на их реализацию. Пока Казахстан использует наличную инфраструктуру, но реальных проектов с определением необходимых вложений пока не озвучивалось.

Нефтепереработка и оптовая торговля нефтепродуктами

Нефтеперерабатывающая промышленность страны в текущем году демонстрирует сдержанную динамику. Как известно, в Казахстане действуют 3 нефтеперерабатывающих завода с общим объемом мощности по переработке до 18 млн тонн в год. При этом в текущем году все 3 НПЗ проведут плановый ремонт.

Отметим, что нефтеперерабатывающие заводы – это бизнес, где государства в принципе не должно быть. В развитых странах, да и в соседней России переработка нефти и продажа нефтепродуктов – это высококонкурентный рынок, где работает только частный бизнес. Роль государства в этом секторе экономики заключается только в обеспечении добросовестной конкуренции и противодействии монополизации рынка. Однако, если посмотреть годовой отчёт КМГ за 2022 год, то там говорится, что КМГ контролирует три крупнейших НПЗ в Казахстане, а доля рынка КМГ по переработке нефти в республике составляет 84%. То есть, фактически государство является монополистом на этом рынке, причем нерентабельным.

В условиях растущей экономики, требующей все больших объемов нефтепродуктов, ситуация с насыщением внутреннего рынка будет очевидно напряженной. Хотя власти и говорят о предпринимаемых ими мерах, в том числе о закупке бензина и дизтоплива в соседней РФ, история говорит о том, что проблем вряд ли удастся избежать. Определенный оптимизм представляет фактор слабого рубля, что может удешевить закупаемую в РФ продукцию нефтепереработке.
Отметим, что потребности внутреннего рынка республики в нефти заметно увеличивались в последние годы, если в 2018 г. они составляли 18.3 млн т., то в прошлом году приблизились к 20 млн т. При этом группа компаний КМГ в 2022 г. поставила на внутренний рынок почти 8 млн т., увеличив поставки с 7.1 млн т. в 2021 г. Как известно, цены на нефть на внутреннем рынке в разы ниже экспортной цены, соответственно, компания несет огромные убытки из-за упущенной выгоды в связи с нерыночным ценообразованием. Так, в 2021 г. КМГ оценил размер своей упущенной выгоды в связи с поставками нефти на местный рынок в Т284 млрд и Т473 млрд в 2022 г. В целом, основное бремя поставок сырья на местный рынок по сниженным ценам в 75% формируют КМГ (43%) и CNPC (32%).

Прогнозы Минэнерго в текущем году пока выглядят противоречиво – при планируемом объеме нефтедобычи в 89-90 млн т. и экспорте 71 млн т. в стране может остаться только 18-19 млн т., каким образом в таких условиях внутренний рынок будет балансироваться пока не ясно.

Исходя из данных статистики, производство бензина в стране полностью покрывает внутренний спрос, в то время как имеется потребность в импорте дизельного топлива и керосина. На нехватку этих видов топлива влияет транзитный грузовой транспорт, поток которого поступательно расширяется. Также сказывается неадекватная и нерыночно низкая стоимость, которая стимулирует вывоз в сопредельные страны, где цены существенно ниже, при чем стоимость топлива в Казахстане также заметно ниже, чем в богатых нефтью РФ и Азербайджане. Такой дисбаланс цен в основном происходит из-за меньшей доли налогов в структуре себестоимости топлива, который превышает 50% в РФ и примерно в два раза ниже в Казахстане.

Вопрос топливных субсидий имеет в Казахстане социальный характер ввиду невысокого уровня жизни значительной доли населения, которое склонно переоценивать возможности нефтяной ренты. Со своей стороны власти также поддерживают статус-кво в данном вопросе, откладывая его решение на неопределенное время. При этом субсидии действуют не дифференцированно, распространяясь и на состоятельные слои населения, соответственно, ситуацию можно изменить за счет адресной поддержки действительно нуждающихся слоев населения.

По данным Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК), на рынке реализации нефтепродуктов республики сложилась монополия узкого круга поставщиков, фактически, речь идет всего о 2-3 игроках – ТОО «Petrosun» и АО «КМГ», которые подконтрольны государству. По оценке АЗРК, оптовый рынок реализации нефтепродуктов характеризуется, как высококонцентрированный – доля реализации основных поставщиков ГСМ варьирует в пределах 70-90% в общем объеме, что фактически говорит о монополии государства в этой сфере.
В отчете АЗРК говорится – «В рамках анализа установлено, что реализация нефтепродуктов путем прямого заключения договоров в условиях присутствия монопольных структур значительным образом ограничивает прозрачность процесса ценообразования, происходящего на рынке, формируя тем самым теневое ценообразование. Кроме того, это обуславливает затрудненный доступ для МСБ к «ключевой мощности» – ресурсам: бензин, дизтопливо, авиакеросин.» Более того, рынок нефтепродуктов характеризуется наличием непродуктивных посредников, что в конечном счете отражается на розничных ценах на нефтепродукты. Несмотря на нерешенные проблемы в отрасли, государство планирует далее расширять объемы нефтепереработки. Так, в начале года было заявлено, что мощности самого «молодого» НПЗ в Казахстане в Шымкенте планируют нарастить вдвое до 12 млн тонн, против первоначальных планов в 9 млн тонн с текущих 6 млн тонн. Здесь же, опять возникает вопрос поставок необходимого сырья, учитывая «проблемное ценообразование» на внутреннем рынке и сокращение добычи в регионе, в то время как нефтедобыча в настоящее время растет только на западе Казахстана.

Как отмечают госорганы, нефтеперерабатывающая отрасль зарегулирована под социальную нагрузку, обеспечивая в полном объеме сельхозтоваропроизводителей удешевленным дизельным топливом. Данная поддержка существенная по своему размеру и достигает трети от всего производства дизельного топлива в весенне-осенний периоды. В свою очередь в данные периоды это провоцирует систематический дефицит дизельного топлива на внутреннем рынке. Учитывая фактор коррупции и непрозрачности поставок и распределения объемов удешевленного дизельного топлива, отсутствуют достоверные данные по адресности доставок для эффективного регулирования и предупреждения его дефицита.

Концепция развития ТЭК

В марте текущего года была утверждена обновленная Концепция развития топливно-энергетического комплекса РК на 2023-2029 гг. Исходя из меньших объемов добычи нефти в ближайшие годы по сравнению с запланированными, это затрагивает экономику в целом, также возрастает давление на зрелые месторождения страны, где добыча нефти неуклонно сокращается, но при этом не в полной мере решен вопрос их фискального стимулирования и кроме того, их обязательства по поставкам нефти на внутренний рынок также остаются в силе. Хотя новая Концепция и признает эти проблемы в отрасли, но бюрократические и другие задержки в решении данных вопросов могут привести к затягиванию решения этих проблем.

Одним из ближайших мероприятий в рамках Концепции обозначена разработка совместно с зарубежными партнерами Комплексного плана развития крупнейших нефтегазовых проектов. Но в связи с взаимными исками между правительством страны и разработчиками крупнейших нефтегазовых проектов есть большие сомнения, что данный вопрос может быть решен в скором времени.

Таким образом, налицо наличие существенных проблем в нефтяной отрасли – локомотиве экономики Казахстана. Назрела срочная необходимость либерализации ценообразования на рынке нефтепродуктов, так как затягивание этого процесса чревато существенными проблемами для экономики в будущем. Диспаритет внутренних и внешних цен на нефть дестимулирует развитие отрасли и выпуск продукции с более высокой добавленной стоимостью. Наглядным примером служит кризис в энергетической отрасли страны, где государство вынуждено изыскивать средства для ремонта и модернизации изношенных объектов, параллельно повышая коммунальные тарифы.

Автор Асан Курманбеков

Источник exclusive.kz