Банковскую систему Казахстана ждут ключевые события, которые могут изменить расстановку сил. Банки лихорадит. В преддверии 2017 года сразу три казахстанских банка — Казинвестбанк, Delta Bank и Казкоммерцбанк — оказались на грани дефолта. Казинвестбанк уже лишен лицензии, Нацбанк подал в суд заявление о принудительной ликвидации проблемного финансового института.

 

Временные трудности или банковский кризис?

 

По мнению аналитиков, отзыв лицензии ждет и Delta Bank, которому международное рейтинговое агентство Standart&Poor’s снизило прогноз по долгосрочному и краткосрочному кредитному рейтингу с уровня B- (уровень кредитных рисков выше среднего) до CCC (высокая вероятность дефолта).

 

У Казкома другая судьба. Хотя бы потому, что это системообразующий банк страны и президент сказал, что не позволит ему обрушиться. В общем, несмотря на то, что 20 декабря 2016 года международным рейтинговым агентством Fitch Ratings был снижен прогноз по долгосрочному кредитному рейтингу с уровня B- до CCC, Казком, скорее всего, устоит.

 

Народный банк о своих ожиданиях на 2017 год говорит осторожно:

 

— Мы полагаем, что экономическая нестабильность продолжит свое негативное влияние на качество активов и портфеля банков, их капитализацию. Кроме того, с 1 января 2017 года вступают в силу новые требования Нацбанка по капиталу, которые будут выше, чем текущие и, вполне вероятно, что эта мера вынудит некоторых игроков на рынке объединиться или искать другие способы повысить свой уровень капитала, — прокомментировала негативные тенденции в банковском секторе PR-служба Народного банка Казахстана.

 

Говорить же про возможное слияние-поглощение некоторых банков Казахстана PR-служба Народного отказалась.

 

Отчего банки оказались в бедственном положении

 

Между тем независимые эксперты открыто говорят, что в 2017 году банков в Казахстане станет меньше. Намного меньше.

 

— Но самое главное — все понимают, чего ждать в следующем году: внедрения нового МСФО 9 (IFRS 9), стресс-тестирования, очень активного процесса слияний и поглощений и, как следствие, сокращения числа банков. Рынок также ожидает снижения ставки рефинансирования, что позволит оживить кредитование, — говорит Андрей Суставов, генеральный директор SAS Казахстан.

 

Что и говорить, 2016 год оказался для банков плохим. Кредитный механизм работал плохо, ликвидности не хватало, ставки по привлечению были в районе 80%, международные рейтинговые агентства понизили рейтинги ряду казахстанских банков, экономика республики в рецессии. Еще и общественность время от времени шумела по поводу разных скандалов: банку ЦентрКредит подпортил репутацию блогер Сырым Абдрахманов, а АТФ всеми силами старался откреститься от причастности к банкротству пивного короля Тулешова.

 

Кроме того, многие банки все активнее сокращали персонал, чтобы урезать расходы.

 

— В этом году Народный банк не прибегал к таким крайним мерам, как сокращение персонала, но были минимизированы такие статьи расходов банка, как реклама, обучение, командировки и т. д., — сказали в PR-службе банка.

 

Нацбанк начинает зачистку

 

Теперь финансовый регулятор приступает к масштабным стресс-тестам.

 

— В 2017 году банкам нужно будет внедрять новые стандарты финансовой отчетности IFRS 9, соответственно, будет новый подход к подсчету резервов. Сейчас банки смотрят, каким образом автоматизировать сбор данных и подготовку отчетности, какова методология расчетов и какие решения в этой области предлагают вендоры. В этом плане банкам нужно подойти очень взвешенно к инструменту оценки провизий. Неправильная оценка провизий может повлечь за собой не только штраф от регулятора, потому что переоцененные резервы оставят мало средств для привлечения прибыли. От того, насколько правильно каждый банк посчитает резервы, будет зависеть, какая сумма будет «законсервирована» под возможные кредитные риски и сколько останется на кредитование. Еще одно негативное последствие некорректной оценки провизий в том, что акционерам придется докапитализировать свои банки.

 

Что касается стресс-тестирования, которое планирует провести Нацбанк, то его негативными последствиями может стать либо санация банка, либо отзыв лицензии.

 

И прояснится, и укрепится…

 

Между тем, по мнению аналитиков, в 2017 году можно ожидать стабильности. Со слов Андрея Суставова, сейчас банки ищут новые направления заработка, и кредитование демонстрирует небольшой рост. На рынок снова стали приходить иностранные игроки (решение о продажи доли в Altyn банке СИТИК-Банку).

 

— В целом можно сказать, что банки вздохнут с облегчением. Но не потому, что ситуация стала намного лучше и стабильнее, а потому что появилась определенность.

 

В 2015 году шла девальвация, объемы кредитования быстро снижались, а действия регулятора мало кто мог предсказать спустя год рынок адаптировался к кризису и стал искать пути выхода. Настроены оптимистично и в Народном банке.

 

— Прогноз по тенговой ликвидности на 2017 год умеренный. Полагаем, что ситуация будет лучше, чем в 2016 году. По нашему мнению, если в 2017 году инфляция сохранится на уровне 8%, базовая ставка Нацбанка не должна быть меньше, чем 11%. В связи с умеренным ростом экономической активности в следующем году, при поддержке высоких цен на минеральные ресурсы, спрос на кредиты будет медленно улучшаться, и банки будут выдавать больше кредитов.

 

 

Источник: 365info.kz