Почти треть трудоспособного населения Казахстана относится к категории самозанятых. Они не ждут милости от государства, но и не готовы пополнять его закрома налоговыми отчислениями от своей деятельности. Они сами по себе. Норма это или аномалия? Мнения на сей счет сильно различаются. Одни считают самозанятых основой зарождающегося среднего класса, другие – серьезной проблемой, выпавшей из поля зрения государства.
Нередко эксперты называют такое количество граждан, существующих вне рамок официального поля, бомбой замедленного действия. Но так ли страшен черт, как его малюют? Нужно ли выводить самозанятых из «тени» и как это можно сделать? Должен ли существовать порядок получения статуса самозанятых? Должны ли они платить налоги? Какие меры необходимо предпринять властям, чтобы не получить в ближайшей перспективе социальный взрыв? Попробуем разобраться.
Петр Своик, экономист:
Вопрос без ответа
– Такая отсутствующая в развитых экономиках категория трудящихся, как «самозанятые», у нас имеет долговременный и устойчивый, а следовательно, системный характер. Который вытекает из, извините за парадокс, внесистемности этой части населения Казахстана, если считать системой именно то, как наша страна вписана в «мировое разделение труда». Вписаны же мы почти идеально: коль скоро мировому рынку Казахстан интересен как территория добычи природных ресурсов на вывоз, инвестируемая и кредитуемая внешним образом, то именно такое занятие является стержневым не только для экономического, но и политико-идеологического устройства нашего государства. Обратным ходом мировой рынок поставляет в Казахстан не добываемое здесь промышленное сырье, машины и оборудование для осуществления того же сырьевого экспорта, а также не производимые в стране потребительские товары и продовольствие – это тоже является частью той же внешне ориентированной системы и так же вписано в государственное устройство и в законодательство.
До такого работающего на внешний интерес «идеала» мы не дотягиваем только в одном – у нас «слишком многочисленное» население: хватило бы и одной четверти от нынешних 18 миллионов жителей. Действительно, в штатах ЗАО «Государство Казахстан» достаточно иметь работников добычных предприятий, обслуживающей их энергетической и транспортной инфраструктуры, госаппарата и силовых ведомств – все эти категории трудящихся и имеют в Казахстане постоянную и по-современному оформленную работу с официальными трудовыми договорами и зарплатами через бухгалтерию. Остальные – за штатами нашего ЗАО, они – самозанятые.
О соотношении тех и других статистика за I квартал 2017 года говорит следующее: занятое население – 8,45 миллиона человек, из них самостоятельно занятые – 2,23 миллиона. Однако более непредвзятая отчетность ЕНПФ дает основания говорить о гораздо меньшей «штатной» и гораздо большей «заштатной» численности нашего ЗАО: число вкладчиков, сделавших в 2016 году хотя бы один взнос, – всего 5,8 миллиона человек, а относительно постоянными плательщиками (не менее 10 месяцев) оказались лишь 1,85 миллиона трудящихся.
Как изменить такое положение и включить «самозанятых» в легальную, защищенную профсоюзами и социальным обеспечением занятость – вопрос, на который пока нет ответа. Правительство, хотя и пытается что-то делать с сырьевой экономикой, делает это несистемно. Отдельно существует программа ФИИР, отдельно – поддержка малого и среднего бизнеса, отдельно – агропрограммы. Минтруда пытается переписать «самозанятость» в «продуктивную занятость», но в общую систему это не увязано, институционально и инструментально не обеспечено. К примеру, нет национального монетарного суверенитета, а пытаться финансировать внутреннее развитие за счет внешних источников и путем субсидирования астрономических банковских ставок – дело бесполезное. И вообще, вопрос перехода к действительному индустриально-инновационному развитию с обеспечением полной трудовой занятости – это вопрос не нынешнего (кризисно завершающегося), а следующего политико-экономического цикла.
Что же касается представлений о «самозанятости» как о социальной бомбе – это не отдельная опасность, а часть общего системного кризиса исчерпания компрадорского политико-экономического устройства Казахстана. Но до пика кризис еще не дошел, и пока самозанятые – никакая не «бомба», а пристроенная к экспортно-сырьевой модели часть жизнедеятельности в Казахстане. Кто-то из самозанятых притерпелся к бедности, кто-то неплохо устроился вне фискальных и социальных отношений с государством, и если не будет хуже – там тоже все будет спокойно.
Впрочем, как раз само правительство рискует своими действиями спровоцировать дополнительное напряжение в среде самозанятых. Например, разговорами о всеобщем декларировании доходов. Затея, подсказанная внешними консультантами, в наших условиях и не осуществимая, и бесполезная, поэтому уже неоднократно откладываемая, но – не отменяемая. А более реальная опасность – это предпринятое сейчас реформирование пенсионного обеспечения с переходом на трехкомпонентную схему. Базовая пенсия теперь будет зависеть от стажа, стаж же, понятное дело, можно будет подтвердить как раз через участие в накопительной системе. Второй и третий уровни – собственно пенсионные накопления, обязательные и добровольные. Система сама по себе неплоха, но для нее «самозанятость» – это действительно бомба.
В завершение я мог бы сказать о способах исправления ситуации. Например, сделать участие в пенсионном накопительстве гарантированно прибыльным против инфляции, с дополнительными бонусами на добровольные взносы и возможностью использовать накопления на образование, лечение и обзаведение жильем. Но тогда надо сразу говорить и об инвестировании пенсионных накоплений казахстанцев не в азербайджанские или иные заморские банки, а в собственную экономику, что как раз и упирается в отсутствие у правительства системных решений.
Айман Жусупова, ведущий эксперт Института мировой экономики и политики:
Самозанятость – не проблема
Сегодня в Казахстане доля самозанятых составляет 28 процентов от трудоспособного населения – это около 2,4 миллиона человек. При этом две трети их проживает в сельской местности. Задача, стоящая перед Казахстаном, – создать оптимальные условия для того, чтобы самозанятые, представители малого и среднего бизнеса вышли из «тени», причем здесь нужно учитывать тот факт, что именно эти сферы занятости являются для нашего населения «спасательным кругом» в условиях кризиса и растущей безработицы. Речь идет не об освобождении их от налогообложения, а о том, чтобы стимулировать их к легализации своей деятельности, как это делается в развитых странах. Там понимают, что это универсальный и распространяющийся тренд, а потому пытаются подстроить свое трудовое законодательство под требования времени и делают акцент на сегментации рынка труда. Такая гибкость способствует легализации нестандартной занятости. Например, в ВВП США ее доля составляет от 10 до 33 процентов.
О необходимости вывода самозанятых в официальное поле у нас говорят не первый год. Но пока однозначного подхода в этом вопросе не наблюдается. Предлагаются различные варианты. Перечислю только некоторые из них:
– Целевой подход к созданию рабочих мест. Однако государство зачастую организует такие рабочие места, которые оказываются малопривлекательными для самозанятых (с точки зрения размеров заработной платы и вида деятельности), что только увеличивает объемы теневой экономики.
– Переквалификация самозанятых с учетом текущих и потенциальных потребностей государства и рынка труда. Но большинство обучающих программ устарело, а зачастую формальный подход к организации курсов обучения убивает саму идею, делая ее бесполезной.
– Дарига Назарбаева, будучи заместителем главы правительства, выступала за то, чтобы самозанятые, которые могут рассматриваться как представители малого бизнеса, платили налоги, если хотят жить в стране с развитой социальной сферой. Данная точка зрения, безусловно, оправданна. Действительно, это несправедливо, что и те, кто исправно платит налоги, и те, кто не платит, имеют равный доступ к социальным услугам. Речь также идет о проблеме пополнения государственного бюджета РК, которая особенно обострилась в связи с падением цен на нефть. Однако «кнут» в виде налогов на самозанятых даст, скорее, отрицательный эффект. Это видно на примере развивающихся стран, где те, кто работает исключительно на себя, большей частью сконцентрированы в сфере теневой экономики. Разного рода ужесточения приводят лишь к чрезмерной зарегулированности и заформализованности законодательства и, как следствие, к разрастанию теневого сектора. В итоге получается замкнутый круг.
Какое же решение может быть наиболее оптимальным в условиях Казахстана и многих других постсоветских стран, где нестандартная занятость – это, в первую очередь, попытка населения адаптироваться к стремительно меняющимся реалиям, его реакция на экономический кризис?
Вот что говорят результаты социологических исследований. На вопрос «Как вы собираетесь вести себя в случае резкого ухудшения экономического положения в стране?» более 70 процентов ответило: «Буду искать дополнительные источники дохода». Тех же, кто собирался протестовать, было не более трех процентов. То есть население Казахстана демонстрирует гибкие поведенческие стратегии, которые в долгосрочной перспективе могут быть выигрышными с точки зрения и государства, и общества.
Если тем, кого сегодня относят к нестандартно занятым, дать возможность развиваться естественным путем, то в будущем они станут социальной опорой для государства, тем самым средним классом, который как локомотив потянет за собой страну.
В мире не существует единого определения самозанятых. Например, в Казахстане и других постсоветских странах под ними подразумевают, прежде всего, тех, кто не имеет статуса юридического лица и не платит налоги, и в этом контексте они воспринимаются как проблема, требующая решения. Напротив, в западных странах, где тоже различают самозанятость в формальном секторе и неформальную самозанятость, последнюю приветствуют как способ решения проблемы безработицы.
Неформальная занятость сегодня стала данностью и нормой для рынков труда различных стран мира. Рост спроса на личные услуги, развитие малого бизнеса, усиление конкуренции на товарных рынках, активизация миграционных процессов – все это стимулирует экспансию неформальности в национальные экономики. При этом самозанятость является одним из важнейших факторов экономического роста страны, так как она дает возможность множеству людей выбрать наиболее приемлемую для них форму и вид экономической, социальной или творческой деятельности. При этом относительно легко решаются вопросы миграции трудовых ресурсов на местном уровне в связи с текущими изменениями рынка труда.
Сапарбай Жубаев, кандидат экономических наук, старший преподаватель ЕНУ им Л.Н.Гумилева
Социального взрыва со стороны самозанятых можно не ждать
– Начнем со статистики. В Казахстане население составляет 18 миллионов человек, из них экономически активное, которое может и должно работать, – около 9,5-9,8 миллиона. Пенсионные отчисления делают около 6 миллионов казахстанцев. Число официально зарегистрированных безработных составляет 500-600 тысяч. Вот и получается, что порядка 2,8-3 миллионов человек – самозанятые. Часть их, может быть, занята в теневом бизнесе, но большинство вполне открыто работает на рынках, фермах, полях, в подсобных хозяйствах, в частном строительстве, няньками в семьях, «таксует» и т.д. В основном они не делают пенсионных отчислений.
На самозанятых распространяются все социальные программы, предусмотренные для социально уязвимых слоев населения, – детские пособия, финансовая поддержка многодетных семей, инвалидов… Поэтому социального взрыва с их стороны можно не ждать. Наоборот, они, не уплачивая налоги, находятся в более выгодном положении по сравнению с остальными работающими.
Перед властью не должна стоять задача вывести их в число официально занятых. Просто надо создать такие условия, чтобы они занимались своим бизнесом вполне легально, чтобы им было выгодно зарегистрироваться и оформлять официальную зарплату, платить налоги и делать пенсионные отчисления. Это приведет к полноценному развитию малого бизнеса, вклад которого в ВВП республики сегодня очень мал – 20-25 процентов. В развитых странах этот показатель доходит до 60-70 процентов.
Одним из факторов, стимулирующих переход самозанятых в официальное предпринимательство, совсем скоро станет внедрение медицинского страхования. У самозанятых теперь только два выхода – либо они должны платить из своих карманов за страховку, либо не должны болеть! Если же они перейдут в число официально зарегистрированных предпринимателей, то у них появится возможность платить и перечислять социальные налоги от дохода в установленных государством льготных размерах. Те же из них, кто продолжит работать неофициально, будут вынуждены платить за лечение по прейскурантам лечебных учреждений, что намного дороже.
И это только один из путей возможного вывода самозанятых из «тени». По большому счету, Казахстан является страной с экономикой переходного периода, поэтому по мере дальнейшего развития трудовых и экономических отношений количество самозанятых будет уменьшаться естественным образом.
Источник: camonitor.kz