Информационные поводы, тематическая направленность публикаций и репутационные риски.
Агентство «Медиа-Систем» по заказу Кapital.kz провело исследование по информационному присутствию банков второго уровня Казахстана в медийном пространстве. Исследование проводилось на основе анализа публицистических материалов СМИ, содержащих упоминания банков второго уровня, в период с 1 по 31 мая 2017 года. Анализ проводился по различным критериям оценки, отражающим количественные и качественные характеристики. Отслеживались информационные поводы, тематическая направленность публикаций. Проводился сентимент-анализ материалов, позволяющий отследить репутационные риски по каждому банку.
В целях реализации программы оздоровления банковского сектора в Казахстане финансовый регулятор в лице НБ РК приступил к масштабным стресс-тестам. Преобразования, происходящие в банковской отрасли, вызывают неподдельный интерес в обществе. Под пристальным вниманием, как со стороны масс медиа, так и всех казахстанцев, проходит реформирование банковского сектора. Эта тенденция прослеживается на примере слияния и поглощения некоторых банков Казахстана.
Так, в марте Tengri Bank и Capital Bank объявили о намерении объединиться. В мае глава Халык банка Умут Шаяхметова сообщила о покупке Халык-банком пакета акций Казкоммерцбанка. В мае еще два банка объявили о предстоящем объединении — через процедуру слияния предстоит пройти банкам Bank RBK и Qazaq banki. Кроме того, Нацбанком выдано разрешение на покупку Цеснабанком крупного пакета акций Банка ЦентрКредит у KookminBank. По мнению экспертов, подобные сделки позволят повысить качество банковского сектора в целом.
За исследуемый период было опубликовано 2657 материалов, касающихся банковского сектора Казахстана.
По количеству упоминаний банки распределились следующим образом:
Возглавляет рейтинг упоминаемости Народный Банк — 763 упоминания. В СМИ широко освещался инфоповод по приобретению Народным Банком контрольного пакета акций Казкома. Кроме того, внимание привлекла стартовавшая в Казахстане программа по продаже и выкупу мерных слитков аффинированного золота для населения.
На втором месте рейтинга — Казкоммерцбанк — 433 упоминания. Также активно освещалась сделка по покупке Народным банком контрольного пакета акций Казкоммерцбанка.
Третье место принадлежит Жилстройсбербанку — 342 упоминания. Жилстройсбербанк активно упоминался в связи с реализацией Государственной жилищной программы Нурлыжер.
На четвертом месте — АО Банк «Bank RBK» — 257 упоминаний. Основным информационным поводом стало известие о намерении объединения двух финансовых институтов АО «Bank RBK» и АО «Qazaq Banki».
На пятом месте Банк Центр Кредит — 255 упоминаний. Важным информационным поводом стало объявленние о планах по объединению Цеснабанка и Банка ЦентрКредит. Определенный интерес представляет инфоповод о запуске Казахстанской ипотечной компанией программы субсидирования ипотечных займов. Семь казахстанских банков (в том числе и Центр Кредит) будут выдавать ипотечные кредиты населению под 10%.
Общая картина распределения публикаций по тематике выглядит следующим образом:
Существенное внимание уделяется основной деятельности банков — 42% публикаций. Далее следует инвестиционная политика — 14% публикаций, кредитные линии — 13% публикаций, фондовый рынок — 7% публикаций и финансовые результаты — 6%
публикаций. Тематика услуг составляет 5% публикаций, благотворительность и спонсорство, рейтинги, кадры — 4% публикаций, выступления и мероприятия 1% публикаций.
Наибольшее количество материалов о деятельности банков приходится на официальные сообщения Казахстанской фондовой биржи (КАСЕ) — 596. Далее следуют новостные источники i-news.kz — 310 материалов, and.kz — 122 материала, деловой еженедельник kapital.kz — 95 материалов, издание ivest.kz — 83 материала, banker.kz — 81 материал.
Лидерство по количеству публикаций по типу СМИ принадлежит интернет — изданиям и составляет 80% от общего количества. На долю печатных изданий приходится 14%, информационные агентства — 5% и телевизионные каналы — 2%.
Таким образом, процессы, происходящие в банковском сегменте, находят свое отражение в средствах массовой информации и выстраивается объемная картина происходящих событий.
Источник: Kapital.kz