В этом году началось резкое сокращение количества субъектов малого бизнеса, что невозможно завуалировать даже цифрами статистики. Отчего бегут бизнесмены? Что заставляет их покидать насиженные места, наработанных клиентов и терять прибыль? Как выяснилось, относительно честные методы отъема, которые сегодня стали бичом для ИПшек и ТООшек. При этом защиты практически нет.

Ох, я застала те времена, когда ежеквартальные отчеты по развитию бизнеса вызывали довольные улыбки на лицах чиновников. Люди воодушевленно рвались в частное предпринимательство, романтизируя образ бизнесмена, беря кредиты, словно размахивая шпагой в романах Дюма. Но спустя несколько лет многие из мушкетеров бизнеса оказались в роли гасконских голодранцев – с голым задом, простите, и миллионными долгами. Если в прошлые годы статистика все еще рисовала относительно оптимистичную картину, то в этом мы увидели, что народ побежал из бизнеса сломя голову.

По данным комитета по статистике МНЭ РК, за первый квартал этого года в стране закрылись 3,7 тысячи предприятий, что в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период 2017 года. Наибольший отток из малого бизнеса зафиксирован в Алматы, это 1,7 тысячи предприятий.

Для сравнения: статистика за 2017 год демонстрировала “уход” 324 компаний. На втором месте по числу “сбежавших” – ЮКО, там 290 ликвидированных малых предприятий. Далее ВКО – 236 предпринимателей приняли решение закрыть свое дело. Астана хоть и старается держаться, но и здесь покинули строй 213 единиц. Отток идет почти по всем сферам, но больше всего в сегменте розничной торговли, ремонта авто, в сервисах типа парикмахерских.

Мы привели данные по уже официально закрытым предприятиям, а сколько находится в процессе ликвидации? Сколько ведут лишь номинальную деятельность, сдавая в налоговую так называемые “пустографки”, показывающие нулевую прибыль?

Выживать малому бизнесу вовсе не легко. Но с трибун все говорят, что у нас в стране создаются самые удобные условия, фискальная политика – относительно мягкая... Что же происходит, почему предпринимательство не может крепко встать на ноги?

Одна из причин, которые совсем не обсуждаются ни в высоких кабинетах, ни в многочисленных организациях, которые вроде бы защищают делового человека, это так называемый “современный бизнес-рэкет”, отъем идей, клиентов, наработанных точек вполне себе законными, но аморальными способами. И это явление особенно пышно расцвело в самых активных точках страны – Алматы, ЮКО.

Дело в том, что малый бизнес, как правило, весь сидит в аренде. Он не может позволить себе из-за отсутствия капитала собственную площадь. Это многочисленные салоны красоты, закусочные, магазинчики, СТОшки, продавцы в торговых домах. Перечислять можно долго. Но именно они оказались самыми уязвимыми.

Люди брались за свое дело засучив рукава, на кредитные деньги раскручивали точки, а позже оказывались на улице.

Мы собрали лишь несколько реальных историй, на самом деле их по стране тысячи! Прокомментировать ситуацию и подсказать хоть какой-то выход из этого “кидалова”, которое уже принимает аховые масштабы, попросили экспертов.

История про детский сад

Олжас ТАЖИТОВ сейчас работает обычным наемным специалистом, он не хочет больше заниматься бизнесом, говорит, что такое желание отбили надолго.

Вместе со своими одноклассниками три года назад он решил осуществить мечту детства – открыть свое дело. У всех парней на тот период народились детки, и молодые папы решили открыть детский сад самого что ни на есть лучшего уровня. Я помню их рекламу: дяди в галстуках садились на детские горшки и за столики со словами: “Больше возможности для самых маленьких!”. Идеи били ключом.

Согласно нормам, открывать такое предприятие можно далеко не во всех помещениях. Минимум это должен быть особняк с придомовой территорией, хорошей кухней, просторными туалетными комнатами. Купить такое помещение денег не хватало, в дело вложили все, что накопили, и обвешались в придачу кредитами. Раскручивали детский сад больше года. Нанимали лучших педагогов, тратили деньги на рекламу и в результате укомплектовали группы!

Вышли на устойчивую прибыль, самое время раздавать долги и начинать зарабатывать. Но хозяин помещения вдруг сообщил, что в течение недели они должны убраться из особняка.

Срок договора аренды подошел к концу, а пометка “с правом пролонгации” хозяина дома абсолютно не смущала.

Стоит ли говорить, что, имея в арсенале лишь долги, молодые люди не смогли продолжить дело на новом месте. Предприимчивый арендодатель тут же сам открыл ИП и сообщил родителям, что никуда переезжать не надо. За выходные поменяют мебель, и садик продолжит свою работу под новым названием.

“Как у нас отобрали магазин…”

Наталья ЗОРКИНА сейчас сидит дома. Не может прийти в себя после того, как, работая и день и ночь, без выходных, она оказалась в долгах и депрессии.

Вместе с мужем они два года назад решили начать работать на себя.

Взяв кредит в 10 тысяч долларов и подыскав совсем неприметное и очень недорогое помещение для магазинчика во дворе соседнего дома, они взялись за дело.

Муж до этого работал в компании экспедитором и знал все подводные течения взаимоотношений с поставщиками. Плюс ставку бизнесмены сделали на сервис в течение 24 часов и хорошее качество. Да, приходилось ночевать у прилавка, да, доедали порой сами продукты с пограничным сроком, отложили рождение ребенка на два года. “Зато потом, – говорили себе молодые люди, – мы будем жить стабильно, сами обеспечивая себя зарплатой”.

И их труды действительно принесли результат. Вскоре была протоптана народная тропа к магазинчику в неприметном углу двора.

Как только пара начала стабильно платить аренду, хозяин смекнул, что пришло время их вытурить и открыть свой магазинчик.

Пусть и не с таким ассортиментом, но народ уже привык к месту, и дело за малым…

Таких историй мы можем рассказать очень много, но что думают наши эксперты по этому поводу?

Давай, до свидания!

Интересно, что, когда мы позвонили некоторым именитым людям, которые, казалось бы, специализируются на защите бизнеса, они нам сообщили, что вроде бы это и не рейдерство, а какое-то явление, которому и названия-то нет.

Вот если бы там были “коррупция”, “чиновники”, “наглые фискалы”, тогда было бы о чем говорить…

Но эта статья не про красивые слова, которые любят писать в отчетах, а про обычных людей, которым сегодня приходится крутиться самим и сводить концы с концами. Что делать им?!

Высказаться по теме смогли лишь единицы. Среди них президент Ассоциации предпринимателей Алматы Виктор ЯМБАЕВ:

– Это рынок, брателла! Вот что я могу сказать по этому поводу. Все в руках у хозяина помещения, а эти голодранцы несчастные лишь арендуют, они в гостях, поэтому однажды им скажут: “У нас появился аналогичный товар – давай, до свидания!”.

Подобное очень активно практикуется. У денег совести нет. Как в таких условиях можно прогнозировать развитие бизнеса? Да никак! Но сейчас ситуация меняется.

Если арендаторы сидят легально, то договор должен регистрироваться в ЦОНе, в органах юстиции, и расторгнуть его можно в судебном порядке либо по согласованию двух сторон. Нужно заключать официальный договор, который соответствует законодательству.

Но малый бизнес часто идет другим путем: делают расписки, какие-то словесные договоренности. Понятно, что, даже имея договор, можно его расторгнуть, используя тысячу отмазок. Но это по крайней мере дает возможность отстаивать свои интересы хоть как-то.

Юрист Асем АУЛЬБЕКОВА:

– У нас есть Предпринимательский кодекс. В нем понятие – “деловой обычай”. Правда, разъяснение, что это такое, можно найти совсем в другом Законе – “Об арбитраже”. Так там сказано, что обычай делового оборота – это сложившееся широко применяемое в области гражданско-правовых договоров правило поведения, не противоречащее применимому праву, вне зависимости от того, зафиксировано оно в каком-либо документе или нет. Это как раз о морали, что существуют негласные договоренности.

Должно быть взаимное уважение: “мы пожали друг другу руки и не можем нарушить этот обычай”. Или “договор закончен, но мы договорились продлить его, и сделаем это”.

Понятно, что нарушение этих норм не предусматривает какой-либо ответственности по закону, всё на совести самих бизнесменов. Это уже разговор об уровне предпринимателей. Есть понятие деловой репутации. Но, к сожалению, у нас люди часто на это не смотрят, живут одним днем. Наверное, должен быть придуман какой-то реестр, в который бы включали тех предпринимателей, кто ведет себя не по кодексу. Чтобы с ними избегали иметь дело другие бизнесмены. Возможно, тогда обычаи в предпринимательстве будут соблюдать…

 

По материалам Караван