Китай угрожает американскому превосходству в мире и президент Дональд Трамп обоснованно встревожен этим фактом, повторяют представители американской администрации. Однако, по мнению многих экономистов, Вашингтон неправильно пытается решить эту проблему.
Подобная тактика ошибочна по двум причинам. Во-первых, нельзя вести переговоры с Китаем, пытаясь унизить его лидера. Экспортная зависимость Поднебесной от США сокращается, а не растет. Большая часть китайского экспорта направляется в Азию. Кроме того, Азия обеспечивает наибольшую долю роста в экспорте Китая, пишет в Asia Times известный американский экономист Дэвид Голдман.
На какой китайский импорт Белый дом собирается увеличить таможенные пошлины? Американцы явно не хотят платить более высокие цены за смартфоны, компьютеры, телевизоры или другую недорогую потребительскую электронику, благодаря которой, кстати, на фондовом рынке США наблюдается настоящий технологический бум.
Подавляющее большинство экспорта Китая в США - товары народного потребления, в первую очередь электроника. Большой часть этих товаров собирается в Китае из импортируемых компонентов. Поднебесная добавляет лишь треть (или около того) добавленной стоимости к этим товарам.
Китай имеет хронический дефицит рабочей силы и перемещает низкооплачиваемую сборку в страны с более низкой заработной платой в Азии. Если увеличатся пошлины на товары из Китая, американские потребители будут платить больше, а китайцы ускорят перевод низкооплачиваемых рабочих мест в новые экономические зоны, которые они строят в Азии в рамках программы “Один пояс, один путь” стоимостью в $1 трлн.
Что касается часто повторяющихся обвинений в адрес Китая о краже американских технологий, то сегодня значительная часть изобретений в мире появляется в китайских лабораториях.
Так, например, Huawei тратит больше средств на исследования и разработки, чем Microsoft. Китайская фирма привлекает тысячи европейских, а также десятки тысяч китайский инженеров. Кроме того, все меньше китайских студентов едут учится в США, так как могут получить отличное образование в области передовых технологий у себя дома.
Еще недавно в США отказывались верить, что управляемая Коммунистической партией государственная экономика может преуспеть и стремительно развиваться. В 2001 г. Гордон Чан опубликовал свою нашумевшую книгу “Грядущий крах Китая” (Coming Collapse of China). С тех пор ВВП КНР на душу населения увеличился в пять раз.
В 2015 г. весь экономический мир считал, что Китай вступает в тяжелый финансовый кризис, так как его резервы сократились на $1 трлн. Лишь Банк международных расчетов настаивал, что китайские компании с помощью этих денег погасили внешние долги на $1 трлн. Китай по-прежнему растет на 6%-7% в год, а это значит, что его экономика удваивается каждые десять лет.
Сейчас в Америке 91 автомобиль на каждые 100 человек. В Китае на каждые 100 граждан 15 автомобилей, но при этом в стране в четыре раза больше население. Подсчитайте: если Китай поднимется до уровня владения автомобилем в Южной Корее (46 автомобилей на 100 человек), ему придется производить или импортировать примерно 400 млн автомобилей в год. Китай уже сегодня является крупнейшим в мире автомобильным рынком (GM продает больше автомобилей в Поднебесной, чем в Америке).
В течение 1960-х и 1970-х годов Соединенные Штаты изобрели чипы CMOS, светодиодные экраны, полупроводниковый лазер и целый ряд технологий, которые создали цифровую эпоху. Американцы немного усовершенствовали эти технологии, но за полвека не изобрели ничего действительно нового.
Для того, чтобы США безвозвратно не проиграли в экономическом соревновании с Китаем необходимо в первую очередь поощрять инновации, которые являются предпосылкой экономического роста. США не могут вернуть большую часть потерянных рабочих мест, но могут создать новые и более качественные рабочие места.
Вашингтон, безусловно, должен агрессивно защищать права интеллектуальной собственности и обеспечивать соблюдение антидемпинговых законов. Но этого недостаточно.
Хотя частные инвесторы должны брать на себя все риски коммерциализации новых технологий, ключевым фактором является федеральная поддержка исследований и разработок (R&D). Гражданские побочные товары оборонных исследований дали Америке много новых продуктов за последние 30 лет. Тем не менее, федеральные расходы на R&D, как доля экономики, сократились почти вдвое, до 0,73% ВВП в 2013 г. с 1,2% в 1987 г., на пике стратегической оборонной инициативы Рейгана.
Во-вторых, необходимо, чтобы полученные инновации превращались в американские рабочие места. Высокие технологии требуют значительных капиталовложений, а современное производство очень дорогое. Но руководители компаний хорошо знают, что рынок вознаграждает компании, которые тратят минимум на капитальные затраты и много на выкуп акций. Чтобы изменить это поведение, законодатели могут предоставить компаниям налоговые стимулы для инвестиций в капитальные активы в США.
Когда Россия первой в космической гонке запустила спутник в 1957 г., США на это ответили агрессивной поддержкой науки и инженерного образования. Это помогло Америке стать мировым лидером в области инноваций. Сегодня наступил новый “момент спутника”. Средние школы должны предлагать интенсивную подготовку в области науки, техники и математики.
США следует развивать - при поддержке местных и федеральных органов власти - технические институты по немецкой модели, направлять студентов на корпоративные стажировки, а затем на хорошо оплачиваемые рабочие места в промышленности. Американцы находятся на переломном этапе. Они могут либо окончательно отстать, либо возродить промышленное превосходство своей страны.
Недавно директор Национального экономического совета США Ларри Кудлоу заявил, что “председатель КНР Си Цзиньпин, похоже, не собирается вести с нами переговоры по существу, следовательно нам необходимо еще больше усиливать давление на Китай”. Другими словами Кудлоу предупредил Пекин: через сокращение экспорта в США мы можем навредить китайской экономике до такой степени, что внутреннее политическое давление заставит председателя Си капитулировать.
Подобная тактика ошибочна по двум причинам. Во-первых, нельзя вести переговоры с Китаем, пытаясь унизить его лидера. Экспортная зависимость Поднебесной от США сокращается, а не растет. Большая часть китайского экспорта направляется в Азию. Кроме того, Азия обеспечивает наибольшую долю роста в экспорте Китая, пишет в Asia Times известный американский экономист Дэвид Голдман.
На какой китайский импорт Белый дом собирается увеличить таможенные пошлины? Американцы явно не хотят платить более высокие цены за смартфоны, компьютеры, телевизоры или другую недорогую потребительскую электронику, благодаря которой, кстати, на фондовом рынке США наблюдается настоящий технологический бум.
Подавляющее большинство экспорта Китая в США - товары народного потребления, в первую очередь электроника. Большой часть этих товаров собирается в Китае из импортируемых компонентов. Поднебесная добавляет лишь треть (или около того) добавленной стоимости к этим товарам.
Китай имеет хронический дефицит рабочей силы и перемещает низкооплачиваемую сборку в страны с более низкой заработной платой в Азии. Если увеличатся пошлины на товары из Китая, американские потребители будут платить больше, а китайцы ускорят перевод низкооплачиваемых рабочих мест в новые экономические зоны, которые они строят в Азии в рамках программы “Один пояс, один путь” стоимостью в $1 трлн.
Что касается часто повторяющихся обвинений в адрес Китая о краже американских технологий, то сегодня значительная часть изобретений в мире появляется в китайских лабораториях.
Еще недавно в США отказывались верить, что управляемая Коммунистической партией государственная экономика может преуспеть и стремительно развиваться. В 2001 г. Гордон Чан опубликовал свою нашумевшую книгу “Грядущий крах Китая” (Coming Collapse of China). С тех пор ВВП КНР на душу населения увеличился в пять раз.
В 2015 г. весь экономический мир считал, что Китай вступает в тяжелый финансовый кризис, так как его резервы сократились на $1 трлн. Лишь Банк международных расчетов настаивал, что китайские компании с помощью этих денег погасили внешние долги на $1 трлн. Китай по-прежнему растет на 6%-7% в год, а это значит, что его экономика удваивается каждые десять лет.
Сейчас в Америке 91 автомобиль на каждые 100 человек. В Китае на каждые 100 граждан 15 автомобилей, но при этом в стране в четыре раза больше население. Подсчитайте: если Китай поднимется до уровня владения автомобилем в Южной Корее (46 автомобилей на 100 человек), ему придется производить или импортировать примерно 400 млн автомобилей в год. Китай уже сегодня является крупнейшим в мире автомобильным рынком (GM продает больше автомобилей в Поднебесной, чем в Америке).
В течение 1960-х и 1970-х годов Соединенные Штаты изобрели чипы CMOS, светодиодные экраны, полупроводниковый лазер и целый ряд технологий, которые создали цифровую эпоху. Американцы немного усовершенствовали эти технологии, но за полвека не изобрели ничего действительно нового.
Для того, чтобы США безвозвратно не проиграли в экономическом соревновании с Китаем необходимо в первую очередь поощрять инновации, которые являются предпосылкой экономического роста. США не могут вернуть большую часть потерянных рабочих мест, но могут создать новые и более качественные рабочие места.
Вашингтон, безусловно, должен агрессивно защищать права интеллектуальной собственности и обеспечивать соблюдение антидемпинговых законов. Но этого недостаточно.
Хотя частные инвесторы должны брать на себя все риски коммерциализации новых технологий, ключевым фактором является федеральная поддержка исследований и разработок (R&D). Гражданские побочные товары оборонных исследований дали Америке много новых продуктов за последние 30 лет. Тем не менее, федеральные расходы на R&D, как доля экономики, сократились почти вдвое, до 0,73% ВВП в 2013 г. с 1,2% в 1987 г., на пике стратегической оборонной инициативы Рейгана.
Во-вторых, необходимо, чтобы полученные инновации превращались в американские рабочие места. Высокие технологии требуют значительных капиталовложений, а современное производство очень дорогое. Но руководители компаний хорошо знают, что рынок вознаграждает компании, которые тратят минимум на капитальные затраты и много на выкуп акций. Чтобы изменить это поведение, законодатели могут предоставить компаниям налоговые стимулы для инвестиций в капитальные активы в США.
Когда Россия первой в космической гонке запустила спутник в 1957 г., США на это ответили агрессивной поддержкой науки и инженерного образования. Это помогло Америке стать мировым лидером в области инноваций. Сегодня наступил новый “момент спутника”. Средние школы должны предлагать интенсивную подготовку в области науки, техники и математики.
США следует развивать - при поддержке местных и федеральных органов власти - технические институты по немецкой модели, направлять студентов на корпоративные стажировки, а затем на хорошо оплачиваемые рабочие места в промышленности. Американцы находятся на переломном этапе. Они могут либо окончательно отстать, либо возродить промышленное превосходство своей страны.
www.vestifinance.ru