Нестабильность казахстанской национальной валюты и многочисленные слухи вокруг ее будущего порождают мелкую рябь ажиотажа у населения. Депозиты в тенге растут, очередей в обменных пунктах не наблюдаю. И лишь эксперты спорят о границе, до которой может «дотянуть» доллар в Казахстане. Впрочем, о перспективах укрепления американца говорят не только в нашей стране

Прошлая неделя, начавшаяся с ценового пика (среднее значение 363,49 тенге за доллар), завершилась с понижением (360,12). Впрочем, в четверг наблюдался еще больший откат — до 359 тенге. Ценовые свечки во время последнего торгового дня прошлой недели как опускались ниже 359, так и поднимались выше 363,23 тенге за доллар.

Внимание валютных трейдеров приковано не только к российскому рублю (а он на прошлой неделе укрепился на пару рублей, но в пятницу вновь начал падение), с которым тесно связана наша экономика, но в первую очередь к поведению самого доллара и геополитической ситуации в принципе. (Это, собственно, и влияет на самочувствие российской валюты и косвенно затрагивает нас как торгового партнера РФ.)

Эксперты считают, что Москву хоть и «тряхнуло», но в целом ситуация для экономики России не столь печальна, как на то рассчитывал Трамп, грозя очередной порцией санкций. Рейтинговое агентство Fitch в пятницу подтвердило положительный прогноз суверенного кредитного рейтинга России на уровне BBB — (не самый лучший, но все же выше низшего инвестиционного уровня, называемого мусорным). А это очень важно, учитывая планируемую Москвой масштабную программу заимствования. S&P Global Ratings также оценивает рейтинг России на инвестиционном уровне.

«Российская экономика хорошо справилась с новой порцией санкций США», — говорится в заявлении Fitch. Но отмечается, что «непредсказуемость политики США и политики санкций» несет риск снижения суверенных рейтингов. И, главное, увеличению стоимости финансирования. Тех самых кредитов, которые планирует набрать Москва для финансирования планов расходов на инфраструктуру и восстановить Фонд национального благосостояния (около 74,5 миллиарда долларов в течение ближайших трех лет). Впрочем, пока нерезиденты из рублевого суверенного долга убегают (за четыре месяца их доля снизилась на семь процентов).

А что же доллар?

Дональд Трамп пытается всеми силами ослабить доллар. Он неоднократно сигнализировал рынкам о своих предпочтениях видеть доллар более слабым. И даже обвинял другие страны в манипулировании обменными курсами своих валют. В прошлом месяце, например, Трамп обвинил Китай и Евросоюз. Но пока его обвинения на курс «американца» не сильно влияют — доллар вырос на 2,7 процента в годовом исчислении, чему способствовал сильный рост экономики США и рост процентных ставок. Да и торговая война, развернутая США, стимулирует отток капитала с развивающихся рынков и использование доллара как валюты-убежища. 

Инвесторы не исключают, что Белый дом для достижения целей по ослаблению доллара прибегнет к интервенциям на валютном рынке. Управляющий менеджер денежного и валютного рынков в глобальной группе с несколькими видами активов Oppenheimer Funds Алессио де Лонгис в интервью Bloomberg TV не исключил такую возможность: «Есть некоторые слухи о возможности влияния США на динамику доллара. Если бы вы спросили меня 12 месяцев назад, допускаю ли я сумасшедшие тарифы, я бы вряд ли согласился с этим. Так что теперь идея интервенций против роста доллара не выглядит такой уж радикальной». Майкл Фероли, главный экономист US JP Morgan Chase & Co. Deutsche Bank AG, также видит существенный риск того, что Трамп станет первым президентом в новейшей истории, который предпримет меры по ослаблению доллара.

Вероятность этого усиливается на фоне заявления Народного банка Китая о намерении девальвировать юань. Точнее, подстраивать курс юаня под ситуацию в мире по мере роста давления на китайскую экономику.

Впрочем, после появления информации The Wall Street Journal (со ссылкой на источники) о том, что делегации Китая и США подготавливают мероприятия и переговоры, целью которых явится встреча президента США Дональда Трампа и китайского лидера Си Цзиньпина в ноябре, доллар начал снижаться. Глава Государственного управления регулирования рынка Цзан Мао в ходе встречи с Крейгом Алленом, президентом Делового совета по вопросу отношений Китая и США, заявил, что Китай намерен разрешить торговый конфликт с США посредством переговоров, так как эскалация напряженности не принесет никому ничего хорошего. Заместитель министра торговли Китая Ван Шоувэнь прибудет в США по приглашению Минфина, чтобы обсудить торговые вопросы 22-23 августа. Кроме того, по мнению портфельного менеджера в JPMorgan Asset Management Джейсона Панга, в ближайшее время китайские государственные облигации, скорее всего, будут корректировать, поскольку их снижение выглядит «несколько чрезмерным».

Однако на российский рубль подобное заявление повлияло мало — в прошлую пятницу он вновь ослабел, потянув за собой и тенге. Обе валюты больше тяготеют к динамике активов развивающихся рынков. Где, увы, пока положительного очень мало. 

Так, стратег валютного рынка FX в Bank of America Бен Рандоль считает, что доллар продолжит оставаться высокодоходным защитным активом на фоне торговых войн. И предполагает, что следует готовиться еще к одной волне роста американского доллара. То есть нас может ждать продолжение обесценивания валют развивающихся рынков. 

Однако сегодня много зависит от того, насколько Белый дом будет упорствовать в продолжении протекционистской тарифной политики и чем закончатся переговоры с одним из главных участников торговых войн — Китаем. Именно его Дональд Трамп видит основным соперником. И, судя по всему, не только в торговле. «Всем дуракам, которые сосредоточили внимание на России, следует начать смотреть и в другом направлении — на Китай», — написал американский президент в своем «Твиттере». — Но, в конце концов, если мы будет умны, сильны и хорошо подготовлены, мы найдем общий язык со всеми».



По сообщению Новое поколение