Сможет ли Казахстан остаться "супермиротворцем", как международные конфликты сказываются на экспорте товаров и что будет с тенге, если Запад ужесточит санкции в отношении России? Обозреватель Forbes.kz узнала, что думают политологи и экономисты о косвенных последствиях событий в Азовском море.
Казахстану во время обострения российско-украинских отношений придётся демонстрировать дипломатическую гибкость, считает политолог, директор Группы оценки рисков Досып Сатпаев.
По его словам, стране важно сохранить имидж миротворца в глазах международного сообщества. Эскалация российско-украинского конфликта – своеобразный тест для казахстанских дипломатов.
Есть и дипломатические последствия, добавил он.
- Мы с этим уже не раз сталкивались. Когда возникли трения между Россией и Украиной, это выносилось на обсуждение в рамках Совета безопасности ООН и т.д. Казахстану часто приходилось лавировать между интересами разных стран, поддерживать или не поддерживать.
Казахстан чаще всего старался, чтобы и "волки были сыты, и овцы целы", занимая нейтральную позицию. Это, естественно, вызывало раздражение в Москве. Конфликты такого рода – всегда тест для дипломатии. Тяжело усидеть на разных стульях: тяжело понравиться России и не позиционировать себя сторонником российской агрессии в глазах Запада, - резюмировал политолог.
- Если рубль будет снижаться, вполне предсказуемо, что тенге будет реагировать на ослабление рубля. Это наблюдается в последнее время: все резкие колебания рубля отражаются на тенге. Сказать, что тенге привязан к рублю, наверное, не очень корректно, но мы понимаем, что есть такая зависимость, хотя Нацбанк её отрицает. Если тенге будет оставаться на прежнем уровне, а рубль – укрепляться или слабеть, то сразу будет возникать дисбаланс в кросс-курсе рубля к тенге, что негативно скажется на торговом балансе, - отметил экономист.
- Если вдруг будет введено военное положение и границы закроются, то возникнут сложности с экспортом казахстанских товаров на Украину и украинских - в Казахстан. Но принципиально, думаю, (ситуация) не повлияет – это не наш конфликт. Географически мы находимся далеко. У нас есть концепция внешней политики до 2020 года, которой придерживается Казахстан, и она носит исключительно миролюбивый характер. Если Казахстан будет предпринимать активности, то лишь с целью снятия напряжённости, с миротворческой инициативой, - сказал он.
Политолог Ислам Кураев считает, что Россия и Казахстан больше заинтересованы друг в друге как в рынках сбыта. Казахстан идёт в фарватере российской политики. Украина же вышла из притяжения "российской орбиты" и сейчас сама уходит от сотрудничества со странами СНГ с пророссийской политикой, держа курс на Запад.
- Конечно, мы зависимы от санкций, любой удар по России означает последствия для Казахстана, - уверен собеседник.
- На самом деле частично мы проводим политику посредника Москвы. Множество наших миротворческих действий согласовываются с разными сторонами конфликта. Какой бы мы ни были нейтральной площадкой, в западных странах нас рассматривают всё же в качестве прямого союзника России. Раньше мы проводили многовекторную политику во всех смыслах. ЕАЭС прервал этот процесс, который мы долго строили, - добавил он.
По данным Украины, в январе-декабре 2017 общий объём торговли между Украиной и Казахстаном составил $778,6 млн. Он уменьшился по сравнению с аналогичным показателем 2016 ($928 млн) на $149,4 млн.
Экспорт украинских товаров и услуг в Казахстан за этот период сократился на $39 млн и составил $442,8, а импорт из РК в Украину сократился на $55,7 млн, или на 24,7%, и составил $335,9. Самой дорогой покупкой Казахстана в прошлом году стали «реакторы ядерные, котлы, машины» – на сумму $53,3 млн.
Также с Украины везут фармацевтические товары, продукты питания, а из Казахстана в Украину экспортируют минеральное топливо, цветные металлы, нефть и продукты ее перегонки.
По материалам Forbes Kazakhstan