Квартиры для населения и пусть никто не уйдет обиженным! На минувшем пленарном заседании Мажилиса народные избранники внесли в законодательство поправки, направленные на обеспечение арендным жильем многодетных семей и работающей молодежи.

С одной стороны намерения здесь, конечно, были самые благие. С другой, как у нас часто бывает, именно ими, оказывается, выложен фундамент для создания социальной напряженности. Вот такая вот традиционная ошибка общественной архитектуры.

РАССТАНОВКА ПРИОРИТЕТОВ

Как отметил мажилисмен Шавкат УТЕМИСОВ, новые поправки наконец-то позволят окончательно определить понятие «многодетное семья».

- Это исключит имеющиеся в законодательных актах коллизии, - подчеркнул депутат.

Введение понятия «арендное жилье без права выкупа» позволит местным исполнительным органам создать стабильный, коммунальный жилищный фонд, и выделять оттуда жилплощадь для представителей уязвимых слоев населения. Многодетных матерей, имеющих соответствующие награды, определят в отдельную приоритетную очередь.

В настоящее время, как сообщил Утемисов, количество состоящих в очереди многодетных семей составляет 31 725. Для обеспечения их арендным жильем, точнее на строительство или приобретение оного, согласно программе «Нурлы жер» планируется выделять ежегодно по 50 миллиардов тенге (и так до 2025 года!). На эту сумму предполагается пополнять фонда на 6000 квартир каждый год.

Кроме того, предусматривается развитие системы доступного жилья для работающей молодежи. Кто попадет в эту категорию, предстоит решать уполномоченному органу по государственной молодежной политике, то есть Министерству информации и общественного развития. Именно оно в данной ситуации наделяется компетенцией по утверждению Правил предоставления арендного жилья без права выкупа.

- Планируется ежегодное строительство арендных домов, для молодежи, - уточнил Утемисов, - которая работает в городах Нур-Султан, Алматы, а так же Шымкент. Для работающей молодежи это хорошая возможность.

Депутат резюмировал, что в итоге, принятие законопроекта формирует законодательную основу для оперативного решения жилищных вопросов, способствует улучшению жилищных условий, и, соответственно, повышению уровня жизни молодых и многодетных.

«МОЛОДО» ДОЛЖНО КОПИТЬ «ЗЕЛЕНО»

Однако коллеги Утемисова большого оптимизма относительно поправок не высказали. Так депутат Ирина АРОНОВА, согласившись, что приоритетное право на получение жилья для многодетных семей, конечно хорошо, поинтересовалась, как будет осуществляться формирование этой очереди? По-новому? Или будет учитываться уже существующий порядок?

Утемисов разъяснил происходящее по-своему. По его словам, сегодня социально-уязвимые семьи находятся в 11-ой категории социально-уязвимых слоев населения и у них, на сегодняшний день, уже сформировалась своя очередь.

- В соответствии с рассматриваемым сегодня законопроектом, многодетные семьи выводятся в отдельную категорию, - объяснил он. - Они наделяются правом получения жилья в первоочередном порядке. При этом предоставление квартир многодетным семьям будет производиться на основе существующей очередности. То есть по-новому формироваться очередь не будет.

А вот это уже повод задуматься. Учитывая, сколько жалоб от очередников всех категорий имеется на льготные списки уже сейчас. Но вместо того, чтобы наводить порядок в системе, предлагается просто перекраивать все тот же имеющийся «тришкин кафтан».

Депутат Джамиля НУРМАБЕТОВА поинтересовалась у представителей Мининформа, какими критериями намерено руководствоваться ведомство, определяя среди молодежи кандидатов на жилье, а так же по какому принципу будет происходить механизм распределения.

Подробности рассказала вице-министр Жулдыз ОМАРБЕКОВА. Согласно ее словам, Правила, оговаривающие эти моменты, сейчас находятся в разработке. Разрабатывают их коллективно, с участием акиматов Шымкента и обеих столиц, а впоследствии получившийся проект планируют разослать на согласование другим госорганам.

- Количество молодежи до 29 лет, которая нуждается в жилье на три города – порядка 25 тысяч человек, - заявила вице-министр. - Как мы понимаем, количество огромное. Значит, критерии должны быть очень четкие и правильные.

Первый из них – возраст, не превышающий 29 лет. Из них, как минимум 2-3 года молодой человек должен был быть постоянно прописан, (или как сейчас говорят, зарегистрирован), в городе. Еще одно условие – наличие накоплений в «Жилстройсбербанке»

- Данное арендное жилье выдается на срок от трех до пяти лет, - подчеркнула Омарбекова. – Соответственно, он (молодой человек – авт.) должен накопить и купить жилье по государственной программе или по какой-то иной.

Сейчас все предлагаемые нормы находятся на стадии обсуждении. Так же, как и механизм их реализации. Спикер палаты, Нурлан НИГМАТУЛЛИН особо отметил, что Правила нужно принять как можно быстрее, а потом как можно шире распространить их через СМИ. Решение, собственно, крайне правильное. Нужно своевременно разъяснить молодым людям, что для получения арендного жилья, предназначенного для работающей молодежи, только работать и быть молодым недостаточно.

ПОСТРОИШЬ? КУПЛЮ!

Депутат Куралай КАРАКЕН обратила внимание еще на одну нестыковку. В частности, что жилье у нас в Казахстане строится преимущественно в областных центрах и крупных городах.

- В большинстве райцентров строительство новых домов почти не ведется, - отметила народная избранница. - Тогда как у нас в стране из 31 125 многодетных семей, нуждающихся в жилье, 9 451, (то есть 30 процентов!) проживают именно в райцентрах и сельских населенных пунктах. И как будет решаться вопрос там, на сельских территориях?

Вице-министр инфраструктуры и индустриального развития Каирбек УСКЕНБАЕВ заверил, что все будет в порядке. Что местные исполнительные органы не построят, то они купят. Деньги есть и это главное.

- Из предусмотренных 50 миллиардов тенге, - объяснил он, - мы предусмотрели 27 500 миллионов тенге на строительство нового жилья, и 22,5 миллиарда тенге на приобретение жилья. В том числе, и в районных центрах, и в селах, где проживают многодетные матери. Мы на выкуп предусмотрели и на строительство.

Как можно купить, то, чего нет, не понял и спикер палаты.

- Вы же бываете в селе! – выразил недоумение Нигматуллин. - Где вы там найдете готовый дом или коммерческий бизнес, который занимается строительством? Ладно, в городах есть, в областных центрах есть готовые дома. Может быть, даже в моногородах есть. Но на селе? Там нет готового жилья!

Строительство, по словам спикера, в данной ситуации тоже не вариант – в селах не хватает инфраструктуры и инженерных коммуникаций, а проведение их туда приведет к существенному удорожанию объектов. Словом, куда не кинь, всюду сплин. И что при таком раскладе делать почти десяти тысячам многодетных семей, живущим на селе, тоже непонятно.

- В райцентрах мы не будем строить многоквартирные дома, - начал оправдываться вице-министр, забыв о том, что еще пять минут назад говорил о покупке жилья. - Мы будем строить малоэтажные домостроения, которые строятся 4-5 месяцев…

Спикер поморщился, но решил поверить Ускенбаеву на слово. Однако, попросил отработать вопрос как можно тщательнее.

- Время пройдет очень быстро, придется держать ответ, - подчеркнул председатель палаты. - Если вы сейчас сказали – мы согласимся, конечно. Мы вам верим, вы большой начальник. Но думаю, должна быть ответственность… У меня к вам просьба, пожалуйста, отработайте…. Рассмотрите этот вопрос очень внимательно. Ожидания очень большие, резонанс тоже большой будет. Нельзя обмануть эти ожидания.

Вице-министр старательно покивал.

Увы, но с учетом наших реалий, в данной ситуации отчетливо представляется совсем другой сценарий. Что деньги, выделенные акиматам на закупку жилья для многодетных сельчан, в лучшем случае останутся не освоенными, в худшем – будут потрачены не по назначению. Как оно у нас обычно и бывает.

АРЕНДУЙ И РАДУЙСЯ!

Еще один щекотливый «арендный» вопрос поднял депутат Мажилиса от КНПК Владислав КОСАРЕВ. Он напомнил, что после ряда ЧП в стране много жилых домов, попало в число аварийных, пострадавших от паводков и т.д.

- Жители этих домов были переселены в новые дома, в арендные, - рассказал коммунист.

Тогда же по его словам, государство провело оценку «подмокшего» имущества и определило его пусть и невысокую стоимость. Однако хозяева аварийной собственности остались ни с чем. И постепенно перестали быть хозяевами и собственниками, а оказались исключительно арендаторами.

- Людям сказали, «то, что у тебя забрали, это не в счет, ты здесь будешь платить за аренду, и не можешь этот дом ни продать, ни приватизировать, ни оставить в наследство», - практически процитировал Косарев. - Насколько это правомерно и согласуется с правами человека и гражданина?

Ускенбаев никаких нарушений прав человека в упор не заметил.

- Я хочу сказать, что это совершенно правомерно, - отметил он. – Местные исполнительные органы обеспечивают безопасность людей, которые проживают, может быть, и в своем доме, но находящемся в аварийном состоянии. Предлагают такому человеку жилье, которое имеется в коммунальном жилищном фонде, и предлагают переселиться. Но это только арендное жилье, без права выкупа.

Если же гражданин настойчиво хочет иметь собственное жилье, то ничего, по мнению вице-министра, не мешает гражданину его купить. Видимо, жертвы потопа не делают этого исключительно потому, что не хотят. Такая вот логика у наших чиновников.

Резюмируя, депутат Абдиманап БЕКТУРГАНОВ подчеркнул важность реализуемых реформ.

- Каждая многодетная семья должна почувствовать результаты проводимых реформ, уже сегодня, а не в далеком, отдаленном будущем, - заявил Бектурганов.

 

Источник информации: https://rezonans.kz/obshchestvo/10146-kogo-i-kogda-obespechat-zhiljom-v-kazakhstane