Все зависит от того, удастся ли преодолеть внутренние противоречия.
В дальнейшем развитии ЕАЭС есть три сценария. Для самого оптимистичного странам нужно как-то решить нынешние разногласия. «Умеренно оптимистичный» предполагает «вялотекущий процесс», в котором не будет ни прорывов, ни серьезных потрясений.
А если справиться с разногласиями не получится, последует самый пессимистичный. Он означает как внешнеполитические потери, так и экономические. Хотя главным образом для России, но остальные тоже пострадают.
Об этом пишет исследователь Мурат Лаумулин в работе «Пределы и возможности евразийской интеграции».
Работа опубликована на официальном сайте Международного научного комплекса «Астана».
Еще ничего не ясно
Эксперт напомнил, что созданию ЕАЭС предшествовал целый ряд интеграционных проектов. И интерес к дальнейшему сотрудничеству в странах постсоветского пространства только рос
Тем не менее при создании и Таможенного Союза, и ЕАЭС образовался целый ряд проблем.
— К основным факторам риска евразийской интеграции, в первую очередь в Казахстане и Беларуси, относят неодинаковую готовность государств в силу различия в уровне экономического развития и экономической открытости, — отметил он.
Между тем сами перспективы развития ЕАЭС будут определяться уровнем развития торгово-экономических отношений — как друг с другом, так и с основными внешними партнерами. При этом Содружество может стать и инструментом разрешения противоречий. В частности, между стран Центральной Азии.
Лаумулин выделяет три сценария дальнейшего развития интеграционных процессов
Первый сценарий – позитивный. Он предполагает успешное развитие, но для этого нужно преодолеть существующие внутренние разногласия. Кроме того, усилить координацию внешнеэкономической деятельности, а затем уже предпринимать совместные шаги и во внешней политике.
Сценарий предусматривает, что ЕАЭС сможет противостоять давлению со стороны США, ЕС и Китая
Одновременно эксперт отметил, что в этом сценарии резко усилятся внешнеполитические позиции России.
Второй сценарий Лаумулин назвал «умеренно оптимистичным». Здесь свое слово скажут антироссийские санкции и падение нефтяных цен. Это скажется на наполнении бюджетов России и Казахстана (видимо, не в лучшую сторону).
Одновременно Китай резко активизируется в Центральной Азии
— Сохранение подобных тенденций позволяет ожидать отсутствия качественного улучшения отношений между странами-членами ЕАЭС, соответственно, евразийская интеграция рискует превратиться в вялотекущий процесс, — пишет эксперт.
Хотя качественных прорывов в этом случае не будет, но и глобальных потрясений исследователь тоже не ожидает.
Больше всех может потерять Россия
Последний сценарий грянет, если справиться с внутренними противоречиями не получится и не найдутся эффективные механизмы противодействия внешнему давлению. Хотя в этом случае хуже всего придется Кремлю
— Реализация третьего сценария будет означать ощутимые внешнеполитические потери в первую очередь для РФ. Это дальнейшее уменьшение влияния на постсоветском пространстве, а также экономические потери, связанные с усилением позиций третьих стран в государствах постсоветского пространства. В Центральной Азии возрастает влияние Китая, что будет создавать трудности для российской политики, направленной на реинтеграцию части постсоветского пространства, — уверен исследователь.
Чтобы события развивались более-менее приемлемо, до 2025 участницам Содружества нужно решить ряд важных задач
- Преодолевать противоречия реальной торговой политики государств и единой таможенной территории, связанные с нетарифными ограничениями, четким выполнением правил происхождения товаров, сокращением доли экспортных пошлин, определяемых странами самостоятельно.
- Для дальнейшего формирования общих рынков сельхозпродукции должна вестись работа не только над полной фито- и ветеринарной сертификацией товаров, но и над созданием единого органа ветеринарного и фитосанитарного надзора.
- Определить специализацию стран в обрабатывающей промышленности. Создание на ее основе межгосударственных производственных объединений.
- Продолжение работы по созданию общих энергетических рынков Союза.
— В-пятых, необходимо последовательное развитие транспортной инфраструктуры на пространстве ЕАЭС в координации с китайскими проектами в рамках «Экономического пояса Шелкового пути». Важным аспектом создания единого транспортного пространства ЕАЭС станет согласование транзитных тарифов и улучшение качества транспортно-грузовой логистики, — пишет автор.
Даже выехать на заработки не очень легко
Отдельную главу исследователь посвятил трудовой миграции внутри ЕАЭС.
— Экономическая интеграция служит базисом для развития трудовой миграции между странами — членами объединения.
В масштабах ЕАЭС РФ и РК являются принимающими странами,
остальные государства — доноры трудовых мигрантов. Трудовая миграция является формой реального социально-экономического взаимодействия стран постсоветского пространства, способствует объединению (интеграции) государств, — пишет он.
При этом свобода передвижения рабочей силы в ЕАЭС ограничивается рядом факторов:
- незавершенность разработки нормативно-правового регулирования;
- отсутствие опыта совместного управления миграционными процессами в формате единого рынка труда и единой миграционной инфраструктуры;
- неразвитость социальной инфраструктуры,
- не эффективное использование рабочей силы граждан стран-членов ЕАЭС.
Лаумулин считает наиболее вероятными два «сценария изменения трудовой мобильности населения в ЕАЭС». Первый, «экстенсивный», основан на географическом расширении ЕАЭС. Второй, «интенсивный», за счет повышения качества социально-трудовых отношений.
При этом в расширение ЕАЭС в ближайшем будущем Лаумулин верит слабо. Хотя в средне- и долгосрочной перспективе не исключает, что появятся «точки соприкосновения» — например, с Турцией.
Между тем ряд экспертов утверждает, что мир ждет глобальная экономическая борьба США и Китая. Собственно, некоторые полагают, что она уже началась, масштабы будут только расти.
— Место ЕАЭС в этой борьбе просматривается со слабых позиций, — утверждает Лаумулин.
Источник 365info.kz