Внешнюю миграцию законодательство регулирует неплохо. А вот по внутренней есть вопросы.

Источник: augustnews.ru

Сальдо внешней миграции в Казахстане уже не первый год отрицательное. То есть выезжает за границу на ПМЖ народу больше, чем въезжает. Правда, в цифровом выражении показатели вовсе не критичные. Статистика говорит, что сальдо миграции в Казахстане в 10 раз меньше естественного прироста населения.

Одни эксперты бьют тревогу, зато другие считают, что проблема раздута и оснований для паники нет. По крайней мере, в ближайшее время. Оптимисты вообще призывают отказаться от эмоциональной окраски и рассматривать внешнюю миграцию как естественный экономический процесс.

Что касается внутренней миграции, здесь появился целый ряд вопросов, требующий решения. Чаще всего поток идет из сельской местности в крупные города (наибольшая часть в Нур-Султан и Алматы). И тут с проблемами сталкиваются не только вчерашние сельчане, но и сами горожане. Но и они решаемы, считают эксперты, было бы желание.

Новый старый тренд

Внутренняя миграция в Казахстане за четыре года выросла вдвое. Во внешней цифры не столь впечатляющие, но тенденция к нарастанию налицо.

Например, эксперт Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК Айман Жусупова в интервью порталу inbusiness.kz точкой отсчета нового «явного тренда» называет 2012 год. Нового — потому что она выделяет три этапа, характеризуемых разными показателями:

  • 1991-2003 резкий рост и последующий постепенный спад эмиграции;
  • 2004-2011 – стабилизация и снижение масштабов;
  • 2012-2018 — рост.

В 2018 году, как показало исследование института, 12,7% опрошенных собирались покинуть страну. Из них 5,3% хотели отправиться в дальнее зарубежье.

В целом чаще всего казахстанские мигранты едут в Россию. Считается, что из-за доступного и более качественного высшего образования. А иногда даже и гарантированной работы по окончанию вуза.

— То есть во главе угла в первую очередь стоят социально-экономические факторы. При этом проблема безработицы в Казахстане ретушируется с помощью официальной статистики, но на деле она проявляется в росте неуправляемой внутренней миграции, которая в 2015-2018 годах возрастала на несколько десятков тыс. человек в год,

отражая дифференциацию регионов в экономическом, социальном плане, в уровне безработицы и возможности трудоустроиться, — процитировал портал эксперта.

В северных областях проблема сокращения населения (в том числе и из-за эмиграции) более остра. Аналитики считают, что если тренды сохранятся, к 2050 году регионы недосчитаются почти миллиона человек.

— Тут нужно учитывать и то, что именно в северных и восточных регионах страны находится большая часть предприятий обрабатывающей промышленности РК, развить которую призвана программа индустриализации. В Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской (СКО) областях сконцентрировано до 90% республиканских посевных площадей зерновых, – сказала Жусупова.

Темпы миграции не столь страшны, а сам процесс вполне естественный

А вот социолог Ольга Симакова полагает, что миграционный потенциал сограждан довольно низок

Основания для такого вывода дают социологические исследования. Результаты можно найти например на сайте КИСИ и ОФ «Стратегия», где Симакова является координатором проектов.

В своей статье на сайте Cabar.asia она заявила, что «объективно процесс эмиграции не оказывает сколько бы то ни было существенного влияния на демографические показатели народонаселения в Казахстане».

— В Казахстане нет угрозы депопуляции и старения нации, как, например, в Латвии, где по прогнозам демографов, к 2050 году доля жителей старше 65 лет достигнет 60%. Увеличение численности население в стране происходит за счет естественного прироста.

Сальдо миграции в Казахстане в 10 раз меньше естественного прироста населения

Более того, даже в годы, когда в Казахстане наблюдалось положительное сальдо миграции (2004-2011 гг.), миграционный отток сохранялся на уровне 20-30 тыс. человек ежегодно. В чем же тогда риск эмиграции для страны, — задалась она вопросом?

Также Симакова сослалась на главного научного сотрудника КИСИ Ирину Черных. Та в свою очередь считает, что следует «отказаться от понимания миграции с точки зрения негативной или позитивной окраски, и рассматривать ее как естественный (экономический) процесс, который не имеет ни негативной, ни позитивной окраски».

Особое внимание на молодежь

Тем не менее миграционный тренд будет продолжаться — это объективный процесс. Поскольку Казахстан пока еще развивающееся государство, он остается страной-донором трудовых ресурсов. Однако многие эксперты особо подчеркивают, что большей частью выезжают высококвалифицированные кадры. Прибывающие на их место трудовые мигранты (например, из Монголии) аналогичной подготовкой похвастаться не могут.

— При этом отток человеческого капитала из Казахстана на текущий момент некорректно оценивать как критический и невосполнимый. Эксперты сходятся во мнении, что точка невозврата еще не пройдена, и при грамотном выстраивании коммуникаций внутри общества и проведении адекватной социально-экономической и образовательной политики в стране эмиграционные риски могут быть минимизированы, — утверждает Симакова.

Эксперт выработала целый список рекомендаций. Для начала посоветовав принять миграцию как естественный экономический процесс.

Также в списке следующие пункты:

  • использовать экономический и социально-психологический подходы к изучению человеческого поведения при анализе миграционных процессов.
  • Улучшать не только экономический и финансовый климат, но и образ страны для внутренней аудитории. В том числе и на уровне социально-психологических установок.
  • Привести в порядок систему статистического учета миграционных процессов, чтобы не было спекуляций и манипуляций со статистикой.
  • Статистические данные должны быть в открытом доступе.
  • Сконцентрировать свои усилия на молодёжном сегменте. Наиболее перспективным направлением рассматривается работа с молодым поколением до 15 лет.

— Среди молодежи старше 15 лет поддержка должна быть оказана тем, кто аккумулировал определенный опыт, талант, амбиции и т. д., – их доля, как правило, не превышает 10-15%. Т. е. это те, кого сейчас относят к креативному классу и которые могут создавать высокую добавочную стоимость, — резюмировала Симакова.

Человек ищет, где лучше

Что касается внутренней миграции, она тоже увеличивается. В первом полугодии 2019 в пределах страны переехали более полумиллиона сограждан, из них около 65% передвигались в пределах одной и той же области.

Чаще всего едут в Нур-Султан и Алматы. За полгода число приехавших на 27 тыс. человек превысило количество выбывших. Положительное сальдо еще у Шымкента (+3,7 тыс.) и Мангистауской области (+556).

Покидают же чаще всего Алматинскую, Туркестанскую и Жамбылскую области

Официальная статистика говорит, что сейчас на городское население приходится 57%, а сельское – 43%. В будущем, скорее всего, соотношение изменится. И возможно, довольное серьезно.

Основные причины внутренней миграции:

  • неблагополучная социально-экономическая ситуация в прежних местах проживания;
  • отдаленность от городов;
  • отсутствие работы и соответствующей инфраструктуры.

Эксперты считают, что доля горожан будет непрерывно возрастать в числе прочего и за счет переезда людей из аулов. В результате в сельской местности демографическая ситуация ухудшится. Зато в крупных городах увеличится — в первую очередь это все те же Нур-Султан и Алматы.

В общем и целом процессы внутренней миграции проходят так же, как и в других развивающихся странах. Но часть экспертов считают, что у нас имеются и свои особенности.

— Миграционные процессы в постсоветском пространстве, особенно странах ЦА, характеризуются множеством сходств, в частности тенденцией к урбанизации: созданием центров притяжения в городах с постепенной деградацией сел как социально-экономического звена. При этом городами самостоятельно создаются некие вакуумы занятости, привлекающие стихийное количество мигрантов из сельских населенных пунктов, утверждает портал Zagrandok.

Проблемой пора заняться вплотную

Специалисты считают, что наше законодательство уделяет больше внимания именно процессам внешней миграции. Зато внутренняя, что называется, «пущена на самотек».

При этом процессы внутренней миграции могли бы быть упорядочены и облегчены

Для этого, полагают эксперты, следует предпринять следующее:

  • упрощение порядка регистрации по месту пребывания;
  • создание программ повышения качества среднего специального и среднего образования в сельских населенных пунктах страны;
  • внесение изменений в законодательную базу процедуры трудоустройства при изменении места жительства для исключения любых форм дискриминации работодателем;
  • предоставление каждому гражданину республики в безвозмездное пользование земли под жилищное строительство;
  • развитие пригородных территорий больших мегаполисов.
  • Кроме того, решать проблему эффективной социокультурной адаптации мигрантов в больших городах можно посредством культурных и образовательных ресурсов, основы которых должны быть сформированы специалистами педагогической и психологической сфер.

При адаптации приезжих сельчан в городах самое важное — найдут ли они хорошую работу? Поэтому нужно развивать систему подготовки спецов именно по востребованным в городах профессиям.

Последняя по счету, но не по значимости проблема — адаптация приезжающих к новым реалиям. Равно как и коренных горожан — к новым соседям.

— Относительно проблем психологической и социокультурной адаптации внутренних мигрантов крупных городов Казахстана можно сказать, что эти процессы являются двусторонними. Причем важную роль здесь играет восприятие мигрантов местным населением. Социологические исследования указывают, что большей частью городских жителей страны связываются воедино нерегулируемая внутренняя миграция и криминал, — констатировали эксперты.

 

Источник: 365info.kz