О влиянии результатов оценки качества активов на процесс надзора за банками рассказал первый заместитель председателя Агентства по регулированию и развитию финансового рынка Олег Смоляков, сообщает пресс-служба регулятора.

Картинки по запросу "картинки  Смаляков  нацбанк"

«В течение восьми месяцев 2019 года Национальный банк Казахстана организовал и провёл оценку качества активов банковского сектора (ОКА). Важно отметить, что в 2018 году банки перешли на новый стандарт бухгалтерского учёта - МСФО 9, поэтому было принято решение оперативно провести данную проверку в соответствии с этим передовым стандартом уже в 2019 году, чтобы с самого начала обеспечить корректное и последовательное его применение всеми банками в стране», - сообщил Смоляков.

Процедура AQR (asset quality review или оценка качества активов) - это один из инструментов надзора, признанных международным экспертным сообществом в качестве наиболее эффективного способа единовременно оценить корректность процессов, политик, практик и систем большого числа банков сразу, таким образом, обеспечив последовательность применяемых подходов и методик, а также максимальную глубину, прозрачность и сопоставимость результатов. Такой вид проверки в последние годы находит всё более частое применение среди международных регуляторов. Одним из основных преимуществ данного упражнения является беспрецедентная степень охвата и качества проверки.

«Несмотря на огромный объём проделанной на сегодняшний момент работы, могу сказать, что для нас, как регулятора, завершение ОКА - это лишь одна из вех дальнейшего совершенствования собственных подходов к надзору», - подчеркнул Смоляков.

Сделанные по ходу программы наблюдения и выводы помогут обновить и оптимизировать надзорные процессы. В частности, например, мы можем оценить насколько успешно был осуществлён в 2018 году переход на МСФО (международные стандарты финансовой отчётности). По итогам ОКА, мы однозначно выявили ряд областей, требующих дальнейшей детализации, и планируем соответствующим образом обновить регуляторные требования.

Кроме того, следует отметить, что выявленные в рамках проведения ОКА риски и недостатки будут учтены для дальнейшего совершенствования риск-ориентированного надзора.

С 2019 года уполномоченный орган перешёл с формализованного надзора за деятельностью банков к риск-ориентированному надзору (РОН), который позволяет осуществлять надзор за банками на основе оценки банковских рисков.

Базовым компонентом РОН является система SREP (Supervisory review and evaluation process), которая направлена на оценку рисков каждого отдельного банка, и позволяет сегментировать банки по уровням рисков, достаточности капитала и ликвидности.

«Национальный банк и с этого года Агентство уже применяют данный инструмент надзора с 2019 года. Данная система позволяет систематизировать надзорные действия в единый, непрерывный и последовательный процесс, направленный на всесторонний анализ ключевых рисков банков», - отметил Смоляков.

О системе SREP

Система SREP - это регулярный процесс по оценке количественных и качественных характеристик деятельности и рисков банков по четырём основным направлениям.

Во-первых, проводится анализ бизнес-модели и доходности банка.

Во-вторых, анализируется качество корпоративного управления и системы управления рисками. Анализ данной категории осуществляется в целях оценки регулятором соблюдения банком требований и стандартов внутренних политик. Также анализируется степень контроля рисков со стороны руководства.

В-третьих, оценивается уровень рисков для капитала. То есть проводится анализ достаточности капитала для покрытия различных рисков (кредитный, процентный, рыночный, операционный риски и прочие). Особое внимание уделяется оценке качества кредитного портфеля.

В-четвёртых, оцениваются риски ликвидности. Регулятор анализирует уровень достаточности ликвидности банка на случай возможных оттоков депозитов и прочих источников фондирования банка.

Заключительным этапом SREP в случае необходимости является применение мер надзорного реагирования, которые определяются на основании проведённого анализа. Одной из таких возможных мер является введение надзорной надбавки к нормативам достаточности капитала банка. Надзорная надбавка представляет собой индивидуальное дополнительное требование к минимальным пруденциальным нормативам, над методологией реализации которой мы будем работать в этом году.

Основные преимущества SREP

SREP позволяет систематизировать надзорные действия в единый и непрерывный процесс. В частности, это позволяет регулятору:

  • глубже изучить работу банка, оценить качество и эффективность системы управления рисками;
  • обеспечивать более тесное взаимодействие дистанционного надзора и выездных инспекторских проверок, и учитывать результаты обоих направлений в единой надзорной оценке;
  • учитывать специфику определённого банка и дифференцировать банки по уровню рисков за счёт применения мотивированного суждения.

Отмечу, что применение мотивированного суждения является ключевым фактором, отличающим его от текущего формализованного подхода, т.к. в надзорной практике зачастую имеющихся формальных сведений недостаточно для оценки риск-профиля банка.

О риск-ориентированном надзоре

1. Начиная с 2019 года, мы проводим качественную и количественную оценку показателей по методологии SREP без применения мер надзорного реагирования. Частичное применение РОН в 2019 году объясняется необходимостью проведения AQR - мы хотели сконцентрировать усилия всех участников (и банков, и регулятора) на полноценном исполнении программы, дать возможность тщательно проанализировать и учесть полученные результаты.

2. Переход на полноценный комплексный надзорный процесс по методологии SREP запланирован до конца текущего года уже с учётом «уроков» AQR.

Дальнейшее развитие риск-ориентированного надзора

1. Регулятор проведет работу по совершенствованию методологии SREP для учёта результатов завершающейся на этой неделе оценки качества активов БВУ. В частности, будут обновлены регуляторные требования по таким направлениям, как формирование провизий, оценка залогового обеспечения, сделки со связанными лицами и т.д. Эти изменения должны будут найти должное отражение в критериях надзорной оценки по SREP.

2. Исполнение планов корректирующих мер банков по результатам ОКА будет контролироваться регулятором в рамках SREP. Как следствие, выполнение или невыполнение банками предписанных требований и рекомендаций регулятора будет оказывать соответствующее влияние на надзорную оценку банка по методологии SREP, что в конечном итоге повлияет на применение тех или иных мер надзорного реагирования, включая в последующем надзорную надбавку.

3. Кроме того, регулятор продолжит дальнейшее совершенствование регуляторной отчётности для расширения перечня данных и упрощения процесса её предоставления. Это обеспечит доступ к более детальной информации, а также расширит перечень показателей, используемых для анализа финансовой устойчивости банков и качества их активов. Например, такая база данных как Кредитный регистр будет дополнена необходимыми данными, которые в том числе использовались в рамках ОКА, но которые отсутствуют в Кредитном регистре в настоящий момент.
Это также позволит изменить подходы к выездным проверкам банков. Проверки будут носить таргетированный характер, что снизит операционную нагрузку как на банки, так и на сотрудников регулятора. Результаты таких проверок будут также учитываться в рамках оценок SREP.

Есть и другие меры, направленные на повышение устойчивости и стабильности финансовой системы, которые должны быть рано или поздно учтены при оценке SREP. Например, внедрение инструмента надзорного стресс-тестирования.

4. Программа оценки качества активов проводилась для оценки состояния банков строго на отчётную дату ОКА - 1 апреля 2019 года - и по сути представляет собой срез состояния банковского сектора на данную дату.

5. Следующий логичный шаг - это тестирование состояния качества активов при различных сценариях. Так, с 1 апреля 2019 года портфели банков могли существенно измениться. Например, произошли погашения и новые выдачи.

В будущем портфели банков продолжат существенно меняться, в связи с чем оценки в рамках ОКА со временем утратят актуальность. Поэтому необходимо оценивать качество активов, достаточность капитала и т.д. не только на определённую дату среза, но также и в прогнозе с учётом ряда потенциальных сценариев.

6. Таким образом, надзорное стресс-тестирование позволит оценивать способность банков реагировать на негативные макроэкономические явления в будущем. Результаты стресс-тестирования также в дальнейшем должны будут отражаться в оценке банка по SREP.

7. С учетом стресс-тестирования у банков вне зависимости от текущего положения должны быть проработаны конкретные планы по порядку действий в случае наступления крайне негативных макроэкономических и иных сценариев. В рамках таких планов банки определяют необходимые меры для обеспечения собственной финансовой стабильности без необходимости использования государственной поддержки.

Соответственно, и качество этих планов найдёт отражение в оценке SREP.

Напомним, в соответствии с поручением первого президента Казахстан - Елбасы, озвученным 30 января 2019 года по итогам расширенного заседания правительства, и президента Республики Казахстан K.K. Токаева, озвученным 24 апреля 2019 года на совещании по итогам деятельности Нацбанка за год, в течение восьми месяцев 2019 года Нацбанк РК организовал и провёл оценку качества активов банковского сектора (ОКА).

Источник prodengi.kz