При целевом коридоре в 4-6% цены на товары и услуги в этом году могут вырастить на 8-8,5%.
Национальный Банк Казахстана принял решение сохранить базовую ставку на уровне 9,5% годовых с процентным коридором +/– 2 п. п. Это связано с новыми прогнозами по инфляции на 2020 год.
При базовом сценарии (нефть по 35-40 долларов за баррель) она составит 8-8,5%. Впрочем, есть одна оговорка: цены будут расти, только если у населения будут деньги:
«По оценочным данным КС МНЭ, в апреле 2020 года наблюдалось резкое снижение темпов роста заработной платы при одновременном увеличении количества лиц, обратившихся в органы занятости в поисках работы», — говорится в пресс-релизе ведомства.
Один из главных факторов, который влияет на размер базовой ставки (а вместе с ним и на проценты по банковским кредитам и депозитам) – инфляция. В упрощенном варианте это выглядит так:
1. Если цены растут быстрее, чем ожидалось, Нацбанк поднимает ставку
2. Банки второго уровня поднимают проценты для клиентов
3. Вкладчики начинают охотнее нести деньги на хранение, заемщики начинают отказываться от кредитов из-за выросших процентов
4. Денег в обороте становится меньше — рост цен тормозится
Однако в Казахстане инфляция сейчас, наоборот, снижается. Если по итогам апреля в годовом выражении она составляла 6,8%, то в мае уже 6,7%. Вот только цель на этот год у Нацбанка куда ниже – 4-6%. И удержать инфляцию в нужном коридоре вряд ли удастся.
«Основной вклад в динамику инфляционных процессов продолжает вносить рост цен на продовольственные товары. В мае они подорожали на 10,7% в годовом выражении, достигнув максимального значения с октября 2016 года.
Ускорение продовольственной инфляции было связано как с повышенным спросом на отдельные товары, так и с ограниченным предложением в результате нарушения цепочек поставок сырья и продукции в условиях соблюдения карантинных мер», — отмечают в Нацбанке.
Экономическая активность восстанавливается, но слабо
Еще один фактор, влияющий на размер базовой ставки, это состояние экономической активности. А с этим пока проблемы.
«По данным КС МНЭ, в январе-апреле 2020 года ВВП сократился на 0,2% в годовом выражении. Это стало результатом снижения объемов оптовой и розничной торговли в апреле на 34,8%, транспортных услуг – на 36,6%.
Наблюдалось замедление деловой активности в отдельных секторах обрабатывающей промышленности на фоне падения внешнего и внутреннего спроса <…> Несмотря на постепенное ослабление карантинных мер в мае-июне текущего года, экономическая активность продолжает находиться под негативным влиянием введенных ограничений», — отмечают в Нацбанке.
Индекс деловой активности в мае составил 44 пункта. Это больше апрельского показателя (37,2), но заметно меньше пограничного показателя в 50 пунктов. А это говорит о том, что бизнес все еще смотрит на ситуацию с пессимизмом. Хоть и не таким сильным, как месяц назад.
«Согласно базовому прогнозу Национального Банка, в 2020 году в результате отрицательного влияния со стороны внутреннего спроса и чистого экспорта ВВП в реальном выражении сократится на 1,8%. Это с учетом поддержки, которую будет оказывать существенный рост потребления сектора государственного управления (фискальный и квазифискальный импульс).
В последующем восстановление экономической активности до потенциального уровня будет происходить на фоне ожидаемого улучшения эпидемиологической ситуации внутри страны, оживления на рынке труда, а также роста доходов населения», — отмечают в Нацбанке.
Внешние факторы
Восстановление экономики страны во многом зависит и от давления извне. В первую очередь – рынок нефти. Ситуация вроде бы улучшается, но пока еще остается нестабильной.
«Положительное влияние на ценовую конъюнктуру на мировом рынке нефти оказывает вступление в действие с 1 мая 2020 года соглашения ОПЕК+ и сокращение добычи нефти в странах вне ОПЕК. А также восстановление потребления нефти, производства и транспортных услуг в Китае, смягчение карантинных мер в некоторых европейских странах и США.
<…> Тем не менее сохраняются риски, связанные с нарушением дисциплины соглашения ОПЕК+ некоторыми странами, высокими показателями запасов нефти в мире и возможным ухудшением торгово-экономических отношений между США и Китаем», — отмечают в Нацбанке.
Оценки по перспективам роста в 2020 году стран – торговых партнеров Казахстана остаются негативными. По прогнозам Consensus Economics, в 2020 году экономика ЕС сократится на 7,7%, России – на 4,1%, экономика Китая замедлится до 1,4%.
Результатом этого станет снижение спроса на сырье, снижение мировых цен и, как итог, сокращение текущего счета платежного баланса Казахстана. 2020 год вообще может завершиться с дефицитом, а это, помимо прочего, серьезное давление на нацвалюту.
«Дальнейшие решения в области денежно-кредитной политики будут основываться на динамике факторов развития ситуации на мировых рынках сырьевых товаров, возобновления роста экономической активности в стране, а также степени отклонения фактической динамики инфляции от прогнозной траектории», — отметили в Нацбанке.
Источник stanradar.com