77 предложений по совершенствованию налогообложения обсуждает рабочая группа мажилиса . Но документ пока сырой. Его наличие косвенно подтвердили в Комитете по госдоходам, когда ответили, что официальной позиции дать не могут. Мол, предложения пока обсуждаются.

Что такое казна? Государственная казна: структура и источники ...

Информацию о готовящихся изменениях в налогообложении подтвердил и первый заместитель Премьер-Министра РК Алихан Смаилов.

Он отметил, что формируется конкретный пакет предложений, который будет вынесен на обсуждение общественности и рассмотрение правительства. Предварительные результаты будут озвучены в августе.

Экономист Жарас Ахметов считает, что пока документ выглядит совершенно неграмотно. Как с экономической, так и финансовой точки зрения. Возможно, реакция общества вынудит создателей его пересмотреть, говорит эксперт.

При этом Жарас Ахметов согласен с тем, что налоговая нагрузка, то есть доля налогов в ВВП у нас раза в три ниже, чем в странах ОСЭР. В Казахстане она чуть ниже 10%, а в этих странах чуть выше 30%. Но это не ставки налогов, а количество налогов. Кроме того, налоговая система сложнее.

Вот часть предложений, касающиеся корпоративного подоходного налога, НДС и акцизов, которые предположительно будут представлены на суд общественности.

КПД

Документ содержит семь предложений по корпоративному подоходному налогу.

Первое

По инициативе сената парламента рабочая группа предлагает исключить освобождение электронной торговли от КПН и НДС, как это было до сих пор. По их расчетам, такая мера принесет в бюджет около 5 млрд тенге

Второе

Речь идет о сокращении срока переноса убытков или исключения нормы переноса убытков с прошлых лет. Здесь планируют дополнительно получить 25 млрд тенге.

Предлагается рассмотреть два варианта перехода на этот режим налогообложения.

  • Сократить срок переноса до 5-ти лет (ежегодно подлежит переносу в размере 20% от суммы убытка, но не более 50% от налогооблагаемого дохода).
  • Предоставить право переноса убытков, только связанных с вложением инвестиций (приобретение оборудования, земельного участка. НИОКР и т. д.) в новые или уже существующие производства.

Кроме того, независимо от выбранных вариантов, отменить перенос убытков на торговлю

Третье

Предлагается внести уплату КПН от субсидирования процентных ставок по займам и возмещения инвестиционных затрат.

Инициаторы исходили из таких соображений, что субсидирование процентных ставок по займам является чистым доходом предприятия. Соответственно, чистый доход предлагается обложить налогом

Четвертое

Исключить освобождение от налогообложения дивидендов, выплачиваемых НП за рубеж.

Рабочая группа приводит в пример большинство стран ОЭСР, таких как Великобритания, Германия, Франция, Италия, США, а также Россию. В этих странах дивиденды, выплачиваемые за рубеж, подлежат обложению подоходным налогом у источника выплаты.

Эта мера может пополнить бюджет государства на 50 млрд тенге, считают инициаторы предложения.

Пятое

Предложение касается ограничения вычетов по «нематериальным» услугам, полученных от нерезидентов на уровне 3% от налогооблагаемого дохода (управленческие, маркетинговые, франчайзинг, консультационные и т. д.).

Инициаторы рассчитывают, что:

  • «нематериальные» услуги крупными налогоплательщиками будут покупаться внутри Казахстана,
  • станет развиваться внутренний рынок экспертной консультации,
  • будет предотвращено уменьшение налогооблагаемой базы,

А главное — в бюджет может поступить 50 млрд тенге

Шестое

Предложение по КПН: распространения норм КИК на все юрисдикции (применение эффективной ставки). А также отмена налоговых льгот по КИКам.

Эффект — 50 млрд тенге в бюджет

Результат:

1. ускорение возврата капитала, принадлежащего резидентам РК из иностранных юрисдикций;

2. справедливый охват иностранных компаний, зарегистрированных во всех странах без исключений;

3. дополнительные поступления в бюджет Казахстан.

А именно — 30 млрд тенге

Седьмое

Предложено установить сбор в размере 15% по всем транзакциям в оффшорные юрисдикции по предварительным подсчетам. Предполагается, что это принесет в госказну 30 млрд тенге

Еще одним результатом станет увеличение приобретения товаров, услуг и работ налогоплательщиками вне оффшорных юрисдикций. В том числе внутри страны.

НДС и акцизы

В этой части рабочая группа внесла пять предложений. И здесь ожидаемые доходы на порядок выше.

Первое

Поэтапное снижение порога постановки на учет по НДС с 30 до 10 тыс. МРП (76 и 27,7 млн тенге соответственно).

Инициаторы говорят, что в Казахстане один из самых высоких порогов постановки на учет по НДС – 30 тыс. МРП (76 млн тенге)

В Швеции, Нидерландах, Германии, Бельгии, Франции, Люксембурге порога по НДС нет вообще. Плательщиками НДС являются все.

  • В России этот порог около $25 тыс.,
  • в Беларуси – $37,5 тыс.,
  • в Кыргызстане – $52,5 тыс.,
  • в Армении — $100,7 тыс.,
  • в Узбекистане – $100 тыс.

Второе

Дифференциация размера возврата НДС. В частности, возврат НДС в размере 50%, 75% и 100% по сырьевым товарам: нефть, металлы, зерно и т. д. Такой механизм применяется в Китае.

Доход в госбюджет — 174 млрд тенге

Третье

Предлагается ввести сниженную ставку НДС на социально значимые товары, при необходимости компенсируя за счет ставок на предметы роскоши и прочее.

Рабочая группа предлагает ввести ставку 8% по СЗПТ и сделать ее постоянной.

Четвертое

Увеличить акциз на ГСМ. По сути, это плавное повышение акцизов на бензин.

Такая мера может принести доход в 120 млрд тенге

Инициаторы этого предложения считают, что акцизы на автобензин в России и Беларуси вдвое-втрое выше казахстанских.

При такой разнице акцизов казахстанский рынок для российских и белорусских НПЗ намного привлекательнее, чем собственный

В этой связи предлагается планово два раза в год (1 июля и 1 января) поднимать акцизы на автобензин по мере снижения мировых котировок.

Рабочая группа считает единственным выходом — синхронно с рынком нефти, переход к биржевому ценообразованию и аукционированию квот на экспорт и импорт ГСМ.

При открытом рынке нефти цены ГСМ на АЗС не поднимутся — мировые тренды не позволят, а в бюджет страны прибудет 300 млн долларов ежегодно, считают разработчики документа.

Они уверены, что для этого необходимо перевести распределение экспортных и импортных квот на автобензин в цифровой формат, чтобы такую квоту мог приобрести любой бизнесмен/инвестор.

Такая конкуренция определит справедливую стоимость экспортной и импортной квоты, которая пополнит бюджет Казахстана. Это принесет в бюджет еще несколько десятков миллионов долларов

Это нужно сделать, чтобы защитить внутренний рынок, избежав коррупции и административного давления.

Пятое

Введение акциза от сахаросодержащих напитков пополнит казну на 23 млрд тенге

Источник stanradar.com